Monday, January 26, 2009
Советы фершала Ерофеича
НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________
(Джек КЭНФИЛД, Жанет СВИТЦЕР "Думать и богатеть! Правила успеха")
ПУСТЬ ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ СЛУЖИТ К ВАШЕЙ ПОЛЬЗЕ
Как только вы начнете действовать, сразу же возникнет обратная реакция, дающая вам понять, правильно ли вы поступаете. Вы будете получать сведения, советы, помощь, предложения, указания и даже критику, которые помогут вам постоянно приспосабливаться и двигаться вперед, непрерывно накапливая свои знания, способности, отношения и взаимоотношения. Но вопросы касательно обратной реакции — только первая часть уравнения. Как только она возникает, вы должны быть готовы тоже давать ответы.
СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВИДА ОБРАТНОЙ РЕАКЦИИ
Вы можете столкнуться с обратной реакцией двух видов — негативной и позитивной. Нам предпочтительнее позитивная, то есть выражающаяся в положительных результатах, деньгах, похвале, повышении, продвижении по службе, довольных заказчиках, наградах, счастье, внутреннем покое, близких отношениях и удовлетворении. Тогда мы чувствуем себя на высоте. Такая обратная реакция свидетельствует, что мы поступаем правильно.
Негативную же обратную реакцию — недостаток результатов, нехватку или отсутствие денег, критику, низкую оценку, жалобы, несчастья, внутренние конфликты, отсутствие карьерного роста (особенно когда нас откровенно обходят или «задвигают в угол»), одиночество, страдания — мы склонны недолюбливать. Однако в негативной обратной реакции пользы ничуть не меньше, чем в позитивной. Она свидетельствует, что мы отклонились от курса, взяли неверное направление, поступаем неправильно. И эта информация так же ценна.
Ценна фактически настолько, что наилучшая мера, которую вы могли бы принять, ощутив негативную обратную реакцию, — это измениться. Лично мне нравится именовать негативную обратную реакцию «уведомлением о возможности усовершенствоваться». Мир уведомляет меня, где и как я могу улучшить то, что делаю. Вот — место, где я могу стать лучше. А вот — шанс исправить поведение и приблизиться к тому, чего мне хочется: заработать больше денег, увеличить продажи, получить повышение по службе, улучшить отношения, повысить школьные оценки или добился большего успеха на спортивном поприще.
Чтобы быстрее достичь своих целей, с готовностью, благодарностью и радостью принимайте любую обратную реакцию, которую посылает вам жизнь.
ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ТЕПЛО, ХОЛОДНО
Есть много способов ответить на обратную реакцию, одни из которых действуют (приближают вас к заданной цели), а другие — нет (задерживают или даже отбрасывают назад).
Проводя тренинги по Правилам успеха, я иллюстрирую этот пункт следующим образом: прошу добровольца из аудитории встать в дальнем углу комнаты. Доброволец представляет собой цель, которой я хочу достигнуть. Моя задача состоит в том, чтобы пересечь комнату и дойти туда, где он стоит. Если я добираюсь туда — я успешно достиг своей цели.
Добровольца я инструктирую действовать как механизм, постоянно генерирующий обратную реакцию. Каждый раз, когда я сделаю шаг, он должен говорить: «Тепло», если я иду прямо к нему, и «Холодно», если я отклонюсь в сторону хоть чуточку.
Потом я начинаю очень медленно двигаться к добровольцу. Когда я иду прямо, он произносит: «Тепло». Каждые несколько шагов я намеренно сворачиваю в сторону, и доброволец говорит: «Холодно». Я немедленно выправляю направление. Через несколько шагов снова отклоняюсь и снова возвращаюсь на верный курс после его обратной реакции «Холодно». После множества таких зигзагов я в конечном счете достигаю своей цели... и крепко обнимаю добровольца.
Потом я прошу аудиторию сказать мне, какое слово доброволец произносил чаще — «Тепло» или «Холодно». Всегда отвечают — «Холодно». И вот что интересно. Я чаще отклонялся, чем выдерживал направление, и все-таки добрался до цели... только благодаря тому, что постоянно принимал меры и выверял их по обратной реакции. То же самое происходит и в жизни. Все, что нам нужно делать, — принимать меры, отвечая на обратную реакцию. Если мы делаем это достаточно старательно и достаточно долго, то в конечном счете доберемся до цели и воплотим свои мечты.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ОБРАТНУЮ РЕАКЦИЮ
Есть много способов ответить на обратную реакцию, но некоторые ответы никуда не годятся:
1. Сдаться и выйти из игры. В вышеупомянутое семинарское упражнение я иногда ввожу новый элемент: где-то посередине пути отклоняюсь от курса и, невзирая на многократные призывы добровольца «Холодно!», «Холодно!», «теряю самообладание» и кричу: «Я больше не могу. Жизнь слишком трудна. Весь этот негативизм и критика не для меня. Я выхожу из игры!»
Сколько раз вы или кто-то из ваших знакомых, получив отрицательную обратную реакцию, попросту сдался? В результате вы в лучшем случае застреваете на прежнем месте.
Получив негативную обратную реакцию, легче не отступить, если помнить, что обратная реакция — просто информация. Воспринимайте ее не как критику, а как руководство к корректировке. Относитесь к ней как к навигационному сообщению, поступающему автопилоту самолета. Автопилот постоянно получает информацию, что самолет забирает слишком высоко, слишком низко, уклоняется далеко вправо или далеко влево, и корректирует его курс. Самолет же от этого не ударяется в керосиновые слезы, не размахивает крыльями и не замирает на месте. Вот и вам не следует воспринимать обратную реакцию так лично. Это — всего лишь информация, предназначенная помочь вам скорректировать курс и побыстрее добраться до цели.
2. Рассердиться на источник обратной реакции. И снова я иду в другой угол комнаты, намеренно то и дело сворачивая в сторону и понуждая добровольца много раз повторять «Холодно». На сей раз я выпрямляюсь, вздергиваю подбородок, упираю одну руку в бедро и, тыча пальцем в «обидчика», воплю: «Сволочи, все вокруг сволочи и гады! Вечно вы только и делаете, что критикуете меня! Выискиваете во мне одно плохое. Неужели никто не может сказать хоть что-нибудь хорошее?»
Подумайте, сколько раз вы гневом и враждебностью отвечали кому-то, чья обратная реакция была искренней и полезной? В результате добились только одного — оттолкнули человека и его обратную реакцию.
3. Игнорировать обратную реакцию. Для третьего варианта демонстрации представьте, что я, заткнув уши пальцами, решительно ухожу в сторону. Доброволец может до бесконечности повторять: «Холодно, холодно, холодно», но я ничего не слышу, потому что уши у меня заткнуты.
Не слушать или игнорировать обратную реакцию — другой бессмысленный ответ. Все мы знаем людей, которые не прислушиваются ни к чьей точке зрения, кроме своей собственной. Им просто неинтересно, что думают другие. Они не хотят слышать ничьего мнения.
Грустно, ведь обратная реакция могла бы значительно изменить их жизнь, если бы они захотели избавиться от своей намеренной глухоты.
Итак, у вас есть три бесполезных варианта ответа на чью-то обратную реакцию: (1) расплакаться, «рассыпаться на части», отступить и сдаться; (2) разозлиться на источник обратной реакции; (3) не слушать или игнорировать обратную реакцию.
Расплакаться и «рассыпаться на части» — вариант просто бесплодный. Он, правда, поможет «выпустить пар», но выведет вас из игры. Не приведет никуда, а только остановит. Не лучшая стратегия успеха! Отступить и сдаться тоже не подходит. Вы, возможно, почувствуете себя более защищенными от потока «негативной» обратной реакции, но и лишитесь возможности воспитать в себе качества, необходимые для победы. На игровом поле жизни невозможно победить, находясь вне игры!
Столь же бесполезно и злиться на источник обратной реакции! Этим вы только заставите его критиковать вас втихомолку, за спиной или просто уйти. Хорошо ли это? Вы можете на время почувствовать себя лучше, но ни успешнее, ни лучше от этого не станете.
На третий день своего семинара, когда все уже довольно хорошо друг друга знают, я прошу всю группу (около 40 человек) встать вокруг меня и как можно большему числу людей задавать следующий вопрос: «В чем вы видите ограниченность моего поведения?» После этого 30-минутного упражнения все садятся и записывают то, услышали. Вам может показаться, что трудно в течение 30 минут выслушивать чужое мнение о своих поступках, но это — такая ценная обратная реакция, что в действительности люди испытывают благодарность за возможность узнать, в чем состоит эта ограниченность, и сделать свое поведение более успешным, выйдя за привычные пределы.
Помните, обратная связь — не более чем информация. Не нужно воспринимать ее как реакцию на свою личность. Ник-го никому не говорит, что тот плохой или ограниченный человек, все указывают друг другу лишь на не лучшие или ограниченные поступки. Это можно только приветствовать и использовать к собственному благу. Самый разумный и продуктивный ответ: «Спасибо за обратную реакцию. Спасибо за то, что нашли время и озаботились тем, чтобы сказать, каким вы видите и ощущаете мое поведение. Я ценю это».
ИЩИТЕ ОБРАТНУЮ РЕАКЦИЮ
Люди, как правило, не станут добровольно выказывать и высказывать вам обратную реакцию. Они точно так же опасаются возможного конфликта, как и вы. Им не хочется ранить ваши чувства. Они боятся вашей реакции. Страшатся вашего порицания. Поэтому, чтобы получить честную и открытую обратную реакцию, об этом следует попросить... и при этом гарантировать человеку «безопасность». Другими словами, не казните вестника.
Самый эффективный вопрос, который стоит задавать родным, друзьям и коллегам: «В чем вы видите ограниченность моего поведения?» Может показаться, что ответы будет выслушивать нелегко, однако большинство людей находят информацию настолько ценной, что испытывают благодарность за то, что им говорят. Вооруженные этой новой обратной реакцией, они могут обдумать и спланировать, как изменить свое ограниченное поведение на более эффективное и продуктивное.
САМЫЙ ЦЕНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ВАМ КОГДА-ЛИБО ДОВОДИЛОСЬ ЗАДАВАТЬ
В 80-х один бизнесмен-мультимиллионер задал мне вопрос, радикально изменивший мою жизнь. Если единственная польза, которую вы извлечете из моей книги — умение применять этот вопрос в своей личной и деловой жизни, можете считать, что вы не зря потратили деньги на покупку книги и время на ее чтение. Итак, что же это за волшебный вопрос, который способен улучшить качество любых ваших взаимоотношений, любых изделий, которые вы производите, любых услуг, которые вы оказываете, любых собраний и занятий, которые вы проводите, любой сделки, которую вы осуществляете? Вот он:
Как бы вы в очках от 1 до 10 оценили качество наших отношений (услуг/изделий) за прошедшую неделю (2 недели/месяц/квартал/полгода/год)?
Вот варианты этого же вопроса, верно прослужившего мне много лет:
Как бы вы в очках от 1 до 10 оценили наше сегодняшнее собрание? меня как менеджера? как родителя? как преподавателя? эти занятия? эту еду? мои кулинарные способности? нашу сексуальную жизнь? этот бизнес? эту книгу?
Любая оценка меньше 10 очков влечет за собой следующий вопрос:
Каким образом можно повысить оценку до 10?
Услышать, что человек недоволен, — мало. Необходимо в подробностях знать, что его удовлетворит: только владея этими сведениями, вы сможете сделать все необходимое для создания лучшего изделия, обслуживания или отношений.
Возьмите за привычку каждый проект, собрание, занятие, тренинг, техническую работу и консультацию заканчивать этими двумя вопросами.
СДЕЛАЙТЕ ЭТО ЕЖЕДНЕВНЫМ РИТУАЛОМ
Я задаю эти два вопроса своей жене каждый воскресный вечер. Вот — типичный сценарий:
— Как бы ты оценила качество наших отношений на минувшей неделе?
— Восемь.
— Что мне сделать, чтобы стало десять?
— Укладывать детей спать без моих напоминаний. Возвращаться к ужину вовремя или звонить мне и предупреждать, что задерживаешься. Терпеть не могу сидеть тут в полном неведении, где ты есть, и ждать неизвестно чего. Если я рассказываю анекдот — не прерывать меня только потому, что ты, по-твоему, расскажешь его лучше. Складывать грязную одежду в корзину для белья, а не сваливать в кучу на полу в прачечной.
Тот же вопрос я задаю и своим помощникам каждую пятницу. Однажды Дебора, когда мы еще только начали работать с нею вместе, ответила: «Шесть».
— Ничего себе! Что мне сделать, чтобы было десять?
— На собрании на этой неделе предполагалось, по-моему, заслушать мой ежеквартальный отчет, но другие вопросы оказались важнее. У меня возникло ощущение, что я какой-то мелкий винтик и что вы уделяете мне гораздо меньше внимания, чем остальным. Мне столько нужно с вами обсудить, а я чувствую себя совершенно незначительной. И еще — вы используете меня не в полную силу. Поручаете мне только самую простую работу. Я же хочу более ответственных заданий, хочу, чтобы вы доверяли мне более важный материал, мне нужны более сложные задачи. Эта работа стала мне скучна и неинтересна. Дайте мне работу посложнее и посерьезнее, или я уйду.
Слышать все это было нелегко, но ее слова были верны, а претензии справедливы и привели к двум замечательным результатам. Я действительно перепоручил ей часть своих важных дел и тем самым освободил себе больше времени. Ну, и получил удовлетворенного и верного помощника, способного работать лучше и для меня, и для компании.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ СПРАШИВАТЬ
Большинство людей опасаются интересоваться обратной реакцией, поскольку боятся того, что предстоит услышать. А ведь бояться-то нечего. Правда есть правда, даже и неприятная, и ее лучше знать, чем не знать. Зная ее, вы можете что-то предпринять, скорректировать в своей жизни, а не зная — так и будете пребывать в «счастливом» неведении, пока не случится какая-нибудь неприятность, исправить которую будет уже потруднее. Так что без обратной реакции вы не сможете улучшить свою жизнь, взаимоотношения, игру или продуктивность.
Но что самое скверное в такой страусиной политике? Вы — единственный, кто пока еще не посвящен в эту тайну. У других уже вошло в привычку сообщать супругам, друзьям, родителям, деловым партнерам и потенциальным клиентам, что их не устраивает. Как мы уже говорили в Правиле 1 («100% ответственности за собственную жизнь»), большинство предпочитают жаловаться, а не предпринимать конструктивные действия, чтобы разрешить свои проблемы. И для них единственная проблема состоит в том, что они жалуются не тому. Им бы следовало все это сказать вам, но они не желают из страха перед вашей реакцией. В результате вы лишаетесь того главного, учтя которое и приняв меры, могли бы лучше работать, учиться, воспитывать детей (и себя), иметь более гармоничные отношения с окружающими и близкими. Чтобы исправить такое положение, вам нужно сделать следующее.
Во-первых, вы должны намеренно и активно интересоваться обратной реакцией. Спрашивайте своего партнера, друзей, коллег, босса, служащих, клиентов, родителей, преподавателей, студентов и тренеров. Спрашивайте чаще. Подобного рода вопросы должны войти у вас в привычку. «Что я/мы могу/можем предпринять, чтобы делать это лучше? Как поступать, чтобы вы поставили мне 10?»
Во-вторых, вы должны быть благодарны за обратную реакцию. Не ощетинивайтесь и не замыкайтесь, а просто скажите: «Спасибо, что взяли на себя труд поделиться этим со мной!» Если вы действительно благодарны, то приобретете репутацию человека, всегда открытого для обратной связи. Помните, обратная реакция — дар, который помогает вам стать более эффективным. Кроме того, старинная китайская пословица гласит: «Благодарность — есть жемчужина Вселенной».
Будьте же всегда благодарны.
Вытащите голову из песка и спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте! И сверяйте сказанное вам со своим внутренним наставником, чтобы выяснить, что вам подходит, а потом начинайте действовать в соответствии с услышанной обратной реакцией. Для улучшения ситуации годится все, в том числе и изменение собственного поведения.
Несколько лет назад наша компания отказалась от услуг одного наборщика, потому что другой предложил нам свои услуги более высокого качества и за более низкую цену. Приблизительно через 4 месяца наш прежний наборщик позвонил и спросил: «Почему-то вы в последнее время перестали меня приглашать. Вероятно, вас что-то не устраивает в моей работе. Мне бы хотелось работать с вами и дальше. Что для этого нужно предпринять?»
Я ответил: «Снизить ваши расценки, повысить качество, вовремя забирать, выполнять и привозить работу. Если вы можете гарантировать нам эти три условия, я дам вам на пробу небольшую работу, и посмотрим». В конечном счете он вернулся к нам, потому что выполнил все три поставленных условия: стал брать плату за работу меньше остальных, забирал, заканчивал и доставлял работу вовремя, да и качество обеспечивал более чем приемлемое. Поскольку он задал вопрос: «Что для этого нужно...», то получил информацию, необходимую, чтобы успешно работать с нами и дальше.
ОНА «ВЫСПРОСИЛА» СВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ ВСЕГО ЗА 3 МЕСЯЦА
Среди книг по похудению одним из бестселлеров была Thin Thighs in 30 Days. И что самое интересное — своим появлением на свет она обязана исключительно обратной связи. Ее автор, Венди Стелинг, работала в рекламном агентстве и работу свою ненавидела всеми фибрами души. Ей хотелось открыть собственное агентство, да денег не было. Она знала, что для этого понадобится около $100 000, и начала интересоваться: «Как побыстрее заработать эту сумму?»
— Напиши и продай книгу.
Она решила, что если напишет книгу, 100 000 экземпляров которой сможет продать за 90 дней (а цену назначила $1 за штуку), то как раз сможет заработать нужные $100 000. Но какого рода книга может понадобиться аж 100 тысячам покупателей?
— Какие книги пользуются наибольшим спросом? — поинтересовалась она.
— Книги по похудению, — пришел ответ по обратной связи.
— Да, но я же в этой области ничего не знаю. Как быть? — спросила Венди.
— Поспрашивай других женщин, — пришел ответ по обратной связи.
И она отправилась в торговый центр и принялась задавать вопросы: «Если бы вы могли похудеть только в одной части тела, то какую бы предпочли?» Подавляющее число женщин ответили: «Бедра».
— А когда вы бы хотели так похудеть?
— В апреле—мае — к купальному сезону, — пришел ответ по обратной связи.
И что она сделала? Написала книгу Thin Thighs in 30 Days («Стройные бедра за месяц») и выпустила ее к 15 апреля. К июню у нее уже были заветные $100 000, а все потому, что она выяснила у людей, что им нужно, и дала им это, воспользовавшись информацией, пришедшей по обратной связи.
КАК ПРОИЗВЕСТИ БЛЕСТЯЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ПОЧТИ НЕ ПРИЛАГАЯ УСИЛИЙ
Вирджиния Сатир, автор классической книги по воспитанию "Peoplemaking", была, вероятно, самым успешным и известным во все времена семейным терапевтом.
За время своей долгой и прославленной карьеры ей довелось поработать в Мичиганском государственном департаменте социального обеспечения, куда ее пригласили разработать предложения по тому, как обновить и реструктурировать Отдел социального обеспечения, чтобы он лучше обслуживал население. Через два месяца она положила на стол руководству отчет на 150 страниц, о котором они сказали, что в жизни не видели столь удивительной работы. «Просто блестяще! — было единогласное восхищенное мнение. — Как вам удалось все это придумать?»
Она ответила: «О, я просто обошла всех соцработников вашей системы и спросила, что, по их мнению, нужно сделать, дабы система работала лучше».
ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ОБРАТНОЙ РЕАКЦИИ
Хотим мы того или нет, спрашиваем или же прячем голову в песок, обратная реакция все равно настигает нас в самых различных формах. Что-то говорят коллеги. Вдруг приходит правительственное распоряжение. Или банк отказывает вам в ссуде. Или появляется особая возможность, возникшая благодаря каким-то предыдущим вашим действиям.
Что бы это ни было — прислушивайтесь к обратной реакции. Просто сделайте шаг и... слушайте. Сделайте другой и снова слушайте. Если вы слышите «Холодно», сделайте шаг в направлении, которое кажется вам верным и на котором вы надеетесь услышать «Тепло»... и слушайте. Слушайте то, что происходит снаружи, что говорят вам другие, но слушайте и то, что происходит внутри вас, что говорят вам тело, чувства и инстинкты.
Говорят ли ваш разум и тело: «Я счастлив. Мне это нравится. Я делаю эту работу с удовольствием, она — правильная»? Или же: «Я устал. Мои чувства иссякли. Я эмоционально истощен. Все это мне как раньше не нравилось, так и сейчас. Этот парень не вызывает у меня никаких симпатий»?
Какова бы ни была обратная реакция, не оставляйте без внимания ее предупредительных сигналов. Никогда не идите против своих внутренних ощущений. Если с ними что-то не в порядке — что-то не ладится и снаружи.
ВСЯКАЯ ЛИ ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ ТОЧНА?
Но не всякая обратная реакция полезна или точна. Следует присмотреться к источнику. Например, если пьяный муж заявляет вам: «Ах ты ...(трам-та-ра-рам) этакая...» — то эта обратная реакция, скорее всего, и не точна, и не полезна. А вот тот факт, что ваш муж пьян и зол — это как раз та обратная реакция, к которой вам следует прислушаться.
ПРИСМАТРИВАЙТЕСЬ К ПОВТОРАМ
Кроме того, следует присматриваться к повторам, к шаблонам в обратной реакции. Как любит говорить мой друг Джек Ро-зенблюм: «Если кто-то скажет вам, что вы — лошадь, он сумасшедший. Если трое говорят, что вы — лошадь, это уже заговор. Но если десятеро утверждают, что вы — лошадь, пора покупать седло».
Дело в том, что, если несколько человек говорят вам одно то же, в этом, скорее всего, есть зерно истины. Зачем же сопротивляться? Вы можете считать правым себя, но лучше задайтесь вопросом: «Я предпочитаю быть правым или счастливым? Я предпочитаю быть правым или быть успешным?»
Есть у меня друг, который предпочитает быть правым, чем счастливым и успешным. Он злится на любого, кто пробует выдать ему обратную реакцию. «Не смейте говорить со мной в таком тоне, юная леди». «Не надо советовать, как мне вести свой бизнес. Это — мой бизнес, и я веду его так, как считаю нужным». «А мне ничуть не интересно, что вы там думаете». Он всегда жил по принципу «думай, как я, или уходи». Его не интересовало ни чье-то мнение, ни обратная реакция. В результате от него отвернулись жена, обе дочери, клиенты и все служащие. Он дважды развелся, дети перестали с ним разговаривать и два предприятия обанкротились. Но оставался всегда «прав». Бог ему судья, но вы-то не попадайтесь в эту западню. Это — тупиковый путь.
Какую обратную реакцию вы получаете от своих родных, друзей, противоположного пола, коллег, босса, партнеров, клиентов, продавцов и даже своего тела, которому просто обязаны уделять больше внимания? Попадаются ли какие-нибудь необычные повторы? Составьте список и рядом с каждым пунктом запишите действие, которое, по-вашему, стоит предпринять, чтобы вернуться на правильное направление.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НЕУДАЧЕ
Когда все указывает, что вы потерпели неудачу, есть множество способов отреагировать должным образом и продолжать двигаться:
1. Признать, что вы сделали все возможное при тогдашнем вашем уровне понимания, знаний и навыков.
2. Признать, что вы «уцелели» и можете без страха и упрека справиться с любыми и всеми последствиями.
3. Записать все, что вы узнали из нового опыта. Заведите специальный файл в компьютере или журнал под названием Новое понимание и выученные уроки и почаще его читайте. Спрашивайте у других, имеющих отношение к вашему новому опыту — членов команды, служащих, клиентов и т.п., — что узнали они. Я, например, часто прошу своих сотрудников на листе бумаги сверху написать «Я понял, что...» и перечислить все, что они могут вспомнить за 5 минут. Затем мы составляем список с заголовком: «Как в следующий раз делать это лучше».
4. Непременно благодарите каждого за обратную реакцию и понимание. Если кто-то в своей обратной реакции проявляет враждебность, помните, что это не свидетельствует о вашей некомпетентности или несимпатичности, а только лишь о степени неуверенности этого человека. Но и тогда следует его поблагодарить за обратную реакцию. Объясняться, оправдываться и обвинять — только попусту тратить свое и его время. Просто не принимайте обратную реакцию огульно, а выбирайте то, что применимо и ценно для будущего, остальное же — пропускайте мимо ушей.
5. Устраните возникшее непонимание и сделайте все необходимое, чтобы впечатление от обратной реакции было полным, — в том числе принесите положенные в таких случаях извинения или сожаления. Не пытайтесь скрыть неудачу.
6. Найдите время оглянуться и пересмотреть свои успехи. Важно напомнить себе, что успехов у вас было куда больше, чем неудач. Значительно чаще вы поступали правильно, чем ошибались.
7. Смените обстановку. Проведите некоторое время в позитивной обстановке с любящими вас друзьями, семьей и коллегами, которые могут укрепить вашу самооценку и уверенность в себе.
8. Вновь сконцентрируйтесь на своих мечтах. Припомните пройденные уроки, пересмотрите первоначальный план действия или создайте новый, а потом идите дальше. Оставайтесь в игре. Продолжайте стремиться к осуществлению своих мечтаний. На этом пути вам предстоит сделать еще много ошибок. Так что отряхните пыль минувшего со своих сапог, вновь прыгайте в седло и — вперед.
(Джек КЭНФИЛД, Жанет СВИТЦЕР "Думать и богатеть! Правила успеха")
КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment