Monday, April 13, 2009

Советы фершала Ерофеича: ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

"Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный ответить."
(Чарлд Калеб Колтон)

ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Миллионы людей в России каждый год сдают экзамены. Что такое экзамен по своей сути? Это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. Испытывают школьников, студентов, соискателей ученых степеней, выпускников академий и новых учебных структур, выпускников автошкол. Поскольку многие из этих миллионов недостаточно хорошо знают предмет и психологически зависят от экзаменаторов, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций – волнуются, беспокоятся, напрягаются, боятся. Экзаменуемые психологически не защищены ни от волн негативных переживаний, обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от нервных болезней, порожденных этими заболеваниями, ни от физиологических расстройств и телесных болезней. Сколько язв желудка и сердечных расстройств было вызвано экзаменами, к которым люди оказались не готовыми!

Я сам был свидетелем того, как студент пятого курса умер от инфаркта в результате переутомления от подготовки к госэкзаменам и необходимости писать одновременно два диплома – себе и жене, а кроме того подрабатывать на двух работах, чтобы прокормить свою семью, в которой родился маленький ребенок.

Но даже если не брать такие экстремальные, из ряда вон выходящие крайние случаи, то следует признать, что предэкзаменационный невроз – это прескверное состояние, делающее человека открытым для любых ударов. Он может получить эти удары от экзаменатора, сказавшего ему слова, содержащие незначительную критику, но вызывающие очень болезненную реакцию, от своего соседа по экзамену, отказавшегося дать шпаргалку, от самого себя, вдруг потерявшегося перед ответом и забывшего весь материал, от своих мыслей о том, что его заберут в армию, если он не сумеет пройти сквозь этот барьер. Во время предэкзаменационного и экзаменационного стресса у экзаменующегося может возникать страх, у него пересыхает горло, становится глухим голос, делается бессвязной речь, тупеет ум, возникает волевой и двигательный ступор, уходит жизненная сила, ощущается психоэнергетический пробой, отключается память.

Перед тем как войти в экзаменационную аудиторию, студентов охватывает паника, они задают друг другу вопросы, пытаясь собрать воедино осколки разрозненных знаний. Кто-то беспокойно ходит по коридору, кто-то лихорадочно листает учебник или конспект, а кто-то просто застывает, сидя на стуле, как будто в ожидании казни. Все, кто учился в институте, вспомните, как сама мысль о предстоящем зачете, экзамене, сессии, портила вам настроение.

Стресс, связанный с экзаменом – это, в принципе, частный случай стресса и можно было рассматривать его в главе "Защита в конкретных ситуациях". Однако поскольку он предполагает не только защиту своего профессионального уровня, но и своего психоэмоционального состояния и энергетического тонуса, да еще и требует интенсивной интеллектуальной деятельности, напряжения ума и памяти, считаю, что его нужно рассматривать отдельно.

Мне часто приходилось консультировать старших школьников, абитуриентов и студентов, которых приводили родители, надеющиеся, что их чадам помогут снять страхи перед экзаменами и дадут психологическую подготовку, необходимую для поступления в вуз. Как правило, все проходило благополучно, экзамены сдавались, и молодые люди проходили очередной барьер в их образовательной лестнице. С некоторыми, наиболее подверженными напряжениям, приходилось работать дополнительно.

Для меня работа с молодыми людьми, желающими избавиться от страха перед экзаменами, доставляет особое удовольствие – я несколько лет работал психологом в вузе, где разработал метод саморегуляции для студентов и проводил с ними сеансы психотренинга. Кроме того, на эту же тему я писал диссертацию. В работе с ними я опирался и на собственный студенческий опыт, где – увы, такова уж была стихия бурной молодости – весьма часто приходил на экзамен абсолютно неподготовленным. Тогда я еще не умел полностью снимать с себя волнение, как, полагаю, мне удалось бы сделать это сейчас, но у меня в принципе, получалось мобилизоваться, собираться с силами, концентрироваться на подготовке к ответу, настраиваться на речевой поток. Иногда удавались самые фантастические импровизации. Помню, однажды я вытащил билет, где было два вопроса, и первый я не знал вообще. Когда до меня дошла очередь, я попросил разрешения отвечать со второго вопроса, который знал неплохо, и начал говорить вначале бойко и уверенно и после того, как преподаватель убедился, что материал мне знаком, я начал говорить все более монотонным и скучным голосом. Я интуитивно чувствовал, что мое спасение состоит в том, чтобы он заскучал и на какое-то время отключился от меня, что и произошло. После этого я на этой же ноте произнес: "Перехожу ко второму вопросу", где я мог сказать только несколько фраз, которые на разные лады несколько раз повторял перед едва не заснувшим экзаменатором. Почувствовав, что он вот-вот выйдет из оцепенения и убедившись, что у него создалось впечатление, будто я говорил долго, я сказал, что закончил и тут же вернулся, к первому вопросу, извинившись за то, что не досказал по нему еще один пункт. Преподаватель поставил мне крепкую четверку, задав только один вопрос по смежной теме.

Вспоминаю об этом не потому, что хочу, чтобы студенты не учили преподаваемые в вузе предметы, а учились ловко выкручиваться и манипулировать преподавателями. Все-таки в той сессии у меня это была единственная четверка на фоне остальных пятерок. Просто хорошо знаю, что многие двойки и тройки на экзаменах получены не потому, что студенты не знали материала, а потому что они не умели справляться с предэкзаменационным стрессом.

СОВЕТЫ ЭКЗАМЕНУЮЩИМСЯ

Вот какими мыслями решила поделиться с читателями педагог со стажем, в течение десяти лет посещавшая мои занятия по психоэнергетической защите, Светлана Рыкова, написавшая небольшую рекомендацию на тему: "Как хорошо сдать экзамен".

"Обычно принято делить человечество на гуманитариев и людей математического склада ума. Энциклопедистов весьма мало, чему приходится искренне сожалеть.

Ребенку, которому нравятся гуманитарные предметы, трудно даются предметы технического цикла и наоборот. Сдача экзаменов по нелюбимым предметам – целая проблема, а порой, и нервный стресс, выматывающий организм.

Как же сменить ситуацию или хотя бы облегчить ее? Попробуем разобраться в этом, а вернее, предложить свой выход из данной ситуации.

Я по складу ума гуманитарий. Больше всего в школе я любила уроки истории. По этому предмету у меня всегда были хорошие отметки, независимо от моего отношения к личности преподавателя. Нелюбимыми предметами были математика и физика. Я имела по ним четверки, но и они давались мне с трудом.

Но интересен один факт. В четвертом классе одну четверть у нас вела математику пенсионерка: обаятельнейшая женщина, любящая детей и свой предмет. Я влюбилась в нее и очень хотела все время доставлять ей что-нибудь приятное. И получала пятерки. В этой четверти по математике у меня была отличная отметка. Но учительница ушла, и моя математическая стезя пришла в упадок.

Да... Если бы все учителя были такими как та, из моего далекого детства!

Через восемнадцать лет после окончания школы я оказалась уже за партой Московского педагогического университета на вечернем отделении. И, о боже! Опять моя нелюбимая математика. Да не просто, а высшая. Меня охватило уныние, опустились руки.

В этот момент я как раз читала одну из книг Живой Этики, где мне бросилась в глаза фраза о том, что по законам высшей математики построен Космос. Меня всегда притягивал к себе таинственный мир Вселенной. Если я хочу хоть чуточку его понять, подумала я, то надо понять и высшую математику.

Итак, первый шаг был сделан. Я развернулась к математике лицом. Как только отношение к предмету стало меняться, у меня появился "спортивный" математический интерес. Несмотря на то, что теория мне давалась при помощи больших эмоциональных и интеллектуальных затрат, практические задачи я решала с большим удовольствием. Я испытывала особое удовольствие, ощущая работу мозга, и исчезло сомнение в необходимости математики лично для меня.

Все контрольные и самостоятельные писались мной на хорошие отметки. Но близились экзамены. Со школьной скамьи терпеть их не могла: был всегда сильный мандраж, который как бы парализовывал не только физическое тело, но и вызывал временное оледенение серого вещества.

Я поняла, что должна как-то подготовиться, а не просто вызубрить билеты. Должно быть что-то другое. Сев у себя в комнате на диване, я стала размышлять о высшей математике, о ее необходимости. Тут на ум пришли рассуждения Платона о мире идей, современное утверждение некоторых ученых о существовании информационного поля вокруг Земли.

Наверно, подумала я, существует мир идей высшей математики, физики и других наук. Тогда я решила, что попробую войти в информационное поле предмета моего экзамена. А может, я уже побывала в нем, когда рассуждала о важности высшей математики?

Сев прямо, я расслабилась и сосредоточенно, но не напряженно, стала опять думать об идеях математики. "Если существуют покровители и распространители идей этой науки, помогите мне сдать экзамен на положительную отметку!" – попросила я немного по-детски.

Потом несколько раз я мысленно, в своем воображении, представила, как вхожу в кабинет математики, вытягиваю билет, решаю задачи и отвечаю теорию и получаю, весьма скромно, пятерку. Ничуть не меньше.

Наступил день экзамена. С утра, проделав вышеуказанную процедуру еще раз, я отправилась на экзекуцию. По дороге я убеждала себя, что все, что должно быть, все равно будет, и вообще, наступит вечер, когда экзамен будет позади. Вспомнился и перстень Соломона с начертанием "И это пройдет!". Я не ощущала уже никакого страха, и было сплошное спокойствие.

Проигранная в моем воображении картина сдачи экзамена по математике повторилась один в один в жизни и далее с некоторым добавлением: я помогла решить задачи одной своей однокурснице.

Эту схему я пробовала повторять не раз, и результат был положительным. Поэтому осмелюсь предложить читателям свой алгоритм сдачи экзаменов.

Попробуйте найти положительные стороны того предмета, который будете сдавать. Порассуждайте о его пользе для человечества.

Сядьте прямо (позвоночник должен быть прямым). Сосредоточьте свое внимание на середине груди. Оттуда мысленно поднимитесь в мир идей данного предмета и попросите у Высших Сил помощи в лучшем понимании его и удачной сдаче экзамена.

Мысленно представьте, что вы пришли на экзамен, достали билет и ответили его на хорошую отметку. (Хочу заметить, что учить за вас материал никто не будет. Только к имеющемуся приложится. Т.е. учить предмет все равно надо.)

Утром в день экзамена повторите эту процедуру. Верьте, что будет именно так. Не допускайте страха. Помните о Высшем.

Я верю – удача вам улыбнется!"

Можете попробовать советы Светланы сами или предложить их своим учащимся знакомым.

Итак, чтобы успешно, совсем без стрессов или с минимумом переживаний сдавать экзамен, желательно, чтобы были выполнены следующие условия.

Иметь хотя бы минимум знаний по предмету, что бы хоть что-то суметь рассказать. Из только что описанного случая видно, что меня от провала спасло то, что я хорошо знал один из двух вопросов. Если вы не знаете ни одного, вам остается разве что загипнотизировать преподавателя, но, к сожалению или к счастью, вы не обладаете способностями Вольфа Мессинга, который мог ввести в состояние гипноза не то, что вузовского профессора, но даже неподкупного кассира из Сбербанка, выписавшего ему по предъявлению белого листа бумаги (вместо предъявления сберкнижки и положенного в таких случаях заполненного бланка) большую сумму денег. Потому набирайтесь знаний.

Попытаться отделиться от страха, беспокойства и напряжения, вызванного предстоящим испытанием, для чего полезно расслабить мышцы, пропустить сквозь все тело поток релаксирующей энергии и мысленно отделиться от самой энергетической субстанции боязни и напряжения, растворяя его словно темное облако в небе.

После этого пробовать мысленно прокручивать в сознании образ предстоящего экзамена, учась проживать его во всех деталях и настраиваясь на положительный результат. Внутренне не уходите при этом от понимания и представления трудности ситуации, но старайтесь верить, что все будет хорошо. Попытайтесь преодолеть страх перед возможной неудачей. (Лучше это делать не перед беседой с экзаменатором, а за какое-то время перед экзаменом. В конце концов, мир не перевернется, если вы не сдадите этот экзамен именно сейчас. Впереди будет масса возможностей.)

Непосредственно перед тем как войти в аудиторию, можете в течение двух минут интенсивно помолиться Высшим Силам, прося их, чтобы они дали вам силу спокойствия и удачи.

Можете также попросить, чтобы вы получили тот билет, который знаете. Как ни странно и смешно, но нередко срабатывает и эта молитвенная просьба, и вы действительно получаете билет с известными темами. Я не один раз сталкивался с этой закономерностью.

Взяв билет, перед тем как начнете готовиться, закройте глаза, постарайтесь максимально расслабиться и снять ненужное напряжение и волнение. Можете представить, что мягкий и приятный поток релаксирующей энергии, который идет сверху вниз, наполняя ваше тело от головы до ступней, уносит все напряжение в землю.

После этого затратьте еще одну-две минуты и проделайте упражнение: "мысленное посещение места силы", чтобы наполниться освежающей энергией и максимально мобилизоваться. Повторите про себя несколько раз формулу самовнушения: "У меня прекрасная память, я помню все!" и после этого начните писать ответы на вопросы.

Если что-то забыли, то не отчаивайтесь, а временно переключитесь на конспективное фиксирование того, что знаете и помните – может быть, чуть позже вспомнится и эта затруднительная информация. Если она так и не вспомнится, напишите какую-то ключевую фразу о ней, предназначенную зафиксировать для преподавателя, что вы все-таки что-то о ней знаете. И после этого готовьтесь сразу перейти к знакомым для вас темам. В то же время, если вы чувствуете и тем более знаете, что этот преподаватель любит "копать" материал подробно и может зацепиться за вашу камуфляжную фразу, то лучше вообще ничего не говорите – может быть, пронесет.

К моменту завершения подготовки потратьте хотя бы минуту-две на изучение манеры преподавателя, опрашивающего в данный момент других студентов. Соотнесите то, что вы приготовили с тем, что ему нужно от студентов. Что он принимает, а чего не любит? Настройтесь на его темп, ритм вопросов и режим диалога со студентами, чтобы отвечать в той же тональности.

Заготовьте красивую первую фразу или даже несколько фраз и произнесите ее максимально уверенно – первое впечатление имеет решающее значение.

Войдите в образ максимально уверенного, психологически и психоэнергетически защищенного и знающего человека, которого ничем невозможно выбить из себя. Вы должны быть готовы ко всему. Если вы абитуриент или сдаете экзамен в автошколе, то должны понимать, что у экзаменационной комиссии есть четкая установка сверху – валить всех сомнительных кандидатов, оставляя только "своих" и самых подготовленных. В этом случае, если вы не входите в число "своих" (то тогда вам и не нужна эта глава), у вас единственная возможность – быть в числе самых подготовленных. А это для вас означает не только хорошо знать предмет, но отвечать так бойко и уверенно, чтобы преподаватель был вынужден признать – вы очень сильный соискатель. Только учтите, что броня защищенности, которую вы на себя надеваете в данный момент, должна быть не тяжелой кольчугой средневекового рыцаря, которая мешает вам свободно общаться с экзаменатором, а легким скафандром, приносящим удачу.

Войдя в свободный речевой поток, старайтесь говорить гладко и бойко, не запинаясь, не смущаясь, специально не подбирая слова. Помните, что подобные паузы действуют на преподавателя как свидетельство, что вы либо совсем не знаете материала, либо знаете его слишком плохо. Если вы чего-то не знаете, все равно говорите около него в смысловом отношении, делая это на одном дыхании уверенно и бойко. Помните историю, про то, как я сдавал экзамен. У вас есть шанс, что преподаватель не будет вслушиваться в вашу в целом бойкую речь и потому вы, что называется, проскочите.

Экзамены в школе и вузе – серьезный стресс, но не надо преувеличивать его масштаб и значение. Вся человеческая жизнь – сплошной экзамен, который вы должны сдавать, непрерывно подтверждая свою компетентность, профессиональную и человеческую состоятельность. И порой эти ситуации бывают куда серьезнее, а спрос в них – больше. Потому – расслабьтесь и получайте удовольствие от потока информации, который в нужное время и место всегда должен проходить сквозь вас. Пройти сквозь такое испытание всегда в ваших силах.

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: