Tuesday, April 21, 2009

Клуб Психологического Атлетизма: МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Большую часть жизни современный человек проводит на публике. От навязчивого людского присутствия не скрыться нигде – ни в парке, ни на природе, где тебя обязательно достанет неожиданно громкий звук транзистора, принадлежащего каким-нибудь туристам-меломанам, ни в тишине собственной квартиры, немедленно взрываемой шумными голосами из телевизора, стоит только его включить. Однако такое, скорее фоновое, присутствие свидетелей все-таки можно вынести – когда нас никто не знает, и мы не знаем никого, нам все-таки легче, хотя в этом публичном одиночестве есть тоже свои проблемы... Когда же приходится участвовать в общении на публике, мы можем рассчитывать на что угодно, только не на спокойствие. Но самое болезненное и неудобное общение на людях – это так называемое публичное выступление. Многие люди очень дорого дали бы за то, чтобы кто-то другой публично выступал вместо них.

К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя. Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой-большой аудиторией, которую они видят в первый раз. Но и в случаях личного знакомства с теми или иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело. Подавляющее большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

С чем же связано мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением? Видимо, с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью, мешающей нам проявить перед другими людьми нашу собственную природу такой, какая она есть. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или даже в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него компанией, от общения с которой можно получить что угодно. В зависимости от характера своего выступления и личных особенностей человек ожидает от этих людей агрессии, насмешек, неожиданных вопросов, пренебрежительной реакции, проявления снобизма, холодного отчуждения, полного демонстративного равнодушия, подчеркнутой холодности. Иногда он действительно получает от людей такую реакцию, которая в главном совпадает с его ожиданиями. В некоторых случаях отрицательная реакция людей, пришедших на публичное выступление, минимальна, почти незаметна, но напряженный, словно струна, человек, столкнувшись с самым легким отрицательным отношением к своей личности и самому выступлению, впитывал в себя колоссальную порцию стресса. Иногда человеку казалось, что его столь плохо примет публика, что он даже разочаровывался, когда все проходило довольно гладко, и его избыточное напряжение оказывалось ненужным. Порой лицо, выступающее публично, чувствует стресс из-за психоэнергетического перегрева – если его выступление задело аудиторию за живое и при этом не понравилось какой-то части публики, то на тонком плане происходит столкновение ауры выступающего и множество аур недовольных людей. Даже если люди молчат, это нередко воспринимается ждущим аплодисментов человеком как обида, смертельное оскорбление, пощечина, которую невозможно пережить. Мне рассказывали артисты, что когда внезапно натыкаешься на холодное молчание зала, то начинаешь чувствовать себя навязчивым паяцем, которому противна своя роль. Потому в таких случаях нередко возникает забвение самой элементарной информации. Кстати, важной мишенью во время ударов, полученных на публичных выступлениях, оказывается не только аура и мир эмоций, но именно сфера памяти. Актеры в таких случаях могут забыть хорошо выученный монолог, а лектор – важные сведения для слушателей.

Конечно, бывают заранее заготовленные вопросы, которые совершенно выбивают из себя психологически неподготовленного человека. Однажды мне на заре перестройки довелось наблюдать, как прямо во время предвыборных встреч кандидатов в депутаты с избирателями группа поддержки одного из будущих народных избранников сочиняла каверзные вопросы своим противникам. Один из экспромтов, прозвучавший на всю аудиторию из нескольких сотен человек и адресованный пожилому соискателю депутатского счастья из бывших мидовских работников гласил: "А правда, что ваша жена коллекционирует драгоценности и во время поездки в Париж купила себе бриллиантовое кольцо за миллион франков?" Дело было еще в советское время. Тогда еще не было настоящих политтехнологов, имиджмейкеров, пиарщиков, и дипломатический работник, плохо проинструктированный, что надо говорить в таких случаях, весь покрылся пятнами и с дрожью в голосе начал оправдываться: "Что за ложь! У нас таких зарплат нет... А если бы были, нам бы совесть не позволила. Что вы себе позволяете?" Конечно, это вызвало смех, шум в зале, свист и ропот неодобрения.

После встречи мы с моим товарищем, тоже психологом, пришли к выводу, что нужно было ответить примерно так: "А почему вы так низко оцениваете мою жену? Ни за миллион, а за миллиард, не франков, а долларов, не кольцо, а ювелирный магазин на Елисейских Полях. Но если серьезно, то мы с женой коллекционируем не драгоценности, а умно заданные вопросы, но ваш вопрос к этому жанру не относится".

Однако когда начинаешь изучать психологию публичного выступления, то быстро убеждаешься, что далеко не всегда шок или неприятные эмоции, переживаемые человеком, который выступает публично, есть результат сознательных действий со стороны отдельных людей или групп лиц из зала. Неуверенный лектор и незащищенный артист чаще всего бывают выбиты хаотической энергией большой массы людей или отсутствием того восторга и положительного приема у публики, на который он рассчитывал. Это действует на многих, как холодный душ, и почти полностью парализует их активность, как оказывается, целиком зависящую от отношения других людей.

Данный закон можно проследить не только в профессиональной публичной деятельности начинающих актеров, недостаточно опытных преподавателей и докладчиков на конференции, но и в ситуациях неформального общения человека с большими компаниями и группами людей. Вспомните, разве не было в вашей жизни случаев, когда вы рассказывали в компании из десяти-двадцати и больше человек какую-то историю, случай, анекдот, передавали информацию, казавшуюся вам важной не только для вас, но и для них, но в ответ получали такую реакцию, после которой впору было уходить или даже убегать? Разве вы не сталкивались со случаями, когда на вашу улыбку, шутку, деловое или чисто человеческое предложение вам коллективно отвечали внезапной грубостью, издевательствами, насмешкой, холодом, равнодушным молчанием, непонятной паузой? Если да, то вам будет лучше понятна моя мысль о том, что жизнь любого самого незаметного человека в отдельные моменты становится публичным выступлением, где ему не только аплодируют, но и освистывают. Любой весельчак и душа компании, знающий не меньше тысячи анекдотов (один мой друг, живущий на Кавказе, по нашим совместным подсчетам, знает их не меньше 5 тысяч), – это миниактер и кумир публики, срывающий аплодисменты, пусть не на стадионе, но в масштабе квартиры, а любой закомплексованный человек, безуспешно претендующий на внимание людей, – это освистанный актер, роль или этюд которого не понравились случайным зрителям на подмостках жизни. Вся жизнь есть непрерывная самопрезентация. Поэтому все, кто не хочет быть освистанными или отвергнутыми публикой, пришедшей на ваше представление, должны учиться искусству публичного выступления.

Обычный человек с не очень высокой самооценкой, столкнувшись с коллективным неприятием его выступления в малой, средней или большой группе, реагирует на это примерно так же, как и неуверенный в себе актер на свой сценический провал, – у него перехватывает дыхание, садится голос, возникают мышечные зажимы, становятся неловкими движения, делается бессвязной речь, возникают провалы в памяти. Чем слабее человек, тем заметнее его переживания, возникающие в ответ на реакцию аудитории. Чем сильнее человек, тем он, как правило, лучше в таких случаях скрывает свою досаду. Сильный, уверенный и тем более самоуверенный человек не позволяет себе ни показывать свою слабость на публике, ни впадать в депрессию по поводу отвержения или насмешек в свой адрес. Он держит марку и внешне и внутренне.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Повышение защищенности в публичных выступлениях начинается как всегда с профилактики и предварительной тренировки. На сцене учиться держать удар бывает поздно. Перечислю главные методы развития в себе этого свойства на профилактической стадии.

1. Осознание страха. Как бы вы ни бодрились, но выступать перед большой аудиторией боится каждый. Чтобы понять это, представьте, что через десять минут вам совершенно реально в течение получаса нужно принять участие в популярном ток-шоу, где до безобразия раскрепощенные журналисты, слегка кривляясь, будут самоутверждаться, задавая вам самые разные каверзные вопросы. Ваше представление этой сцены и погружение в нее должно быть как можно более ярким. Побудьте внутри подобной воображаемой ситуации одну-две минуты, а потом спросите себя, что вы чувствуете – радость от того, что вам предоставили трибуну, безразличие или напряжение, граничащее со страхом. Убежден, что если вы будете честны с самим собой, то обнаружите, что ваше тело слегка напряжено, что вы чувствуете дискомфорт и мышечные зажимы в каких-либо группах мышц и телесных зонах, а ваше дыхание значительно участилось. Отсутствие этих и других подобных же признаков скорее всего означает, что вам не удалось глубоко войти в такую воображаемую ситуацию. Постарайтесь не просто осознать наличие страха, но и увидеть его мышечный "рисунок".

2. К свободе через расслабление. Тренируйтесь в умении быстро и легко расслаблять все участки своего тела, включая и те его зоны, которые регулярно напрягаются при одной только мысленной картине публичного выступления. Существует масса методов релаксации, описанных во многих книгах по аутогенной тренировке и психотренингу. Самые распространенные из них:

создание образа мягкого и теплого потока энергии, которая по вашему приказу и под контролем движется по телу либо снизу вверх, либо сверху вниз, наполняя каждую его клеточку (образ энергии можно заменить образом теплой воды или пара):

многократное мысленное повторение какой-либо аутогенно-медитативной формулы самовоздействия, например, "мягкий поток расслабляющей энергии наполняет меня", или "я расслабляюсь!";

мысленный счет от одного до десяти и обратно, подкрепляющий перемещение образов по телу;

представление себя в положении лежа в полном расслаблении, можно даже поместить себя на облако, где вы будете парить и растворяться (в хатха-йоге это шавасана, так называемая "поза трупа");

Добившись полного расслабления с помощью мысленного психотренинга, перенесите этот образ в картинку своего публичного выступления. Попытайтесь представить и реально почувствовать, что вы совершенно свободны от сковывающего вас страха и напряжения.

3. Позитивное направление мысли. Научитесь думать о предстоящем публичном выступлении с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. Сделайте удовольствие не просто умственной установкой, но реальным живым переживанием, энергия которого ощутима во всем вашем существе, включая тело.

4. Идеальный оратор. Мысленно войдите в образ яркого блестящего оратора-златоуста, речь которого льется из горла абсолютно свободно без каких бы то ни было тормозов и комплексов. Конечно, это не должно быть пустой болтовней без участия души и сердца. Запомните ощущение свободы и наслаждения, которую вам дает эта фантазия, после чего попытайтесь вносить этот умственный образ в свое реальное поведение и речь.

5. Тренинг красноречия в жизненных ситуациях. Начните тренировать свое искусство публичного выступления с отрабатывания новой роли и образа в малых группах, среди друзей и знакомых, учась рассказывать интересные истории и приковывать к себе внимание слушателей как можно дольше, все время подбрасывая в него, словно дрова в костер, новую информацию и энергию вашего интереса к слушающим.

6. Консультируйтесь у логопеда. Работайте над дикцией и произношением. Если в них есть серьезные дефекты, обратитесь к хорошему логопеду или к специалисту по сценической речи. У вас не должно быть комплексов по поводу собственной речи.

7. Работа над интонацией. Старайтесь сделать более богатой и эмоционально-насыщенной вашу интонацию – ведь она индикатор вашего подлинного отношения к тому, о чем вы только что говорили. Если вы говорите, что вас нечто очень интересует, но при этом ваша интонация скучна и невыразительна, никто из слушателей вам просто не поверит.

8. Послушное тело. Сознательно работайте над вашим телом в процессе общения. Наблюдайте, как вы двигаетесь, какие позы чаще всего принимаете в общении, как реагируют на них ваши партнеры по общению, какие движения и жесты вы любите делать. Вырабатывайте собственный репертуар поз, движений и жестов, которые вам позволят во время публичного выступления успешно балансировать между обаянием и защищенностью.

9. Упругость в общении. Помните одно из правил жизни, которое установил себе Лев Толстой в молодости: не пропускать ни одного оскорбления или колкости в свой адрес без того, чтобы немедленно не ответить на него вдвойне колко и решительно. Слова "матерого человечища", конечно, не стоит понимать буквально, иначе можно превратиться в мелочного склочника, однако полезно уловить дух этой мысли Толстого. Он призывает к упругости в общении. Чтобы понять для себя, что значит подобная упругость, полезно, на мой взгляд, обратиться к знаменитому фильму "Титаник" и вспомнить эпизод, как главный герой фильма в ответ на словесный "наезд" и колкости в свой адрес со стороны богатого жениха его будущей любимой женщины кинул ему в руки маленький резиновый мячик. Тому ничего не оставалось делать, как поймать его и бросить мячик ответно лишь позднее. Попробуйте представить, что слово, особенно острое и колкое – это тоже своего рода мячик, который нужно уметь эффективно и точно бросать и ловить. Учитесь делать это с упругим изяществом в самом обычном общении, и это поможет вам в общении экстремальном, к которому в какой-то степени можно отнести публичное выступление.

ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

А теперь пора поговорить о поведении во время самого ответственного выступления перед аудиторией. Можно выделить также несколько главных правил, обеспечивающих его успешность.

Самые изощренные методы психологической защищенности в публичном выступлении будут бесплодными, если вам нечего сказать в содержательном плане. Доведите знание этого содержания и памятования его основных элементов и этапов изложения до автоматизма. В момент выступления – ваша задача правильно, быстро и точно, без сбоев запустить этот психологический механизм.

· Имейте домашние заготовки.
Старайтесь раскрасить изложение главной идеи яркими, образными и юмористически заряженными домашними заготовками. На любом выступлении у вас должно быть несколько таких заготовок. Не забудьте их вовремя воспроизвести.

· Почувствуйте аудиторию.
Постарайтесь понять и почувствовать, что хочет аудитория. Или ей интересна, прежде всего, информация, которую вы можете дать, или, напротив, ей нужна эмоциональная окраска. Подумайте, отличаются ли ожидания этой аудитории от программы, с которой вы к ней пришли? В случае чего будьте готовы перестроить свое поведение, учтя эти невысказанные пожелания. Если у вас есть возможность в каком-то виде протестировать аудиторию и задать ей наводящие вопросы, чтобы понять, чего же она хочет, обязательно сделайте это – подобные вопросы позволят выиграть время и немного перестроить себя.

· Настройтесь на Высший Поток.
Настройтесь на поток, соединяющий вас с духовным миром и вашей Высшей Индивидуальностью. Помните слова Спасителя о необходимости верить в Бога до конца – тогда в ситуациях опасностей и гонений человеку не нужно будет думать, что и как сказать: это ему будет дано Свыше. Попытайтесь поймать это состояние, которое будет заряжать вашу речь, обеспечивая ее убедительность.

· Настройтесь на энергетику аудитории.
Согласуйте энергетику вашего потока с энергетикой аудитории. Вы не должны ни отказываться от себя, ни навязывать свои идеи через силу, если аудитория не воспринимает вас лично. В истории было немало случаев, когда яркая личность произносила зажигательную речь перед инертной и даже негативно заряженной толпой и в итоге переубеждала ее, действуя не столь логикой (хотя она тоже имела место), сколько мощной психоэнергетикой. В ходе выступления вам предстоит ответить самому себе на три вопроса – 1) как на самом деле настроена аудитория; 2) хватит ли у вас сил ее переубедить; 3) если сил не хватит, какой сценарий публичного поведения вы изберете. Тренируйтесь в мгновенном ответе на эти вопросы.

· Разогрейте энергетические центры речи.
Старайтесь непосредственно перед выступлением разогреть свой речевой центр (чакру вишуддха) и три других самых важных для выступления чакры – аджну (центр творческого разума), анахату (центр эмоционального сердца), манипуру (центр солнечного сплетения, средоточия жизненной силы и воли). Для этого полезно сделать короткую дыхательную гимнастику из хатха-йоги, цигун или тайцзы-цюань по крайней мере за час до мероприятия. Непосредственно перед выступлением полезно выдержать полное молчание, хотя бы в течение нескольких минут. Однако если вы не способны в эти молчаливые минуты сохранять полное спокойствие, или хотя бы думать о чем-то ином, приятном и не относящемся к предстоящему испытанию, то тогда лучше вести легкий разговор с людьми, отвечающими за техническую подготовку на мероприятии. Это нужно для того, чтобы переход к публичному выступлению произошел без всяких затруднений и ни к чему не обязывающий светский разговор в комнате отдыха и за кулисами будет в самый раз.

Этим секретом поделился со мной один хорошо знакомый певец-бард, за которым я наблюдал как раз за кулисами – он без умолку шутил с женщинами, отвечающими за его концерт в зале института. "Ты бы хоть немного помолчал, связки сорвешь, тебе же сейчас петь и отвечать на вопросы три часа", – посоветовал я ему. "Ты ничего не понимаешь, – ответил он, – мне надо настроиться и это настроение держать. Если я замолчу, то потом меня надо будет час разогревать, как автомобиль в сорокаградусный мороз". Он еще пять минут продолжил свой светский треп, а потом легко и свободно начал беседу со зрителями.

· Зарядитесь энергией.
Всем, кто занимался на моих консультациях проработкой стрессов, возникших на публичных выступлениях, я всегда советовал за полчаса до их начала хотя бы в течение двух-трех минут мысленно посещать место силы и наполнять свое тело мощной оздоравливающей энергией. Действует безотказно хорошо, особенно если вы будете сочетать этот метод с вызыванием у себя состояния наивысшего расцвета и полноты сил, которое у вас было когда-либо в молодости. Практика показывает, что наложение образа места силы на образ времени максимального ощущения силы (чаще всего это – состояние молодости) дает мощный результат.

· Помните план выступления и домашние заготовки.
Когда идете на место выступления, постарайтесь в своем сознании мгновенно воспроизвести всю продуманную вами композицию, чтобы вас ничего не сбило. Особое внимание обратите на то, чтобы не забыть ваши домашние заготовки.

· Попросите благословения.
Не забудьте за две-три минуты до выступления попросить благословения и поддержки у Высших Сил. Старайтесь чувствовать Высокий Луч, и в моменты естественно возникающих пауз во время мероприятия можете на несколько мгновений вспоминать о Высшем Начале и напитываться его силой.

· Вызовите в себе "концертное чувство".
Старайтесь представить задолго до выступления и верить во время его, что зрители вас любят. Ваш самый первый выход на публику должен излучать это чувство и заряжать ее. Термин "концертное чувство" ввел в свое время известный психолог Владимир Леви. Вы должны верить в то, что в этой, пока еще неизвестной для вас аудитории обязательно есть люди, которые вас принимают и любят, и вы обращаетесь сразу непосредственно к их чувствам и душам. Таким образом, вы сможете собрать критическую массу энергии, которая поможет вам переломить настроение тех, кто вас не воспринимает, и создать благоприятную атмосферу в зале.

· Найдите своего стилиста.
Помимо психологических, психоэнергетических и духовных методов не стоит забывать и обычных, земных, которыми успешно пользуются самые разные люди, ведущие публичную деятельность. Речь идет об обращении к имиджмейкерам, консультантам, стилистам, гримерам и другим лицам, профессионально отвечающим за то, чтобы выступление прошло удачно. Спрашивайте их, какие черты и особенности вашей внешности и манеры разговора, поведения, стиля стоит сохранить и даже развить, усилить, а какие поменять или ослабить. Тому, кто ищет свой стиль и себя самого, и уже близок к нахождению, любая внешняя поддержка будет только на пользу. Если же вы в самом начале пути, то тут как вам повезет – может быть, найдется хороший консультант, который поможет в кратчайшие сроки найти путь к своему стилю, а может быть, наоборот, плохой консультант подавит вашу индивидуальность. Потому не прекращайте поиска.

Если сможете, осмотрите заранее помещение, где вы будете выступать. Прочувствуйте его пространство, расстояние от трибуны или вашего сидения до слушателей, цветовую окраску стен и мебели, энергетику. Оцените расстояние, которое вам предстоит пройти от входа до президиума или трибуны. Вы должны идти уверенно, без колебаний, уклонений и остановок. В случае, когда между предварительным осмотром места и выступлением есть какой-то временной зазор, найдите несколько минут, чтобы два-три раза представить свой выход на сцену, свою уверенную речь и учесть все вероятные трудности и проблемы, с которыми вам предстоит встретиться на этом мероприятии.

Старайтесь смотреть слушателям в глаза. Человек, избегающий хотя бы иногда смотреть в глаза то одному, то другому, то третьему слушателю, выглядит странно и неубедительно. Учтите этот момент уже на уровне мысленной подготовки к встрече и старайтесь без смущения смотреть в глаза воображаемым зрителям и слушателям. Когда будете выступать реально, обязательно посмотрите на людей, сидящих в зале, сразу, как только начнете говорить и только потом, примерно через минуту, можете позволить себе смотреть на записи, конспекты и бумаги. Если же вы начнете с рассматривания бумаг у себя под носом, слушатели интуитивно воспримут это как демонстрацию неуважения.

Подумайте, какое выражение лица у вас будет, когда вы будете выступать. От этого зависит чрезвычайно многое, если не все. Как известно, первые секунды или даже доли секунды в общении – это решающие мгновения, именно по ним человек составляет впечатление о партнере по общению, даже если это публичное выступление, а главное в этих секундах – выражение лица и глаз. Никогда не допускайте хмурого, унылого или кровожадно-агрессивного выражения – вы сразу же потеряете большую часть аудитории, которая воспринимает небрежность лектора в отношении своей мимики еще хуже, чем небрежность в одежде. Чаще смотритесь в зеркало, причем специально не меняйте выражение лица, а пытайтесь застать себя врасплох. Будет очень поучительно.

Именно этот метод предложил я применить Нине, 35-летней тележурналистке одного из кабельных каналов столицы, которая консультировалась у меня по поводу стрессов. Я заметил, что в выражении ее лица есть некая странность, как будто в нем присутствуют два выражения одновременно. У меня даже возник образ – "одна маска торчит из-под второй". Когда стали выяснять причины ее внутреннего напряжения, то выяснилось, что она живет двойною жизнью – недовольному мужу говорит, что ненавидит телевидение и работает на нем только из-за денег, а сама обожает производить впечатление и в этом желании плохо контролирует себя. Ситуация в семье дошла до критической точки, муж требует, чтобы она бросила работу и занималась детьми и домом и грозит разводом, она этого очень боится, но тем не менее всячески сопротивляется. Нина призналась мне, что ей не удается забыть о конфликте, и он подспудно "грызет ей сердце", заставляя вспоминать о себе даже во время эфира.

Чтобы справиться с Нининой проблемой, мы опробовали с ней несколько методов и психотехник, включая "глубокую релаксацию", "путешествие в место силы", "мысленное дистанцирование от образа ситуации", "изгнание мысли об опасности", "создание защитного экрана", "неотождествление", до тех пор пока не нашли способ освободиться от навязчивого и давящего воспоминания о конфликте, применив метод "внутренняя улыбка". Именно внутренняя улыбка помогла убить двух зайцев сразу – расслабить застывшую мимику и войти в гармоничное, уверенное, целостное настроение.

Во время выступления учитесь использовать паузы, в течение которых старайтесь еще глубже настроиться на то чувство, которое вы хотите передать аудитории, отдохнуть и восстановить силы, расслабить мышцы лица и горла. Представьте, что ваша аура сияет от доброжелательности и уверенности в себе, и световые волны, излучаемые ею, доходят до слушателей. Всегда начинайте с яркой первой фразы, которую вы должны выучить наизусть.

В заключение хочу привести вам совет, который дает всем людям, имеющим проблемы в публичных выступлениях, американский психолог, специалист по имиджу, Лилиан Браун:

"Перед выходом на сцену вы наверняка найдете полезным составить некий контрольный список, похожий на те, которыми пользуются пилоты авиалайнеров, отмечая важные пункты перед вылетом. Ваш личный список может содержать примерно следующее:

моя внешность в полном порядке, волосы, грим (если нужно) и одежда соответствуют случаю;
я могу смотреть в глаза своим слушателям;
у меня правильная осанка, я свободен и могу расслабиться;
выражение моего лица и мои жесты выражают дружелюбие;
моя речь – одна из лучших, написанных мною речей, не могу дождаться момента, когда можно будет произнести ее перед моими слушателями;
я хорошо знаю свою речь; я знаю, что хочу сказать;
мои заметки хорошо организованны: мне легко пользоваться ими;
мои слушатели просто великолепны;
я нравлюсь моим слушателям: я хочу выступать перед ними; мне нравится выступать перед ними, и они это чувствуют;
я знаю, как можно расслабиться во время выступления;
я распространяю атмосферу уверенности и дружелюбия;
мое ораторское искусство находится на высоком уровне;
я знаю, что когда моя речь закончится, я буду доволен проделанной работой;
они наверняка захотят, чтобы я продолжал свое выступление, но я закончу свою речь раньше;
надеюсь, что мне еще предстоит выступать с речами и докладами;
когда мое выступление закончилось, я испытал чувство удовлетворения от аплодисментов и от доброжелательных комментариев".

Можно еще сильнее заострить положительный пафос списка пунктов готовности к публичному выступлению от Лилиан Браун. Например, так: "Я влюблен в своих слушателей, в тему моего рассказа и в сам процесс выступления". Повторите это несколько раз про себя, пока не добьетесь, что чувствуете именно то, что говорите. Тогда вам будет значительно легче выступать.

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: