Sunday, March 22, 2009

Советы фершала Ерофеича: ВЫБОР



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Джон Кехо "Деньги, успех и Вы")

ВЫБОР

В полной ли мере вы осознаёте то бесчисленное количество выборов, которые делаете каждый и всякий день? Вероятно, нет. Лишь немногие из нас вообще когда-либо прекращают свой суетный бег по жизни, чтобы задуматься над множеством доступных нам вариантов выбора. Слишком часто мы движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными и принужденными теми обстоятельствами, что существуют вокруг нас. И это плачевно, ибо проблема лежит не в вашей жизненной ситуации, а в том, как вы ее воспринимаете. Даже не зная, кто вы такой, могу ручаться, что существуют многочисленные доступные вам варианты действий, которые могли бы радикально изменить всю направленность вашей жизни, сделай вы подходящий выбор. Я знаю это, потому что каждая жизнь содержит в каждую отдельную единицу времени несметное число выборов и вариантов. Прямо в этот самый момент вы располагаете такими вариантами, которые, будучи выбранными, непременно привели бы вас на путь успеха и счастья. Добейтесь большего осознания имеющихся у вас возможностей выбора — и вы автоматически станете наслаждаться новым ощущением свободы в вашей жизни. Вы сможете понять, что сам выбор и есть один из основополагающих столпов вашей жизни.

Остановитесь на мгновение и подумайте о некоторых из числа тех выборов, которые вы уже сделали. Вы выбрали, где жить. Вы выбрали свою нынешнюю профессию и место работы. Вы выбрали друзей, с которыми связаны. Вы выбрали одежду, которую носите, и выбрали тот конкретный наряд, что одет на вас сию минуту. Вы предпочли читать именно ту книгу, которую держите сейчас в руках, и захотели читать ее как раз теперь. В вашей жизни имеется гораздо большее количество выборов, чем вы осознаёте. Фактически вся ваша жизнь заполнена разнообразными выборами. Некоторым из них предшествует длительное обдумывание; большинство совершаются бессознательно, когда мы даже не понимаем, что делаем их. Весь фокус в том, чтобы начать осознавать каждый свой выбор. Возможность выбирать и направлять свою жизнь по какому-то пути не следует считать само собой разумеющейся, а тем более нельзя пренебрегать ею. Но попробуйте прислушаться, что обычно говорят люди. Их слова звучат так, словно они вообще не располагают никакой свободой или возможностью выбора:

«Я должна пойти в этот уик-энд на встречу с коллегами». «Я должна остаться дома и присмотреть за детьми». «Я должен заниматься работой, которую не люблю». «Я должен сходить в магазин и купить хлеба». «Я должна каждый месяц выплачивать взнос за кредит». «Я должен... я должна... я должен...» Сколько раз вы слышали подобные формулировки? Сколько раз в день вы сами произносите такие или очень похожие слова? И хотя в основном это делается бессознательно, эффект всё равно имеется. Вы программируете свой разум на убежденность в том, что у вас нет никакого выбора и что вы вынуждены делать нечто такое, чего делать не хотите. Это очень опасное запечатление, тем более, что оно является неправдой. На самом деле всё, что вы делаете, основывается на вашем собственном выборе.

Слова «Я должна пойти в этот уик-энд на встречу с коллегами» в действительности означают, что вы хотите отправиться на эту встречу, причем именно в уик-энд. «Нет и нет, — могли бы ответить вы, — да это последняя вещь, которую мне хочется делать, но указанная встреча обязательна для каждого. Я просто должна, даже обязана идти».

Ничего подобного — вы сами выбрали, что пойдете. Вы могли выбрать противоположный вариант и не пойти. Возможно, это означало бы звонок вашему боссу с объяснением, почему вас там не будет, и потребовало бы придумать действительно творчески обоснованную причину, а не просто отговорку. Можно, к примеру, позвонить и сказаться больной. Но вы можете и вообще уволиться с данной работы. Выбор существует всегда.

В действительности вам следовало бы сказать: «Я предпочла пойти на эту встречу, нежели объясняться, почему не явилась туда» или «Я предпочла пойти на эту встречу, нежели рисковать разными последствиями, если бы осталась дома». Но фактически вы в любом случае выбрали пойти — независимо от того, почему вы решили поступить именно таким образом. Словом, это был выбор, и его сделали вы.

Позвольте пересказать вам беседу, которая недавно состоялась у меня со слушательницей одного из моих семинаров.
- Я должна остаться дома и присмотреть за детьми, — сказала она.
- Вы должны?
- Ну да, они у меня оба дошколята. Одной четыре годика, другому два. Я должна остаться с ними дома.
- Разве у вас нет такой возможности, как пригласить кого-то на этот день присмотреть за малышами?
- Мы с мужем оба считаем, что детям в таком раннем возрасте весь день нужен постоянный родительский уход, а не чужой глаз, так что я должна остаться дома, с ними.
- Я уважаю ваше решение, но в действительности тут имеет место добровольный выбор. Вы сделали выбор остаться с ними дома.
- Да, я сказала именно это.

В том-то и дело, что в действительности она сказала вовсе не это, и ее подсознание получило от нее совсем иной сигнал.

Очень важно, как вы воспринимаете свою ситуацию, в какое обрамление заключаете ее в своем разуме. Это не просто вопрос чистой семантики; это вопрос о том, что вы запечатлеваете в своем подсознании. Осознавать свой выбор и делать его с полным пониманием сопутствующих обстоятельств — это совсем не та ситуация, когда человек бездумно и бессознательно тащится вперед, думая, будто в его жизни вообще нет никаких вариантов выбора. Первый подход волнует, воодушевляет и наделяет силой и возможностями. Второй ограничивает и заставляет чувствовать себя беспомощным и увязшим в проблемах. К сожалению, большинство из нас обрело привычку или даже взяло за правило прибегать к последнему из указанных подходов. Но можно сделать и такой выбор — отказаться от данной привычки, изменить ее. Мы не должны оставаться увязшими в одном и том же. Можно выбрать себе новые привычки восприятия происходящего.

Каждый раз, когда вы обнаруживаете, что думаете или произносите слова «я должен...», ловите себя на этом, а затем остановитесь на мгновение и сознательно проделайте небольшое одноминутное упражнение. Проанализируйте имеющиеся у вас варианты выбора. Сколько их существует? Воспользуйтесь своим воображением. Придумайте настолько много вариантов, сколько сможете выдать на-гора за одну минуту. Проявите творческий подход. И получите от этого маленькое удовольствие. Понаблюдайте, как появление других возможностей выбора буквально через несколько секунд наделяет вас силой и вливает в жилы энергию. Внезапно оказывается, что вы вовсе не должны... — вы выбираете.

Например, вы поймали себя на высказывании: «Я должен сходить в магазин и купить буханку хлеба». Теперь исследуйте варианты выбора. Вы можете возвратиться к холодильнику, проверить, что там есть, и приготовить себе что-нибудь помимо бутербродов. Можете объявить семье, что сегодня вечером все устраивают маленькую голодовку. Можете заказать доставку какой-то еды из расположенной неподалеку кулинарии. Можно отправиться в ресторан. А можно и позвонить другу, пригласить его в гости и попросить, чтобы он сделал вам любезность и по дороге заскочил куда-нибудь и купил немного хлеба. Имеется масса выборов. Затем, если вы, взвесив все указанные варианты, всё еще хотите пойти в магазин и купить хлеб, перефразируете свое утверждение и скажите: «Я решил пойти в магазин купить хлеба». Какую разницу внесет подобная практика в вашу жизнь? Во-первых, предваряя каждое свое действие словами «я решил...», вы обязательно почувствуете, что ваша жизнь заполнена разными вариантами выбора и решениями, как оно и обстоит фактически. Во-вторых, такой подход откроет вам глаза и позволит увидеть много других выборов и возможностей, к которым вы до этого были слепы. Вы обнаружите, что стали более творческой, смелой и предприимчивой личностью. Проделывайте данное упражнение каждый день, и оно буквально преобразует вашу жизнь.

(Джон Кехо "Деньги, успех и Вы")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: