Tuesday, March 17, 2009

Советы фершала Ерофеича: ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ — ВАШИ СОЮЗНИКИ



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Дэвид Д. ШВАРЦ "Искусство мыслить масштабно")

ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ — ВАШИ СОЮЗНИКИ

Можете ли вы читать мысли? Это легче, чем вам кажется. Не задумываясь об этом, вы каждый день читаете мысли других, а они читают ваши.

Как это происходит? Совершенно автоматически, путем оценки отношений.

Помните некогда знаменитую песню Бинга Кросби «Не нужно знать язык, чтобы признаться в любви»? В этих простых словах вместилась целая книга по прикладной психологии.

Любой, кто хоть раз в жизни был влюблен, скажет то же самое.

Чтобы сказать: «Вы мне нравитесь», «Я вас презираю», «Вы — значительная персона», «Вы — ничтожество», «Я завидую вам», — не нужны слова. Не произнеся ни единого слова, можно сказать: «Я люблю свою работу», «Мне надоело», «Я хочу есть». Очень, очень многое можно сказать, не произнеся ни звука.

В наших действиях проявляется наше мышление. Психологические установки — зеркало нашего разума; они отражают стиль мышления.

Наблюдая за человеком, сидящим за рабочим столом, за его позой и жестами, вы без труда определите его отношение к тому, что он делает в данный момент. Вы можете прочитать мысли продавцов, студентов, мысли собственного мужа или жены, и не только можете — вы читаете мысли.

Знаменитые актеры, по большому счету, вовсе не актеры. Играя роль, они теряют свою идентичность и превращаются в своих героев, начинают думать и чувствовать так, как они. А иначе они не играли бы роль, а просто притворялись, и никто бы им не верил.

Наши психологические установки не только видны на глаз, но и слышны. Вы набираете номер, на другом конце провода отвечает секретарша: «Приемная господина Шумейкера, добрый день». В этих пяти словах она не только называет место, куда вы попали, но и говорит, например, вот что: «Вы мне нравитесь. Я рада, что вы позвонили. Вы очень важны для меня. Я люблю свою работу».

Но в этих же самых пяти словах может быть совсем иной скрытый смысл: «Вы мне надоели. Звонят и звонят без перерыва. Эта работа меня достала. Не люблю людей, которые мне надоедают». Отношение проявляется в интонациях и тембре голоса человека, которого мы не видим.

И вот почему. Человеческий язык, напоминающий современные языки хотя бы отдаленно, если иметь в виду всю историю биологического вида homo sapiens — изобретение совсем новое. Настолько новое, что можно сказать: «Язык появился сегодня утром», — и это не будет большой ошибкой. На протяжении миллионов лет наши предки обходились нечленораздельными стонами, воплями, криками, ворчанием. Все это время они общались друг с другом при помощи мимики, жестов и звуков, а вовсе не слов. До сих пор мы сообщаем друг другу о наших чувствах и ощущениях точно так же, как наши далекие предки. Именно так, с помощью непосредственного телесного контакта, мимики, жестов и звуков мы разговариваем с новорожденными. Младенцы, еще не умеющие говорить, прекрасно отличают истинное чувство от притворства.

Один из непререкаемых американских авторитетов в области проблемы лидерства, профессор Эрвин Шелл, сказал:
— Очевидно, что для успеха необходимо нечто большее, чем просто способности и компетенция. Необходим некий связующий фактор, некий, скажем так, катализатор, название которого можно выразить в одном слове — установка. Если установка верна, то наши способности реализуются с максимальной эффективностью, что неизбежно дает хорошие результаты.

При прочих равных условиях установка является решающим фактором. Если психологические установки верны, студенты получают отличные оценки, у продавцов нет отбоя от покупателей, а супруги живут счастливо. Верные психологические установки позволяют вам выходить победителем из любой ситуации и развивать лидерские качества.

Вот три основные установки, которые вам нужно выработать:
1. Я заинтересован.
2. Вы важны и значительны.
3. Сервис прежде всего.

Рассмотрим их подробнее.

Много лет назад, студентом-второкурсником, я слушал курс истории Америки. До сих пор помню эти лекции, и не потому, что они стали для меня откровением в области отечественной истории, а потому, что именно там я впервые постиг один из базовых принципов успеха: чтобы заинтересовать других, будь увлечен сам.

Лекции по истории Америки проходили в большой, просторной аудитории в виде амфитеатра. Лектор, мужчина средних лет, судя по всему, прекрасно знал свой предмет, но, если бы вы только знали, какая это была тоска! Он просто перечислял один исторический факт за другим. До сих пор удивляюсь, как можно было читать такой интересный предмет, как история Америки, так занудно. Но нашему лектору это удалось.

Чем занимались студенты на этих лекциях, вы наверняка уже догадались: кто болтал, кто читал, кто дремал. На «Камчатке» несли вахту два ассистента, следившие за дисциплиной: успокаивали болтунов, будили уснувших. Время от времени профессор останавливался и, грозя аудитории пальцем, провозглашал: «Предупреждаю: вы должны слушать. Прекратите болтовню!» Естественно, эти угрозы абсолютно не действовали на студентов, многие из которых совсем недавно делали мировую и отечественную историю сами, рискуя жизнью на фронтах второй мировой войны.

Я сидел, наблюдал за этим отвратительным фарсом и мучился над вопросом: «Ну почему он такой занудный? Почему его никто не хочет слушать?»

И наконец до меня дошло: студенты не проявляли к лекциям никакого интереса потому, что никакого интереса к ним не проявлял сам профессор! Весь его вид свидетельствовал о том, как глубоко «достали» его все эти лекции, как ему надоела история Америки.

Чтобы заинтересовать других, чтобы зарядить их энтузиазмом, надо в первую очередь самому быть энтузиастом.

На протяжении многих лет мне доводилось проверять действенность этого принципа в сотнях различных ситуаций, и всегда он оказывался верным. Никогда равнодушный человек не может увлечь других, а энтузиаст очень скоро заражает энтузиазмом окружающих.

Увлеченному продавцу не нужно беспокоиться, что его покупатели равнодушны. Увлеченной учительнице не нужно волноваться, что ее ученики плохо ведут себя на уроках. У увлеченного пастора никогда не будет причины огорчаться, что во время его проповеди прихожане дремлют.

С увлечением — на 1100 процентов лучше. Два года назад в фирме моего знакомого проходил сбор пожертвований в пользу Красного Креста. Тогда удалось собрать 94 доллара 35 центов. В этом году те же служащие, получающие примерно такую же зарплату, что и два года назад, пожертвовали 1100 долларов, то есть на 1100 процентов больше.

Два года назад пожертвования собирал совершенно равнодушный человек. От него можно было услышать, например, вот что: «Я думаю, Красный Крест — это достойная организация. Нет, прямого контакта с ними у меня нет. Это очень большая организация, в нее поступают огромные денежные суммы от богатых людей, так что, я думаю, ваши пожертвования не сыграют большой роли. Если захотите внести деньги, свяжитесь со мной». Разумеется, эти слова никого не вдохновили.

В этом году сбор пожертвований проводил другой человек, и все было совсем иначе. Он с увлечением рассказывал о том, как Красный Крест приходит на помощь пострадавшим от бедствий. Он доказывал, что деятельность Красного Креста зависит от каждого из нас. Он предлагал служащим, определяя размер пожертвования, подумать о том, какую сумму он дал бы своему соседу, если бы того постигло несчастье. Обратите внимание: он ничего не просил. Он не говорил: «Я рассчитываю, что каждый из вас внесет столько-то долларов». Все, что он делал, — проявлял энтузиазм, рассказывая о важности такой организации, как Красный Крест, о ее действиях во благо человечества.

Вспомните о какой-нибудь известной вам общественной организации, деятельность которой затухает. Скорее всего, все, что необходимо для возвращения ее к жизни, — это энтузиазм.

Результаты находятся в прямой зависимости от энтузиазма. А энтузиазм означает: «Это великолепно! Это здорово!»

Предлагаю вам методику для развития энтузиазма.

1. Глубже изучите предмет. Для начала подумайте о чем-нибудь, к чему вы не проявляете интереса (это может быть, например, игра в карты, определенный музыкальный стиль или вид спорта). Задайте себе вопрос: «Много ли я знаю об этом?» С вероятностью сто к одному ответ будет отрицательным.

Признаюсь, что я сам на протяжении многих лет не проявлял абсолютно никакого интереса к современному искусству. Картины художников-авангардистов казались мне бессмысленным нагромождением линий и геометрических фигур. Так было, до тех пор пока мой друг, большой любитель и знаток авангардного искусства, не начал рассказывать мне о своем увлечении. Чем больше я узнавал, тем лучше становилось мое мнение.

На этом примере я хотел показать действие одного из ключевых принципов увлеченности: глубже изучайте предмет, к которому вы относитесь без энтузиазма.

Уверен, что большинство читателей не проявляют особого интереса к шмелям. Но начните читать о них, узнайте, чем полезны эти насекомые, где они проводят зиму, как размножаются, как живут, в каком родстве находятся с пчелами, — прочитайте все, что сможете найти о шмелях, и очень скоро вы почувствуете, как равнодушие сменяется интересом.

На тренингах, чтобы продемонстрировать участникам методику «глубокого погружения», я завожу разговор о теплицах. Как бы случайно я спрашиваю: «Кто из вас интересуется производством и продажей теплиц?» Обычно таких не находится. Тогда я начинаю рассказывать о теплицах. Я напоминаю, что уровень жизни американцев быстро растет и люди начинают все больше и больше интересоваться вещами, без которых раньше могли обойтись. Домохозяйки с удовольствием будут разводить орхидеи и выращивать апельсиновые деревца. Уже десятки тысяч семей могут позволить себе собственный плавательный бассейн, а теплицу, относительно недорогую, могут позволить себе миллионы.

Я говорю, что тот, кому удастся продать теплицу стоимостью 600 долларов всего лишь одной семье из пятидесяти, может заработать 600.000.000 долларов на производстве теплиц, а также около 250.000.000 на поставке саженцев и семян.

Группа, десять минут назад абсолютно равнодушная к теплицам, увлекается настолько, что ее с трудом удается переключить на обсуждение другой проблемы!

Технику «глубокого погружения» можно применять и для изменения отношения к людям. Узнайте о человеке как можно больше: о его семье, образовании, убеждениях, идеях и целях, и вы почувствуете, что испытываете все больший интерес к этому человеку. Со временем вы наверняка обнаружите какие-нибудь общие интересы, и в конце концов поймете, что в том, кого вы раньше не замечали, скрывается интересная личность.

Эта же техника пригодна и для развития интереса к новым местам. Несколько лет назад мои молодые знакомые решили переселиться из Детройта в маленький городок в центральной Флориде. Они продали свои дома, свернули бизнес, распрощались с друзьями и уехали.

Через шесть недель они вернулись в Детройт.

— Дело не в том, — сказали они, — что в провинции нет работы. Просто мы не смогли жить в маленьком городе. Все наши друзья живут в Детройте. Пришлось вернуться.

Позже, из разговоров, я узнал, почему им на самом деле не понравилось новое место. За недолгое время пребывания там они лишь поверхностно ознакомились с городом, с его историей, людьми, планами на будущее. Во Флориду переехали лишь их тела, а души остались в Детройте.

Мне доводилось десятки раз беседовать с людьми различных специальностей, у которых возникали проблемы на работе из-за того, что фирма, где они работали, переезжала в другой город, а они не хотели переезжать. «Не представляю, как я могу переехать в Чикаго (Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атланту или Майами)», — говорят они.

Но существует простой метод, при помощи которого можно загореться энтузиазмом по отношению к новому месту. Это все то же «глубокое погружение». Узнайте о новом месте все, что сможете. Постоянно общайтесь с местными жителями. С самого первого дня заставьте себя думать и чувствовать так, как будто вы жили здесь всегда. Проделав все описанное в этих строках, вы почувствуете, что ваше отношение к новому месту изменилось.

Миллионы американцев вкладывают деньги в ценные Ьумаги, но пока что гораздо больше тех, кто этим не интересуется. Эти люди не знакомы с рынком ценных бумаг, с его деятельностью, с ежедневной романтикой американского бизнеса.

Чтобы обрести энтузиазм, о чем бы ни шла речь, - погружайтесь в предмет глубже. Каждый раз, когда вам предстоит сделать что-нибудь, чего вы не хотите делать, когда вы чувствуете, что теряете интерес, применяйте этот принцип. Погружайтесь глубже: интерес и увлеченность лежат глубоко.

2. Больше жизни! Увлеченность (или же ее отсутствие) проявляется абсолютно во всем. Даже в рукопожатии.

Пожимайте протянутую руку энергично, чтобы этот жест вежливости говорил: «Я рад познакомиться с вами», «Мне очень приятно вновь видеть вас». Уж лучше никакого рукопожатия вообще, чем вялое, «мышиное» рукопожатие, после которого собеседник начинает думать: «Этот парень скорее мертв, чем жив». Попробуйте найти по-настоящему преуспевающего в своей области человека с вялым, робким рукопожатием. Вам придется искать очень, очень долго.

Как вы улыбаетесь? Лицо должно светиться улыбкой. Никому не понравится улыбка искусственная, «резиновая», «приклеенная». Улыбаясь, улыбайтесь. Не думайте о том, что ваши зубы не идеальны. Глядя на улыбающегося человека, люди видят не зубы, а симпатичную, увлеченную личность. Видят человека, который им нравится.

Как вы говорите «спасибо»? Произнести слова благодарности равнодушно, автоматически, пробормотать их себе под нос — все равно, что не поблагодарить вообще. Это не благодарность, а междометие, ничего не говорящее и ни к чему не приводящее. Ваше «спасибо» должно звучать как «огромное вам спасибо».

Как вы говорите? Джеймс Бендер, признанный авторитет в области ораторского искусства, автор замечательной книги «Как говорить хорошо» (Нью-Йорк, 1949) писал: «Ваше "Доброе утро!" на самом деле доброе? Ваше "Поздравляю!" действительно поздравляет? Ваше "Как дела?" действительно звучит заинтересованно? Приобретите привычку окрашивать обычные слова искренними чувствами, и вы заметите, как растет ваша способность привлекать и удерживать интерес к вам».

Люди тянутся к тем, кто верит в свои слова. Поэтому говорите энергично и живо. Перед кем бы вы ни держали речь, даже если это ваши дети или члены садоводческого товарищества, ваши слова должны излучать энтузиазм. Церковная проповедь, сказанная с энтузиазмом, помнится месяцы и даже годы. Проповедь, произнесенная равнодушным тоном, забывается раньше, чем проходят 167 часов, отделяющих одну воскресную службу от другой.

Добавив жизни в свою речь, вы и сами автоматически становитесь энергичнее. Проверьте это на практике: прямо сейчас жизнерадостно и энергично скажите: «Сегодня я чувствую себя просто отлично!» Ну как, вы на самом деле почувствовали себя лучше, чем минуту назад, ведь правда?

Больше жизни! Пусть ваши слова и действия говорят окружающим: «Этот человек полон энергии. Он знает, что говорит. Он движется вперед».

3. Несите хорошие новости. Сколько раз каждому из нас приходилось слышать и видеть: кто-то вбегает в комнату со словами: «Слушайте, у меня есть отличная новость!» — и в тот же миг все головы автоматически поворачиваются к нему. Хорошая новость означает стопроцентное внимание. Но это еще не все: хорошая новость радует людей, вдохновляет и даже улучшает пищеварение!

К сожалению, по радио и телевидению мы гораздо чаще слышим плохие новости, чем хорошие. Но еще никому не удалось найти нового друга, заработать деньги, вообще добиться чего бы то ни было с помощью плохих новостей.

Сообщайте хорошие новости членам вашей семьи. Рассказывайте им о том, что хорошего случилось с вами за день. Вспоминайте приятное, а о неприятностях забудьте. Рассказы о неприятностях не приносят ничего, кроме вреда. Слушая их, ваши родные начинают волноваться и нервничать. Не лучше ли каждый день приносить домой немного солнца?

Вы обращали внимание, как редко дети жалуются на погоду? Они абсолютно спокойно переносят жару, до тех пор пока взрослые не научат их жаловаться на высокую температуру. Выработайте у себя привычку положительно отзываться о любой погоде. Если будете жаловаться, вы почувствуете себя еще хуже и заразите этим ощущением других.

Сообщайте хорошие новости о своем самочувствии. Просто говорите при каждой возможности: «Я чувствую себя отлично», — и вы действительно почувствуете себя лучше. Станете жаловаться, говорить: «Я чувствую себя ужасно, просто ужасно», — и действительно почувствуете себя неважно. Наше самочувствие в значительной степени зависит от нашего отношения, от наших мыслей о самочувствии. Не забывайте, что все хотят находиться в среде энергичных, увлеченных, положительно настроенных людей. Очень неуютно быть среди полуживых, постоянно жалующихся на все зануд.

Находите хорошие новости для своих сослуживцев и подчиненных. При каждой возможности вдохновляйте их, делайте им искренние комплименты. Рассказывайте им об интересных нововведениях в работе предприятия, выслушивайте их проблемы, старайтесь помочь, хвалите за работу. Внушайте людям надежду. Пусть они знают, что вы верите в них, в их успех. Успокаивайте тех, кто волнуется и беспокоится.

Каждый раз, побеседовав с кем-нибудь, спрашивайте себя: «После разговора со мной чувствует ли этот человек себя лучше, чем до разговора?» Применяйте этот маленький, но эффективный тест в общении с подчиненными, сослуживцами, членами семьи, клиентами и даже со случайными знакомыми.

У меня есть знакомый торговец — настоящий мастер сообщать хорошие новости. Он обзванивает своих клиентов каждый месяц, и каждый раз находит для них что-нибудь хорошее. Одному он передает привет от друга, которого недавно встретил. Другому может сказать: «За этот месяц родилось больше 350 тысяч детей, а это значит, что у нас будет больше работы и наши дела пойдут еще лучше».

Как мы обычно представляем себе президента банка? Чаще всего — как сдержанного, неэмоционального человека, не способного на выражение чувств. Но я знаю одного президента банка, чаще всего отвечающего на телефонный звонок так: «Доброе утро! Наш мир так прекрасен!» Вам кажется, что такой ответ не к лицу банкиру? Позвольте сказать, кто этот банкир. Не кто иной, как Миллс Лейн, президент банка «Citizens and Southern Bank», крупнейшего на юго-востоке США.

Хорошие новости приносят великолепные результаты.

Недавно я был у президента одной компании. На его столе, лицом к посетителю, стояла табличка с надписью: «Скажите мне или ДОБРОЕ СЛОВО, или никакого». Я выразил свое восхищение, сказав, что этот лозунг — прекрасный способ вдохновить людей быть оптимистами. Мой собеседник улыбнулся и сказал: «Действует очень эффективно, но то, что написано с моей стороны, еще важнее». Он перевернул табличку. Там было: «Скажи им или ДОБРОЕ СЛОВО, или никакого».

Сообщая хорошие новости, вы становитесь энергичнее, чувствуете себя лучше. Это же происходит и с теми, кому вы сообщаете хорошие новости.

СОЗДАЙТЕ УСТАНОВКУ «ВЫ ВАЖНЫ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫ»

Этого хочет каждый человек вне зависимости от того, где он проживает — в Индии или Индианаполисе, вне зависимости от того, профессор он или неуч, цивилизованный или нецивилизованный, молодой или старый, — чувствовать себя важным и значительным.

Помните: каждый, да, каждый из нас, — ваш сосед, вы, ваша жена (муж), ваш начальник — хочет осознавать, что он «кое-что значит». Это желание естественно. Это самое мощное и непреодолимое из всех желаний небиологической природы.

Специалисты по рекламе хорошо знают, что люди стремятся к престижу, признанию, уважению. Поэтому в рекламе звучат слова: «Для экономных и бережливых хозяев», «Люди с безупречным вкусом выбирают...», «Вы достойны наилучшего», «Для женщин, вызывающих зависть у женщин и восхищение у мужчин». Все эти фразы можно свести к одной: «Купив этот продукт, вы войдете в привилегированный класс».

Удовлетворяя это естественное стремление людей быть значительными, вы продвигаетесь к успеху. Это один из основных инструментов в вашей мастерской успеха. И тем не менее (советую перечитать это предложение еще раз) этим инструментом, абсолютно бесплатным и приносящим огромные результаты, мало кто пользуется.

Здесь необходимо дать дополнительное пояснение. С философской точки зрения, наша религия, наше законодательство, вся наша культура основаны на вере в важность и значительность каждого человека. Представьте, что вы — пилот одноместного самолета, потерпевшего аварию в горах. Как только о катастрофе станет известно, начнется крупномасштабная кампания по вашему розыску. Никто не будет спрашивать, важная ли вы персона. На поиски будут отправлены вертолеты, самолеты, отряды спасателей. Вас будут искать, до тех пор пока не найдут либо пока не исчезнет последняя надежда на то, что вы живы.

На ваше спасение будут затрачены тысячи долларов, несмотря на то что спасателям ничего не известно о вас, кроме того, что вы — человек.

Если ребенок заблудится в лесу или свалится в колодец, никто не задумается, родился ли он в «важной» семье. Будет сделано все, чтобы спасти ребенка, потому что каждый ребенок важен и ценен.

Человек — биологическая редкость. Это совсем не дикая мысль: из общего числа живых существ на планете только один из десяти миллионов — представитель вида homo sapiens. Каждый человек — биологическая уникальность. В порядке вещей, созданном Богом, он важен и значителен.

Теперь перейдем от философии к практике. Большинство людей, переходя от философских дискуссий к ежедневным ситуациям, к сожалению, обычно забывают о концепции важности и значительности каждой личности. Обратите внимание, как часто весь вид человека говорит: «Вы для меня — никто, вы не стоите и ломаного гроша, мне на вас наплевать, абсолютно наплевать».

Большинство людей смотрят на других с мыслью: «Он ничего не может для меня сделать. Значит, он не представляет никакой важности».

Именно здесь люди делают грубейшую ошибку. Любой человек вне зависимости от его статуса и дохода важен для вас по двум огромным причинам.

Во-первых, люди делают для вас больше, когда благодаря вам они чувствуют себя значительными. Много лет назад, когда я жил в Детройте, я каждый день ездил на работу в одном и том же автобусе, водителем которого был пожилой и довольно хамоватый дядька. Десятки, если не сотни раз я видел, как он захлопывал дверь прямо перед носом у отчаянно кричащего, машущего руками пассажира. Но этот же самый водитель проявлял особенную вежливость к одному из постоянных пассажиров и даже не раз задерживал автобус на остановке, если его пассажир запаздывал.

В чем дело? Дело в том, что этот пассажир проявлял особую вежливость по отношению к водителю, подчеркивая его значимость. Каждое утро он приветствовал водителя искренним «Доброе утро, сэр!». Иногда пассажир садился рядом с водителем и время от времени говорил: «Должно быть, у вас очень ответственная работа», «Наверное, нужны железные нервы, чтобы каждый день ехать в таком потоке машин», «Просто замечательно, что вы всегда приезжаете по расписанию». После таких слов водитель чувствовал себя так, будто он сидит не за рулем городского автобуса, а за штурвалом реактивного самолета со 180 пассажирами на борту. Естественно, он старался платить «своему» пассажиру той же монетой.

Это очень важно — дать возможность «маленьким» людям почувствовать себя «большими».

В тысячах офисов по всей Америке сидят секретарши. Одни из них повышают эффективность работы своего начальника, другие — понижают, в зависимости от того как начальник обращается с ними. Дайте возможность человеку почувствовать себя значительным, и он начнет заботиться о вас, а когда он о вас заботится, он больше делает для вас.

Это значит, что покупатели купят у вас больше товаров, служащие в вашей фирме будут трудиться старательнее, сослуживцы будут сотрудничать с вами, начальник будет помогать вам — все это произойдет, если только вы дадите всем этим людям возможность почувствовать себя значительными.

Очень важно дать возможность «большим» людям почувствовать себя еще значительнее. Человек, мыслящий масштабно, всегда будет повышать ценность людей, представляя их в наилучшем свете. Для тех, кто мыслит масштабно, люди готовы сделать все самое лучшее.

Во-вторых, когда вы помогаете другим почувствовать себя значительными, то и другие помогут вам почувствовать себя значительными.

Я помню одну лифтершу, у которой чувство абсолютной собственной незначимости было, как говорится, написано на лице. Это была женщина лет пятидесяти, непривлекательная, явно тяготящаяся своей работой. Одна из многих миллионов людей, живущих с постоянным чувством, что они никому не нужны, никто не обращает на них внимания, никто не заботится о них.

Однажды утром, входя в лифт, я обратил внимание, что у лифтерши новая прическа. Ничего шикарного в новой внешности женщины не было, скоре всего, ее постриг кто-то из подруг, но она стала выглядеть намного лучше.

Я сказал:
— Госпожа С. (обратите внимание, я запомнил ее фамилию), мне нравится ваша новая прическа. Вы замечательно выглядите.
Она залилась краской и сказала:
— Благодарю вас, сэр.
На следующее утро, входя в лифт, я услышал:
— Доброе утро, господин Шварц.

Еще ни разу до этого я не слышал, чтобы эта лифтерша обращалась к кому-нибудь по имени. И после этого случая, все время, пока мой офис находился в этом здании, я ни разу не слышал, чтобы она обращалась к кому-нибудь по имени, кроме меня. Я дал лифтерше возможность почувствовать себя значительным человеком, сделав ей искренний комплимент и обратившись к ней по имени.

В свою очередь, она платила мне той же монетой, давая мне возможность чувствовать себя значительным.

Не будем себя обманывать: люди, не обладающие глубоким внутренним чувством собственной значимости, обречены на заурядную жизнь. Еще, еще и еще раз повторяю: чтобы достичь успеха, вы должны чувствовать себя важными и значительными. Помогая другим почувствовать себя более значимыми, вы и сами чувствуете себя более значимыми. Попробуйте — и убедитесь. Вот практические рекомендации:

1. Не жалейте похвалы. Всегда давайте людям понять: вы цените то, что они для вас делают. Ни в коем случае у людей не должно оставаться впечатления, что их услуги, оказанные вам, — само собой разумеющееся дело. Выражайте одобрение в теплой, искренней улыбке, которая даст людям понять, что вы обратили на них внимание и хорошо относитесь к ним.

Хвалите людей, давая им понять вашу зависимость от них. Искренне сказанное «Не знаю, что бы мы без вас делали» дает людям почувствовать, что они нужны, а человек, чувствующий собственную необходимость, работает еще лучше.

Хвалите людей от всей души, а не говорите им дежурные комплименты. От похвалы человек расцветает. Каждому из нас нравится, когда его хвалят, будь то двухлетний малыш или девяностолетний старик. Не думайте, что только большие достижения достойны похвалы: хвалите людей за их обычную, рутинную работу, за высказанные идеи, за помощь, делайте комплименты их внешности. Позвоните человеку специально для того, чтобы высказать свое восхищение, посетите его или напишите ему личное письмо или записку.

Не тратьте зря время и силы, классифицируя людей на «очень важных», «важных» и «малозначительных». Не делайте исключений. Любой человек, будь то мусорщик или президент фирмы, важен для вас. Вы никогда не достигнете первосортных результатов, если будете относиться к кому-нибудь, как к человеку второго сорта.

2. Называйте людей по именам. Товары с именем (или фамилией) покупателя, будь то канцелярские товары, экземпляры Библии, сумки и многое, многое другое, пользуются огромной популярностью. Люди любят, когда их называют по имени, это повышает их чувство значимости.

Важный момент: следует правильно произносить и писать имена и фамилии. Когда вы неправильно произносите или пишете чье-то имя, человек начинает ощущать, что он для вас не важен.

И еще: называйте человека не просто «Джонс», а «господин (госпожа) Джонс». Обращайтесь так к людям вне зависимости от их статуса, в том числе к курьерам и ассистентам. «Господин», «госпожа» — короткие слова, но они невероятно повышают ощущение собственной важности.

3. Не стремитесь прославиться, прославляйте других. Совсем недавно я присутствовал на съезде сотрудников крупной торговой компании. После обеда проходила церемония награждения лучших региональных менеджеров по итогам прошедшего года. Награжденных было двое, мужчина и женщина. Вручив награды, вице-президент компании предоставил слово героям дня.

Первый из награжденных, мужчина (кстати, позже я узнал, что он получил назначение на должность регионального менеджера всего три месяца назад, а это значит, что выдающийся результат — не только его заслуга), все 15 минут говорил о себе. Из его речи складывалось впечатление, что повышение уровня продаж — результат его и только его работы: «Заняв эту должность, я сделал то-то и то-то», «Работа была организована из рук вон плохо, но я навел порядок», «Это было нелегко, но я взял ситуацию под контроль». Вся его речь состояла из подобных фраз.

Пока он говорил, я смотрел на разочарованные лица рядовых сотрудников его отдела. Они остались в тени личной славы своего начальника, а их напряженный труд, благодаря которому и были достигнуты замечательные результаты, остался непризнанным.

Совсем по-другому выглядело выступление второго регионального менеджера. Выйдя к трибуне, женщина сказала, что высокие результаты были достигнуты благодаря слаженной работе всех сотрудников. Затем она представила поочередно всех сотрудников, присутствующих в зале, отметив личный вклад каждого из них.

Обратите внимание на различие подходов: первый менеджер отнес все слова благодарности, сказанные вице-президентом, исключительно на свой счет, оскорбив и деморализовав свой коллектив. Второй отнес их на счет всего коллектива. Мудрый поступок. Слава похожа на деньги: она приносит прибыль, если ее не копить, а инвестировать. Коллектив, возглавляемый вторым менеджером, после торжественного собрания наверняка будет работать еще лучше.

Запомните: похвала — это сила. Не хороните похвалу, полученную вами от вышестоящих лиц. Поделитесь ею с подчиненными, и они будут знать, что вы уважаете и цените их. Вдохновленные похвалой, они возьмутся за работу с новыми силами и достигнут еще лучших результатов.

Это же правило прекрасно действует и в семье. Предлагаю вам ежедневное упражнение: каждый день спрашивайте себя, что сделали вы сегодня, чтобы порадовать супругу (супруга) и членов семьи.

Вам покажется, что это чересчур просто, но эффективность этого упражнения удивительно велика. Однажды я проводил тренинг для торговых работников. Мы обсуждали тему «Роль семейного окружения в достижении успеха в торговле». В ходе обсуждения я спросил участников (все — женатые мужчины):

— Когда вы в последний раз делали своим женам подарки, кроме дня рождения, Рождества и даты свадьбы?

Ответы просто шокировали. Из 35 участников тренинга лишь один сказал, что сделал жене подарок в прошлом месяце. Очень многие говорили о сроках от трех до шести месяцев, а один даже ответил, что не помнит.

Подумать только! А потом мужчины удивляются, что жены после свадьбы перестают видеть в них королей!

Я придумал, как продемонстрировать этим людям, какое чудо может сотворить маленький сюрприз. На следующее занятие я договорился с цветочницей, чтобы незадолго до конца занятий она принесла в аудиторию свой товар. Представив ее моим слушателям, я сказал:

— Я бы хотел, чтобы каждый из вас, все до одного, сделали маленький эксперимент. Я договорился, что каждый из вас за 50 центов получит большую алую розу. Если у вас нет пятидесяти центов или вы считаете, что ваша жена этого не стоит (раздался дружный смех), я куплю для нее розу за свои деньги. Все, что я попрошу вас сделать, — подарить эту розу вашей жене, а назавтра рассказать, что произошло. Само собой разумеется, вы не станете говорить ей, при каких обстоятельствах купили эту розу.

На следующий день все участники тренинга, все до единого, рассказывали о том, как были счастливы их жены, получив сюрприз стоимостью всего 50 центов.

Пожалуйста, как можно чаще радуйте членов своей семьи чем-нибудь особенным. Совершенно не обязательно дарить дорогие подарки: не зря говорится, что дорог не подарок, дорого внимание. Важно, чтобы ваши родные понимали: интересы семьи для вас важнее всего.

Уделяйте внимание членам своей семьи. Планируйте общение с ними.

В наше время очень часто люди бывают так заняты, что на общение с родными у них совсем не остается времени. Но если вы спланируете свой день, время обязательно найдется. Вот как делает это вице-президент одной компании, человек очень занятой:

— У меня ответственная работа, мне приходится каждый день брать незавершенные дела домой. Но я не могу позволить себе забросить семью, она для меня важнее всего, именно для семьи я работаю так много. Поэтому общение с женой и детьми — часть моего обычного распорядка дня. Каждый вечер один час, с 19.30 до 20.30, я провожу с моими двумя детьми: рисую или играю с ними, читаю им сказки, отвечаю на вопросы. В это время я полностью в их распоряжении. И дети счастливы, и я прекрасно отдыхаю за этот час. После половины девятого дети готовятся ко сну, а я на два часа сажусь за работу. В половину одиннадцатого я встаю из-за рабочего стола. Час, оставшийся до сна, мы проводим в беседах с женой, говорим о наших детях, строим планы на будущее. Это чудесное время, когда никто и ничто не мешает нашему общению, лучшее завершение напряженного дня. Кроме того, с семьей я провожу каждый воскресный день с утра до вечера. Я внес общение с семьей в распорядок дня, и это хорошо не только для моих родных (потому что у меня всегда есть время, предназначенное только для них), но и для меня. Общение с родными дает мне новые силы.

ХОТИТЕ ЗАРАБОТАТЬ? ПОСТАВЬТЕ СЕРВИС ВО ГЛАВУ УГЛА

Вы хотели бы заработать побольше денег? Это естественное и очень полезное желание. Деньги означают возможность вашей семье и вам самим получить тот жизненный стандарт, которого вы заслуживаете. Деньги означают возможность помогать тем, кто в беде. Деньги — одно из средств, для того чтобы сделать вашу жизнь насыщенной и полной.

Великий проповедник Рассел Конвелл, автор «Алмазных россыпей», некогда подвергавшийся критике за призывы зарабатывать деньги, говорит: «Библии напечатаны за деньги, храмы построены за деньги, миссионерская деятельность организована за деньги, деньги оплачивают службу пасторов, лишь немногие из которых согласились бы служить бесплатно».

Тот, кто заявляет о своем желании быть бедным, обычно страдает от комплекса вины или чувства неполноценности. Так школьник, чувствуя, что ему не по силам учиться на «отлично» или создать футбольную команду, делает вид, что не хочет получать пятерки или играть в футбол.

Итак, деньги — желательная цель. Удивляет лишь отношение многих к тому, откуда берутся деньги. На каждом шагу можно видеть людей, действующих по принципу «деньги прежде всего». Но у них всегда бывает мало денег. Как вы думаете, почему? Озабоченные финансовыми вопросами, эти люди забывают, что деньги не растут сами по себе. Вначале нужно посеять семена, из которых вырастут деньги.

Семена денег — это сервис. Именно поэтому принцип «сервис прежде всего» создает богатство. Сервис прежде всего, а деньги позаботятся о себе сами.

Однажды летним вечером (это было в Цинциннати) я притормозил у автозаправочной станции, с виду совершенно обыкновенной, но почему-то очередь у нее была намного длиннее, чем обычно. Через четыре минуты я понял, в чем причина популярности с виду ничем не примечательной «заправки». Залив бак моей машины бензином, заглянув под капот и протерев ветровое стекло, работник станции сказал:

— Прошу прощения, сэр. Сегодня был очень ветреный день, много пыли. Позвольте мне протереть ветровое стекло изнутри.

Быстрыми, уверенными движениями он тщательно протер изнутри запылившееся ветровое стекло. Маленькая дополнительная услуга сделала сразу два дела: во-первых, значительно улучшила видимость в ночное время, а во-вторых, я запомнил эту станцию. На протяжении последующих трех месяцев мне пришлось восемь раз проезжать через Цинциннати. Естественно, каждый раз я останавливался именно у этой АЗС — и каждый раз получал больший сервис, чем ожидал. Интересно, что ни разу, когда бы я ни подъезжал к станции (однажды это было в четыре часа утра), я не был единственным клиентом. В общей сложности, я приобрел здесь около 400 литров бензина.

Когда я в первый раз притормозил у этой АЗС, обслуживающий ее работник мог подумать: «Этот водитель не местный, он из другого штата. Скорее всего, он здесь в первый и последний раз. Нет смысла делать что-нибудь особенное для разового клиента».

Но работники этой станции думали совсем не так. Для них сервис был на первом месте. Именно поэтому им не приходилось скучать в ожидании клиентов, тогда как на других АЗС было пустынно. Даже если бензин на этой АЗС был чуть-чуть лучше, чем десятки других марок, то я этого не заметил. Цены тоже были такими же, как и на других станциях. Вся разница была в обслуживании. Именно дополнительный сервис приносил владельцам немалую прибыль.

Когда работник АЗС протер ветровое стекло моей машины изнутри, он посеял семена, позже выросшие в деньги. Повторяю: поставьте сервис на первое место, а деньги позаботятся о себе сами.

Такой подход окупается во всех ситуациях. Когда я только начинал трудовую деятельность, мы работали вместе с молодым человеком — назовем его Ф.Х. Этот парень был похож на многих ваших знакомых: он постоянно думал о деньгах, вместо того чтобы думать о том, как можно их заработать. Любимой темой его разговоров была следующая: «Мне платят меньше всех на этой фирме, потому что...» Он относился к своей работе, исходя из достаточно распространенной установки: «Это богатая фирма, она ворочает миллионами. Многие ее сотрудники получают большие зарплаты. Значит, и мне должны платить больше».

Повышение зарплаты постоянно обходило Ф.Х. стороной, и он решил, что пора идти к начальству и высказать свои требования. Вернулся он через полчаса злой как черт. Было ясно, что в ближайшие месяцы Ф.Х. не получит ни на грош больше, чем прежде.

— Слушайте, с ума сойти можно! — возбужденно заговорил он. — Что, как вы думаете, сказал «старик», когда я попросил повысить мне зарплату? «Почему вы решили, что заслуживаете повышения?» Я стал объяснять. Я сказал, что другим зарплату повышали, а мне — нет. Я сказал, что цены растут, а моя зарплата — нет. Я сказал, что делаю по работе все, что от меня требуется. Представляете? Мне необходимо повышение, а они дают его другим, кому оно нужно не так, как мне. Шеф вел себя так, как будто я просил у него милостыню. Знаете, что он сказал? «Когда ваши результаты покажут, что вы достойны повышения, вы его получите». Нет, конечно, я мог бы работать лучше, если бы мне лучше платили, но только дурак будет что-то делать за так, — завершил Ф.Х. свою тираду.

Ф.Х. — классический пример человека, не желающего понять, как зарабатываются деньги. Обратите внимание на его последнюю фразу: в ней — суть его ошибки. Он хотел, чтобы ему вначале заплатили больше, и лишь потом он начнет работать лучше. Но так деньги не делаются. Нельзя добиться повышения зарплаты с помощью обещания работать лучше. Необходимо продемонстрировать, что вы работаете лучше. Нельзя собрать урожай, не посеяв семян. Это же относится и к деньгам. Сервис — семена денег.

Поставьте сервис на первое место, а деньги позаботятся о себе сами.

Кинопродюсер, желающий разбогатеть как можно быстрее, ставит на первое место деньги. Чтобы урезать расходы, он работает абы как. Он покупает слабый сценарий и нанимает второразрядных писателей для его адаптирования. Во всем, от подбора актеров до звукозаписи, он следует принципу «главное — деньги». Для таких продюсеров зритель — тупица, готовый проглотить что угодно.

Результат работы таких «халявщиков» очень редко приносит его создателям золотые горы. Потребители вовсе не рвутся приобрести нечто второсортное, тем более за первосортную цену.

Самые богатые кинопродюсеры на первое место ставят не деньги, а интересы зрителя. Они не пытаются всучить ему второсортный товар, а думают о том, чтобы их работа понравилась зрителю даже больше, чем они рассчитывали. Такой фильм нравится зрителям, о нем много говорят и пишут в прессе, он приносит большую прибыль. И вновь то же самое: поставьте сервис на первое место, а деньги позаботятся о себе сами!

Официантке, старающейся обслужить посетителей как можно лучше, нет смысла думать о чаевых: они сыплются будто сами по себе. Но ее коллега по работе, не проявляющая такого же усердия («Зачем подливать им кофе, все равно от них не дождешься ни гроша»), не получит ничего. Секретарша, оформляющая деловые письма лучше, чем рассчитывает начальник, в будущем обязательно заметит разницу в день получения зарплаты. Другая секретарша, работающая по принципу «Подумаешь, пятно. Чего он хочет за шестьдесят пять долларов в неделю?», так и будет получать свои 65 долларов в неделю.

Продавцу, предлагающему максимум услуг, не нужно бояться ни потери покупателей, ни падения уровня продаж. Вот простое, но весьма эффективное правило, которое поможет вам выработать психологическую установку «сервис прежде всего»: всегда давайте людям больше, чем они рассчитывают получить. Каждое маленькое «сверх» — это семя будущих денег. Когда вы добровольно задерживаетесь на работе допоздна, чтобы вывести отдел из «провала», когда вы оказываете покупателям дополнительные услуги, когда вы вносите рационализаторские предложения, делающие труд более эффективным, — вы сеете семена денег.

Что посеешь — то и пожнешь. Посейте сервис — и пожнете деньги.

Каждый день проводите какое-то время в размышлениях на тему «Как вы можете дать больше, чем от вас ожидают». Найдя ответ, применяйте его на практике.

Поставьте сервис на первое место, а деньги позаботятся о себе сами.

Краткое резюме: выработайте у себя психологические установки, ведущие к успеху.
1. Выработайте установку «Я заинтересован». Результаты любого дела прямо пропорциональны энтузиазму. Три вещи помогут вам обрести энтузиазм.
• Изучайте предмет глубже. Если вы заметили, что потеряли интерес к чему-либо, старайтесь узнать об этом как можно больше, и появится заинтересованность.
• Больше жизни: проявляйте энергичность в улыбке, рукопожатии, разговоре, походке, — во всем без исключения.
• Несите хорошие новости. Никому еще не удавалось добиться ничего хорошего с помощью плохих новостей.
2. Выработайте установку «Вы важны и значительны».
Если вы дадите людям возможность почувствовать себя важными и нужными, они будут готовы больше сделать для вас.
• При каждой возможности выражайте свое восхищение. Хвалите людей, делайте им заслуженные комплименты.
• Называйте людей по имени.
4. Выработайте установку «сервис прежде всего», а деньги позаботятся о себе сами. Возьмите за правило всегда делать для людей больше, чем они от вас ожидают.

(Дэвид Д. ШВАРЦ "Искусство мыслить масштабно")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: