Tuesday, May 26, 2009

Клуб Психологического Атлетизма: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Меня интересуют проблемы психологической защищенности отдельных людей, занятых в профессиях, требующих максимального напряжения.

Это проявляется не только в семье или на улице, но и, естественно, на работе. Что больше всего беспокоит любого работника в нашей стране?

В первую очередь неопределенность и неустойчивость его профессионального положения, независимо от того, работает он на государственном предприятии или в частной структуре – и то и другое может быть в любой момент закрыто или подвержено риску недофинансирования. Неустойчивость касается его лично и, конечно же, той организации, в которой он работает, неважно, убыточна она или пока процветает. В самом деле, если организация убыточна, то ее закроют или она сама закроется сегодня или завтра, если она процветает, ее закроют послезавтра по любым другим причинам. В качестве закрывающего фактора может выступить государство, стремящееся заставить делиться процветающего собственника, конкуренты, мафия, рэкет или внутренние распри разбогатевших пайщиков и акционеров. Неустойчивое положение порождает неопределенность личной сегодняшней и завтрашней судьбы работника. Стоит ли вкладываться в работу на полную катушку, если твой дом стоит на песке? Эти мысли и настроения оказывают громадное психологическое давление на каждого работника и то, что называется производительностью труда. Разве качество массовой продукции, производимой сегодня в России, так же, как и производительность труда, сопоставимы с тем, что умеют делать те же сегодняшние японцы, китайцы, южнокорейцы, немцы или американцы, согласно статистике, обгоняющие нас в этом плане в 5(!) раз? И это несмотря на то, что по таланту, изобретательности и умению мобилизоваться в работе мы всегда были и до сих пор остаемся на первых местах.

Неопределенность общего положения работника порождает его личную неуверенность в себе и завтрашнем дне, напряженное отношение к своим сослуживцам, которые гораздо больше, чем ранее воспринимаются как конкуренты, способные завтра согнать его со своего места. В подавляющем большинстве трудовых коллективов, организаций и фирм царит атмосфера грызни, конкуренции, взаимного подсиживания, едва прикрытая внешней любезностью. С точки зрения биоэнергетики аура конкуренции, наполняющая здания и рабочие комнаты большинства контор России обладает мощным разрушительным потенциалом. Лично мне хочется выйти из такого помещения и никогда больше туда не заходить. Тяжелый психологический климат, порожденный затянувшейся депрессией страны и помноженный на нашу национальную склонность к самоедству, уравниловке и зажиманию всех, кто по таланту превосходит средний уровень, деформирует ауру каждого человека, вынужденного долго находиться в этих помещениях.

Внутренняя тяжелая энергетика конкуренции дополняется конкуренцией внешней. Стоит только вашему подразделению или отделу приподнять крылышки, как усиливаются интриги со стороны другого подразделения, отдела или министерства, не говоря уже о налоговых ведомствах. Это, конечно, не имеет отношения к национальным проблемам, скорее принадлежит к так называемым "общечеловеческим ценностям". Помните знаменитый телефильм, показавший нам, что никогда никакой Мюллер не допустит усиления позиций Шелленберга и наоборот. Если внутри процветающей фирмы атмосфера более или менее благополучна, то тогда вас будет поедать внешняя среда: государство, снижающее бюджетные поступления или повышающее их микроскопическими темпами, не поспевающими за ростом цен, муниципальные чиновники, требующие взятки, крупная или мелкая мафия, облагающая ваше предприятие рэкетом, снижение покупательной способности населения, все меньше приобретающего товары, произведенные вами. Кто из активно работающих людей скажет, что на него не влияет конкуренция?

И, наконец, диктат начальников, представляющих собой фирменный знак национальной трудовой психологии России. В условиях депрессии, переживаемой страной, которая будет еще более усугублена новым трудовым кодексом, закрепляющим права работодателя, начальнический беспредел (чего стоит один пункт работодателя о праве работодателя самому устанавливать продолжительность рабочего дня!), издевательство и хамство являются сильнейшим травматическим фактором для подавляющего большинства работников. Страх перед свирепым и вредным начальником, помноженный на общее чувство усталости, являются мощным раздражителем для каждого из нас. Впрочем, о методах защиты от начальников мы поговорим в отдельной главе.

Однако убежден, что, применяя разные методы защиты, можно найти средство от всех перечисленных выше экстремальных трудовых факторов, ежедневно "пробивающих" нас до тех пор, пока мы не взяли себя в руки и начали работать над собой. Мне часто приходится консультировать людей по проблемам делового успеха, и я считаю, что на каждую из проблем, беспокоящих работников, нам удастся найти достойное противоядие. Чувство неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне лучше всего лечится, с моей точки зрения, изменением всей системы мотивации человека и смещением его системы ценностей в сферу духовного совершенствования.

Светлане 37 лет, она бухгалтер, и ей хронически не везет. За последние 5 лет она сменила 9(!) мест работы (поставил восклицательный знак и сам не уверен, правомерно это или нет, – ведь многие люди в наше время кочуют с места на место еще чаше). Она увлекается психологией, пробует читать литературу духовной направленности, но это ей "не помогает", как считает женщина. На новую работу она, по ее признанию, идет с двоякими мыслями – с одной стороны, она не верит, что долго здесь удержится, и это ее сильно угнетает, но с другой – она хочет наконец-таки закрепиться на новом месте и даже молится об осуществлении своего желания. Однако воз и ныне там: с очередной работы ее попросили из-за разорения фирмы. К своей профессии Светлана относится все хуже и хуже: ей ее специальность кажется бессмысленной. В Светлане чувствуется легкая склонность к лени и нелюбовь к напряжению. На биоэнергетическом уровне ее состояние можно было определить как угнетенное в умеренной степени: ее пока что выручает отменное здоровье и хорошая наследственность – бабушка прожила до ста двух лет.

Я определил для себя проблему Светланы как кризис духа. После долгих разговоров я посоветовал ей поменять отношение к новой работе и воспринять происходящее как тренировку качеств, которую ей, внутренне ленивому и работающему только ради результата человеку, в принудительном порядке вменяет Бог. "Поменяйте свои мысли на прямо противоположные, – посоветовал ей я. – Устраиваясь на работу, старайтесь верить, что вы приходите сюда надолго и всерьез, не для того, чтобы жить расслабленно и с удовольствием, а для отработки качеств воли и собранности. С другой стороны, не переживайте, если обстоятельства сложатся таким образом, что вам придется уйти. Отнеситесь к подобному повороту философски и помните слова Христа: "Да будет Воля Твоя". Относитесь к проблеме легче и сместите акценты своих жизненных ожиданий: ожидайте от работы не тех денежных удовольствий, которые она может дать, а возможностей потренировать свой дух и волю. Попробуйте полюбить жизненные испытания и тренировку, и тогда они постепенно отступят".

Светлана долго не могла понять, как нужно себя перестраивать, и по моему совету прочитала несколько книг духовно-философской направленности. Но, наконец, ей стал ясен смысл прочитанного, и на этот раз она начала искать работу, проникнувшись той установкой, которую я ей советовал. Потом она надолго исчезла, и я встретился с ней случайно на улице. Она работала главным бухгалтером, чувствовала себя вполне устойчиво и ей нравилось то, что она делает. "Мне действительно стало легче, – призналась она. – Если мне что-то не понравится, то я уйду сама. В любом случае, найду то, что мне нужно".

Что касается чувства дискомфорта, возникающего от внутренней конкуренции и атмосферы "Вороньей слободки" из "Золотого теленка", царящей во многих фирмах и других организациях, она лечится воспитанием в себе чувства равновесия, гармонии и умением правильно поставить себя в коллективе. Конечно, мнительный, неуверенный в себе человек, зависимый от мнения других людей, будет крайне болезненно воспринимать тяжелый склочный микроклимат большинства российских фирм и организаций. Но если человек начнет работать над собой, он вполне сможет справиться с теми проблемами, которые есть в большинстве коллективов. Проблемы эти болезненны, но не смертельны: микроклимат в организациях – это все же не атмосфера тюрьмы или криминальной группировки, ломающая самые твердые характеры. При специальной тренировке, повышающей устойчивость человека, можно научиться ладить с сослуживцами и отстаивать свои интересы. Это же касается и проблем внешней конкуренции, отравляющей сознание многих работников. Они неприятны, а если речь идет о криминальной стороне бизнеса, чрезвычайно неприятны, но у того, кто собирается работать в атакуемой организации, нет иного выбора, кроме специальной тренировки, повышающей защищенность.

Проблемы с защищенностью в тех или иных профессиях возникают и тогда, когда человек волею судьбы или обстоятельств занимается таким делом, которое внутренне не любит или на которое не способен. Тогда он терпит постоянные неудачи и получает удары. Наверное, каждому человеку приходилось встречать таких неудачников, вынужденных расплачиваться за ошибочный выбор, который они сделали сами или по наущению родителей, близких людей и друзей. Многие из нас и сами побывали в такой ситуации. Если все же человек решается порвать с неудачным выбором и возвращается к любимому делу или даже начинает работать в какой-то нейтральной сфере, он испытывает огромное облегчение.

Один мой знакомый, талантливый человек с широкими интересами и двумя высшими образованиями, перепробовал множество занятий, в том числе и занятие бизнесом, и не испытывал при этом никакого удовлетворения. Не то, чтобы ничего не получалось, были и небольшие успехи. Но их нервно-энергетическая и временная цена оказывалась столь высока, что он в конце концов бросил все попытки стать тем, чем он не является (то есть бизнесменом и хозяином фирмы), получил юридическую специальность и устроился на работу наемным специалистом. Результат превзошел все ожидания. Он стал зарабатывать значительно больше, чем когда пытался быть бизнесменом, и моральная удовлетворенность работой выросла во много раз. У него появилось время и свободная энергия для занятия духовной практикой и творчеством.

К сожалению, далеко не все из нас, занявшихся бизнесом либо потому, что прежняя профессия оказалась на грани вымирания, либо из зависти к более успешным друзьям или к навязчиво рекламируемым телеобразам, могли вовремя отказаться от неправильного начинания. Сколько судеб оказалось разрушено из-за того, что люди упорствовали в тупиковых желаниях и пытались быть тем, чем они никогда не могли по-настоящему стать, не понимая, что большинство населения страны не может стать бизнесменами. Эти "коммерсанты поневоле" должны были вложить всю свою энергию в то, чтобы понять, какие специальности действительно востребованы жизнью.

Следующий шаг состоит в том, чтобы понять к каким из востребованных специальностей у них есть способности, суметь переучиться, насколько им позволяют силы и средства, и попробовать себя на новом поприще. Правильный выбор профессии во многом предохраняет от излишних ударов судьбы.

ЗАЩИЩЕННЫЙ БИЗНЕСМЕН-РУКОВОДИТЕЛЬ

Даже если человек никогда не занимался бизнесом и далек от этой среды, ему достаточно включить воображение и хорошо подумать, чтобы понять, какие дополнительные удары от своей профессии по сравнению со специалистами некоммерческих профессий получает бизнесмен. Постоянный стресс, усталость, повышенная конфликтная среда, чередование редких удач с длительными неудачами или серой беспросветностью, давление начальства (если оно есть), неуправляемость подчиненных, не желающих делать по-вашему, непрерывный риск, вплоть до угрозы жизни, непонимание в семье, изнуряющая необходимость поддерживать высокий и успешный статус среди круга подобных себе коммерсантов, – кому не знакомы эти и другие неизбежные спутники российского бизнеса?

Бизнесмены, желающие избежать тяжелых последствий перечисленных неприятностей и ударов, должны, на мой взгляд, придерживаться следующих положений, принципов или методов:

Подумайте, а на своем ли вы месте? Действительно ли вы хотите подняться к вершинам финансового процветания и достичь намеченных целей? Не торопитесь говорить себе "да", потому что тогда придется положительно отвечать на следующий неизбежный вопрос – готовы ли вы работать по 12-16 часов в сутки каждый день во имя своей цели? Если нет, тогда постарайтесь побыстрее выйти из бизнеса и заняться чем-то другим, что бы не пребывать в прозябании. Но даже если вы имеете такое страстное желание, спросите себя и своих близких – обладаете ли вы другими качествами бизнесмена, без которых вам не видать удачи? Присуща ли вам авантюрная жилка, способность рисковать, вера в свои силы и удачливую судьбу, гибкость и умение договариваться с людьми, та смесь легкой наглости и обаяния, без которой, увы, у нас не делаются дела? Достаточно ли у вас здоровья и терпения, способны ли вы с легким сердцем реагировать на неудачи и перепады отношения к себе со стороны тех людей, с которыми вы работаете? Если против большинства этих вопросов вы будете вынуждены поставить знак минус, то тогда все же серьезно подумайте о смене специальности. Если вы будете иметь смешанный результат, то есть половина ответов "да", половина "нет", тогда спросите себя, готовы ли вы, для того чтобы стать бизнесменом, упорно работать над собой и приобрести данные качества, занимаясь жизненным самовоспитанием и различными психотренингами. Если вы ответили положительно – рискните. Если нет, спросите себя, что у вас получается лучше бизнеса, и займитесь новыми делами.

Задайте себе такой вопрос: богоугоден ли бизнес, которым вы уже занимаетесь или собираетесь заняться? Речь идет не столько о формальном соблюдении церковных критериев, что также важно, а о более глубокой сути дела? Полезно ли то, что вы делаете, для людей, или вы объективно вредите им ради решения личных финансовых проблем? Способны ли вы мысленно посмотреть Богу в глаза и попросить у него помощи в осуществлении своих самых трудных коммерческих начинаний? Если нет, то тогда вы должны понимать – какую бы самую мощную земную защиту вы не построили, она не даст вам главной опоры и поддержки. И потом, даже если вы научитесь быть жестким, холодным и непробиваемым в отношении к жизни и бизнесу, и деньги будут течь к вам целым потоком, нет никакой гарантии, что Высшая Справедливость позволит вам всю оставшуюся жизнь процветать, творя зло. Дамоклов меч Судьбы в конце концов достанет вас не только здесь, но и "там", на "том свете", куда вы не сможете взять ни цента из накопленного капитала. Потому, если вы хотите, чтобы Высшие Силы защищали вас на вашем коммерческом пути, посвятите плоды своего труда этим Силам, мысленно отдайте все заработанные деньги Богу. Они вернутся к вам в том количестве, которое необходимо для вашего счастья и защиты. Безусловно, речь не идет об отдании всей зарабатываемой вами суммы денег какому-то лицу, представляющемуся посланником Бога.

Если мне приходится работать с бизнесменами и помогать им в решении их проблем, я ставлю обязательное условие – добиться богоугодного характера их бизнеса. Без помощи Бога, которая является необходимым алхимическим элементом, катализатором реакции под названием успех, ни одна опасность, угрожающая бизнесмену, не может быть отведена без участия Высших Сил. На семинарах и консультациях мы с клиентами сознательно работаем над изменением всей системы мотивации коммерсанта. Практика показывает, что чаще всего соглашаются принять такой подход женщины, занимающиеся предпринимательством. Именно они развивают впоследствии максимальную энергию удачи.

Запаситесь несгибаемым терпением, проникнитесь готовностью начинать дела вновь и вновь, даже если трижды разорились и если принятые законы напрочь разрушили ваш бизнес. Только тот, кто способен возобновлять начинания и действовать не порывом, но осознанным решением, сможет психологически обезопасить себя от неудач.

Культивируйте веру в свою звезду и удачливую судьбу. Если ваш бизнес богоугоден, вы находитесь под Божественным Покровительством и потому верите в себя, то ваше коммерческое предприятие не может потерпеть крах. Самое худшее, что может вам грозить, – временная неудача. Добейтесь почти физического ощущения присутствия этой энергии удачи в вашем сознании и жизни.

Научитесь разумно рисковать. Умейте понять, когда пришел ваш звездный час и все можно поставить на карту, и когда можно сделать паузу и переждать. Бизнес – это не просто профессия, но состояние души, предполагающее, что человек находится в бурном потоке направленно текущей энергии и умеет быстро принимать решения.

Научитесь не принимать близко к сердцу неизбежные в деле мелкие и даже крупные неудачи, отпускайте отрицательные эмоции и переживания и не позволяйте вашему сердцу подолгу быть переполненным чувствами мести, огорчения и депрессии. Удачливый бизнесмен должен в какой-то степени обладать психологическим складом "Великого комбинатора", которого невозможно представить унылым.

Развивайте в себе здоровую толстокожесть и не придавайте большого значения тому, как относятся к вам конкуренты и ваши подчиненные, которых вы заставляете работать так, как нужно вам для дела, а не так, как хочется им "для кайфа".

Воспитывайте в себе гибкость, а не только зацикленность на своей цели. Помните и представление Востока о мудрости в виде движущейся змеи, голова которой всегда устремлена вперед к цели, а туловище пластично и гибко огибает препятствия, принимая их форму. Подобное качество убережет вас от ненужных ударов и сделает вашу деятельность значительно более спокойной.

Не гонитесь за тем, чтобы выглядеть всегда "крутым", небрежным и успешным. Как всякая маска, подобный образ требует много энергии и, кроме того, может пробуждать в людях зависть и недоброжелательство. Будьте проще, а в определенных ситуациях незаметнее и этим сохраните энергетический запас нетронутым, а психологическую броню более сохранной.

Научитесь вести переговоры и быть дипломатом в контактах с партнерами по бизнесу. Умейте не только давить, но и отступать. Настаивая на своем, помните, что учет интересов партнера и баланс интересов, который вам удается поддерживать, всегда помогает избегать ненужных трений и столкновений как на психологическом, так и на аурическом уровне.

Обязательно ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, занимайтесь спортом, йогой, цигуном, боевыми искусствами или хотя бы регулярно делайте зарядку и выезжайте на природу. Помните, что работу бизнесмена можно сравнить с выдохом. Чтобы вы смогли успешно повторить такой рабочий выдох завтра, вам необходимо сделать хороший вдох сегодня. Если ваш вдох ограничится семичасовым сном или походом в ночной клуб, то вас надолго не хватит.

Непременно найдите своего психолога, психоаналитика или биоэнергетика (не шарлатана!), который мог бы персонально заниматься вашими проблемами. Если у вас есть возможность, то пригласите специалиста, которому вы доверяете, в свою фирму. Пройдите ряд обучающих семинаров-психотренингов под его руководством.

Отдельно стоит вопрос о правильной организации коллектива с точки зрения психоэнергетики, на которую отрицательно влияют люди, склонные к вампиризму. Каждый руководитель, желающий, чтобы его фирма или организация работала успешно, должен уметь правильно оценить энергопотенциал своих сотрудников и разбираться в самой проблеме.

Тем не менее вопрос о присутствии в каком-либо коллективе энерговампира, вредящего общему делу, следует ставить с большой осторожностью. У многих людей, испытывающих антипатию к своим сослуживцам, может возникнуть соблазн самоутвердиться или свести счеты с нелюбимым коллегой с помощью наклеивания на него этого ярлыка. Необходимо помнить, что гораздо чаще неудачи в коллективах возникают из-за неправильного стиля руководства, отсутствия гибкой стратегии выживания в сегодняшних условиях, психологической и аурической несовместимости людей (что в значительно большей степени пожирает энергию), нежели из-за присутствия одного "энергетического вредителя". И все же в некоторых случаях можно говорить о наличии энергетического вампира, разрушительная деятельность которого вредит всему коллективу. Признаками такого состояния дел являются:

– совпадение мнений непредвзято настроенной большей части коллектива о том, что данный человек является энерговампиром;
– отсутствие "шкурных" и эгоистических мотивов в отношении такого человека;
– повышенная конфликтность (раздражительность, обидчивость, мстительность) данного лица;
– плохое самочувствие (головная боль, обесточенность, усталость, раздражительность), почти всегда появляющееся после контакта с данным лицом у большинства членов коллектива;
– склонность данного лица к перекладыванию своих дел на плечи других против их воли (то есть подтверждение версии об энергетическом вампиризме земными примерами);
– отрицательное влияние конфликтов или скандалов, провоцируемых предполагаемым вампиром, на успешность дел всего коллектива (должна быть выявлена четкая закономерность);
– улучшение общей эмоциональной атмосферы и рабочие успехи, наступающие при временном отсутствии предполагаемого вампира.

Только совокупность данных признаков позволяет людям сделать вывод о наличии в своем коллективе человека, склонного к похищению энергии работоспособности, согласованности, общего доброжелательства и удачи у других. Если же перед нами ценный специалист, хороший работник, контакт с которым, однако, напоминает о том, что энергия – это драгоценное достояние человека, все же имеет смысл не сразу расставаться с ним, а попытаться бороться за его исправление. Коллектив, для того чтобы обезопасить себя и выправить ситуацию, может сделать следующие шаги:

проследить, чтобы все свои производственно-трудовые обязанности данное лицо выполняло в полном объеме;
в случае его отказа или сопротивления, четко и ясно объяснить ему неправильность его позиции для общего дела;
добиться того, чтобы каждый член коллектива вел себя твердо, спокойно и ровно, без особых проявлений симпатии и антипатии, оставаясь в пределах формально-деловой вежливости;
договориться, чтобы те люди, которым наиболее сложно с ним общаться, предельно сократили с ним контакты (это должно выражаться даже в незаметном перемещении с одного рабочего места на другое, более отдаленное);
в случае возникновения конфликта весь коллектив должен учиться психотехнике мгновенного энергетического объединения в некое спокойное групповое поле, погашающее все отрицательные вспышки;
попробовать усмирить или нейтрализовать конфликтного или назойливого энерговампира, локализовав конфликт до взаимодействия с одним или двумя людьми, психологически более сильными, нежели данное лицо;
научиться каждому применять разнообразные методы психоэнергетической защиты, которые будут приведены в конце данного пособия;
не посвящать данное лицо в особо важную информацию коллектива, представляющую собой коммерческую тайну или относящуюся к внутренней стратегии;
включить мощности начальника коллектива и при необходимости прибегнуть к поддержке руководителя более высокого подразделения;
когда ситуация позволяет, использовать иронию или юмор, чтобы остановить зарвавшегося скандалиста.

Если ни один из перечисленных способов не помогает, тогда имеет смысл создать вокруг вампира заговор молчания, чтобы сделать его положение невыносимым и спровоцировать его уход.

Следует подчеркнуть, что любые попытки наклеить ярлык "вампира" на невинного человека и таким образом свести с ним счеты тяжело отягчают карму данного коллектива, разрушительно влияя как на судьбу отдельных его членов, так и на общий успех в делах. Через какое-то время после таких эксцессов подобные коллективы обычно распадаются.

ДЕЛОВАЯ САМООБОРОНА МЕНЕДЖЕРА

Работа менеджера – это частный случай работы бизнесмена. Мы говорили о бизнесмене – хозяине фирмы или одном из руководителей. Я рассматриваю тип менеджера, который является работником фирмы и занимается продажей продукции. Он имеет многие проблемы, схожие с проблемами своего хозяина. Однако и у него есть свои сложности: он существенно зависим от начальника, частично – от коллег-конкурентов, которые стремятся получить лучшие заказы, участки работы и нередко плетут против него интриги, и, наконец, полностью зависим от покупателей. Если те не купят предлагаемую продукцию, менеджер по продажам останется без зарплаты. Удары, которые чаще всего получает менеджер, проявляются в хамстве или равнодушии клиентов, их недоверии к самому предложению что-то купить, их насмешкам, колкостям и внезапном нарушении обещаний и договоренностей. Если менеджер желает уменьшить количество результативных ударов по самому себе, он должен выполнить несколько главных условий:

Старайтесь не попадать в психологическую и тем более в психоэнергетическую зависимость от начальника; наблюдайте за страхом, возникающим у вас в начальственном кабинете, а иногда и при одной мысли о гневе начальника, как бы со стороны, и напряжение будет постепенно уступать место состоянию раскованности и уверенности в себе. Будьте корректны, предупредительны, старайтесь зарабатывать деньги для организации и выполнять все служебные обязанности на "пятерку", но не позволяйте начальнику кричать на себя.

Учитесь выстраивать доброжелательные отношения с коллегами и спокойно реагировать на эмоциональные вспышки с их стороны, если у вас дела будут идти лучше, чем у них, – все это неизбежные спутники "внутривидовой" конкуренции. Приучите себя чувствовать прочно и устойчиво, как скала в море, легко отражающая любые бури и ураганы.

Не придавайте значения хамству со стороны клиентов. Поставьте себя на их место: вы заняты работой и своими проблемами, а тут вам пытаются навязать неизвестную для вас продукцию, причем делают это энергично и напористо. Разумеется, это не понравилось бы вам, и вы отреагировали бы на подобную бурю и натиск в меру своей воспитанности. Постарайтесь внутренне простить их за то, что они были обделены воспитанием. Помните также, что главное – внутренне не реагировать на хамство. Внешне вы можете ответить, выбирая тон, который лучше всего будет действовать на хама, а можете и не отвечать – в некоторых ситуациях желание непременно доспорить и отомстить обходится себе дороже.

Научитесь спокойно относиться к нежеланию других людей покупать вашу продукцию: во-первых, они ничего о ней не знают, во-вторых, они, возможно, привыкли к другому, аналогичному товару, в-третьих, им не известна ваша фирма, в-четвертых, они устали от повсеместного обмана и назойливой рекламы, впаривающей залежалые изделия, в-пятых, у них, как и у вас снижена покупательская способность и просто нет денег. Вдумайтесь в эти соображения и перестаньте обижаться на вполне законную первую реакцию отказа.

Задайте себе вопрос: а как нужно было бы другому менеджеру вести себя с вами, чтобы убедить вас совершить покупку, нужную ему? Представьте подобную ситуацию как можно ярче, войдите в образ той и другой стороны и временно перевоплощайтесь в менеджера, предлагающего вам купить товар, то в самого себя, отказывающегося сделать это сразу. Найдите нужные эмоционально-психологические ключи к самому себе, чтобы потом применить свою находку по отношению к другим людям.

Учитесь по первым визуальным и слуховым образам определять, что за человек перед вами и как себя с ним надо вести, чтобы поставленная цель – продажа товара – была достигнута. Создайте в своем сознании картотеку основных психологических типов покупателей и пытайтесь угадать, к какому из типов, несмотря на индивидуальные вариации, относится этот человек. Соответственно типологии подбирайте свои индивидуальные приемы убеждения. Это сохранит вашу энергию и убережет от неприятных столкновений.

Если вы работаете с клиентами по телефону – овладейте искусством правильных телефонных переговоров. Поработайте над модуляцией вашего голоса, над улучшением дикции и достижением более приятной интонации. Учитесь в своих разговорах быть более точными и краткими. (Подробнее об искусстве телефонного общения вы сможете прочесть в одноименной главе.)

Тренируйтесь в словесной бойкости, в умении в любой момент найти нужный довод, в искусстве быстро привести новые доказательства, убеждающие клиента в выгоде предстоящей покупки. Даже когда вы сталкиваетесь со случаями категорического отказа, все равно оставляйте напоследок такие ключевые фразы, которые позволяли бы ему подумать о ваших предложениях на досуге.

Если менеджер хотя бы до какой-то степени усвоит эти советы и методы, он станет намного более защищенным.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Я начну с небольших зарисовок из жизни современной средней школы, сделанных учительницей, несколько лет посещавшей мои семинары и лекции.

"Я работаю в начальной школе 17 лет. Школьный учитель в своей деятельности соприкасается с коллективом детей-учащихся, их родителей и коллективом учителей. Самое лучшее, что есть в школе, – это дети, особенно маленькие. У меня учились и дети с повышенной моторикой, с проблемами в нервной системе. Бывало, уставала, но никогда не было, чтобы дети выбивали из колеи, опустошали. Учительский коллектив в основном женский. Бывают пересуды, сплетни. Однажды завуч средней школы сказала, что родители моего класса жалуются, что я много задаю, особенно из детского фольклора. Я спросила: "Почему из них никто не подошел ни ко мне, ни к моему начальнику – завучу по начальным классам?" Чтобы выяснить это недоразумение, я решила собрать родительское собрание. Завуча средней школы тоже попросила прийти. Она сначала согласилась. Через 10 минут она сказала, что у нее этот день – методический. Я сказала, что перенесу собрание. Тогда она покраснела как рак и, чуть не плача, сказала, что я ее хочу прижать к стенке. Я решила не обострять отношения. Это ей было уроком. (Позже я выяснила, что она хранила долгие годы на меня обиду за то, что я в самом начале своей работы не смогла солгать, когда надо было сказать, что она не таскала за ухо одного ученика.) Так я защитилась, нападая.

Но хуже всего – это родители, постоянно обращающиеся с претензиями. Мало кто из них занимается воспитанием своих детей, а виноватых ищут в школе. Я старалась всегда быть подальше от них.

Мальчик стал получать двойки: не делал домашние задания и др. Мама пришла и сразу начала с претензий, что я ставлю ему "2" и "3" из-за того, что она не навещала меня в больнице, когда мне вырезали аппендицит. Я ответила, что, по-видимому, она сама вела бы так себя, а мне даже в голову такое не приходило. Надо ребенка контролировать и, если надо, помогать.

Девочка постоянно опаздывала на 1 урок. Несколько раз вызывали папу. Один раз он вдруг перешел на "ты" и сказал, что встретит после школы, и мне будет хуже. Я была совершенно спокойна. И сказала, что угроз его не боюсь.

Другой папа терроризировал родительский комитет из-за финансовых трат. Меня эта ситуация тоже истощала. Как только волевым усилием, самовнушением я достигла спокойствия в этом вопросе – ситуация улучшилась.

Однако одна моя знакомая учительница все же сумела привлечь на свою сторону отца ученика, доказав ему, что при таком отношении к учебе сын никогда не сможет принять руководство отцовской фирмой. На слова отца, что сейчас можно руководить и без образования, она сказала ему, что все-таки без образования сын сможет в лучшем случае работать у него же охранником. Ее неожиданно поддержала мать, и сына удалось приструнить".

Профессия учителя становится все более экстремальной по многим причинам. Не последнюю роль играет материальное положение российских учителей. Незначительное повышение зарплаты отстает от темпов инфляции, роста цен и общего падения уровня жизни. Нищий человек, за исключением таких экзотических вариантов, как ритуальная нищета юродивого или дервиша, не может быть ни счастливым, ни гармоничным, ни защищенным. Однако в данном случае мне хотелось бы остановиться не на самоочевидной проблеме социальной защищенности учителя, а на психологических сложностях его работы. Главные травмы современный учитель постперестроечной эпохи получает:

от все более дерзких учеников, не желающих учиться и соблюдать даже минимальную дисциплину на уроках (особенно это касается детей богатых родителей, относящихся к учителям с прогрессирующей небрежностью);
от их родителей, бездумно критикующих учителей в присутствии детей и тем самым роняющих авторитет педагогов, воспринимающих учителей как второсортную прислугу (больше всего здесь преуспели богатые родители, детям которых ставить двойки и тройки для учителей делается просто опасным):
от школьного и районного начальства, как и в советское время достающего учителей проверками, чрезмерно жестким контролем и опекой:
от коллег, интригующих в борьбе за место под солнцем против любого учителя, который хоть в чем-то выделяется из общего фона.

Методы защиты от весьма чувствительных психологических ударов, переполняющих деятельность педагогов в школе, начинаются с ответа на вопрос, а свое ли, вообще, место занимает учитель. Люди, внутренне робкие, некоммуникабельные, психологически пасующие против той трудноуправляемой стихии, которая плещется в душах детей и подростков, на мой взгляд, должны очень серьезно задуматься, должны ли они работать в школе. Дети – прекрасные психологи, почти мгновенно чувствуют человеческую фальшь. Нелюбовь к детям – это не всегда проявление душевной черствости и откровенного своекорыстия, это еще и внутреннее стремление избежать полноценного контакта с детской стихией из страха оказаться несостоятельным. Потому задумайтесь, любите ли вы этот детский мир или нет, тем более что он ежедневно приносит вам все новые проблемы? Готовы ли вы во имя идеи и ведомые чувством любви терпеть периодически получаемые удары? Или боль от ударов для вас перевешивает все высокие соображения? Сложность работы с детьми заключается в том, что против них сложно применять какие-либо специальные методы защиты – это очень хорошо чувствуется и стопроцентно вызовет детскую неприязнь к вам. С другой стороны дерзкие выходки подростков требуют от учителя исключительной внутренней уверенности в себе, которую он должен культивировать внутри себя и демонстрировать вовне. Постарайтесь победить в себе страх показаться смешным и слабым и не идите на поводу как у распоясавшегося класса, так и у отдельного хулигана. У вас немного рычагов прямого воздействия на ребенка, но если включите все их в ход (оценка, разговор с родителями, публичное наказание) и зарядите энергетикой собственной силы, авторитета и обаяния, ваши шансы победить маленькое, излучающее вредность существо существенно возрастают. Для повышения собственной защищенной силы педагог, тем более имеющий проблемы в этой области, должен работать над несколькими сторонами своей личности и деятельности:

самооценкой (ее надо немного повышать по отношению к среднему уровню);
голосом (он должен стать сильным, чистым и убедительным);
общим тонусом тела (его нужно повышать, для чего весьма полезны упражнения и релаксации);
способностью к юмору.

Если эти свойства будут подкрепляться хорошим знанием предмета и любовью к нему, способной показать в нем интересные стороны и воодушевить учеников на занятия, то вокруг подобного педагога будет выстроена невидимая броня, пробивать которую всерьез не решится ни один ученик, за самыми редкими патологическими исключениями.

Но справедливости ради следует признать, что лучшая защита учителя от самых непредсказуемых учеников – это способность заставить их уважать и даже полюбить его. Те, кого уважают и тем более любят, притягивают к своей личности и ауре энергию целого класса, пойти против которой становится весьма рискованно: ведь это будет означать, что ученик-агрессор выступал против всего коллектива. Любят же того учителя, который сам любит школьников, вникает в их проблемы, помогает им и знает все стороны современной жизни, умеет увлечь детей. Если вы хотите быть любимым учениками, интересуйтесь их увлечениями: читайте или хотя бы просматривайте, что они читают, слушайте их любимую музыку, вникайте в подробности жизни любимых молодежью звезд. Иными словами, будьте со своими учениками во всеоружии информированности о сегодняшней жизни.

Труднее всего, если вы имеете дело с агрессией ученика из семьи каких-нибудь "новых русских". Поговорить с его родителями и добиться исправления ситуации будет сложно, так как они в таких случаях чаще всего принимают сторону своего чада и начинают агрессивно выступать против школы, обвиняя ее во всех смертных грехах. Без нахождения общего языка с родителями подействовать на самого ученика-хама практически невозможно. Тем не менее, отдельным учителям все-таки удается подобрать ключ и к таким.

Контакт с родителями установить одновременно и проще, чем с детьми, потому что родители в большей степени поддаются доводам разума, и труднее, так как они уже сложились как личности и гораздо менее охотно меняют свои установки, нежели пластичные дети. Как правило, родительская агрессия, направленная против учителей, связана с установкой, что учителя – это бездельники, ископаемые советской эпохи, непрофессионалы своего дела, грубияны, не входящие в интересы, настроения и проблемы их ребенка. Если вы не хотите, чтобы на вас выливались ушаты отрицательных эмоций, которых вы не заслужили, пытайтесь сломать стереотипы предвзятого отношения. Во время знакомства с родителями постарайтесь понять и почувствовать, что это за люди, как они воспринимают жизнь вообще и школу в частности, и, в зависимости от обстоятельств, выберите правильную линию поведения, стараясь освободить их от отрицательных штампов, зафиксировавших в сознании учителей как врагов ребенка. В случае конкретного грубого "наезда" можете воспользоваться любым из методов, предлагаемых в "Невидимой броне" и в этой книге, исходя из того, что у вас лучше получается и чем вы уже владеете. Но не перестарайтесь с силой ответного удара! Ваша задача скорее амортизировать удары, нежели развязывать войну, которая может оказаться очень долгой и неприятной прежде всего для вас. Однако не допускайте и другого варианта событий, когда о вас начинают вытирать ноги. Что касается защиты от начальства, то здесь ситуация остается общей для всех подобных случаев – начальство в многообразной и пестрой России везде очень похоже друг на друга. Вы должны найти разумный баланс между выполнением требований начальства, какими бы неразумными они ни были и сохранением собственного достоинства. Если начальник самодур или человек, любящий унижение более слабых людей, то безропотное подчинение со стороны подчиненных нередко еще больше распаляет его. Но и слишком строптивых работников никто не любит и не терпит. Истина конкретна, и все зависит как от силы начальничьего давления, так и от вашего желания остаться в этой школе и системе образования вообще, которая консервативна по определению и предполагает множество инструкций, правил и предписаний, способных в изрядной степени расшатать нервную систему. Любите ли вы педагогическую работу настолько, что эта ноша вам вполне по плечу или она всегда будет раздражать и травмировать вас?

Чтобы противостоять чрезмерному психологическому давлению, оказываемому на вас школьным начальством, найдите тот образ делового поведения, который одновременно устраивает и вас самих и ваших руководителей. Самый лучший образ, который вызывает меньше всего нареканий со стороны начальства, – это образ исполнительного и добросовестного профессионала, мастера своего дела, который не имеет амбиций, не стремится занять кресло начальника и вместе с тем способен за себя постоять, обладает упругой силой защищенности, не лезет за словом в карман, но проявляет свою крепость только в ответ на чужую агрессию. Чтобы вести себя так, нужно обладать хорошим самоконтролем и умением управлять собой. Спросите себя, как у вас с этим умением? Если слабовато, то вы во время стычек с начальником рискуете периодически срываться на раздражение, что чревато не очень хорошими последствиями для вашей дальнейшей педагогической карьеры, либо будете впадать в уныние.

Впрочем, есть еще один путь для тех, кто страдает от окриков завуча или директора школы и не умеет властвовать над своими чувствами: выплескивать свое раздражение на других людей, на коллег. Почему педагогические коллективы так часто сотрясают ссоры и склоки? Потому что их критическую массу составляют женщины, страдающие от серьезного прессинга, который оказывает директор или завуч, обладатель должности, где можно выжить, только будучи авторитарной личностью. Зависть к чужим успехам, раздражения, колкости, взаимные претензии, сплетни, образование группировок, интриги, насмешки – все это в той или иной степени встречается почти в каждом школьном коллективе.

Как защищаться от агрессии коллег чувствительному и ранимому человеку? Наилучший путь – сделать все возможное, чтобы перестать быть слабым в своей чувствительности и стать сильным. Это не значит, что нужно идти по жизни, расталкивая локтями всех встреченных на пути. Сила связана со способностью человека отстаивать свою позицию, если он в ней уверен. Займите такую позицию и защищайте ее перед людьми и перед жизнью, используя различные приемы и методы, в том числе и те, что предлагаются в этой книге. Правильная позиция, которую защитили вы, будет защищать и вас.

УРОКИ УВЕРЕННОСТИ ДЛЯ ПРОДАВЦА

В советское время продавцы нередко казались неприкасаемой и весьма защищенной кастой, несправедливо жиреющей на костях трудового народа. Смутить продавщицу было под силу только очень крепким, уверенным покупателям. И наоборот, продавщицы постоянно выводили из себя покупателей, пользуясь самыми различными приемами и методами – от громкого визгливого крика до намеренного отдаления и принятия образа недоступного высокомерного человека, которому как-то неприятно и страшно лишний раз задать вопрос. Увы, сегодня все поменялось, первые стали последними. Продавцы вернулись к своей изначальной профессиональной функции – быть обслуживающим персоналом. Сегодня быть простым продавцом значит изначально заниматься бесправной профессией независимо от того, работаешь ли ты на государственную или на частную структуру.

Удары, которые получает человек, всегда ощутимее, когда наносятся людьми, от которых он зависит. Среднестатистический продавец зависит от большого количества людей: естественно, от своего хозяина, от покупателей и клиентов, от рэкета, от других работников, от фирм-конкурентов, от товара, цен и общей экономической конъюнктуры, от чиновников, запрещающих ставить палатку, от семьи, супруга, детей и от многих других факторов. Удары – психологические и аурические – летят со всех сторон, и бедный продавец едва успевает от них уворачиваться. Если вы хотите остаться на этой работе, вы должны принять как неизбежность, что удары в виде претензий, недовольства, панибратского тона, пренебрежительного отношения будут всегда. Уважительного отношения к продавцу, особенно в нашей стране, не будет еще очень долго. Потому задайте ясный и беспощадный вопрос: вы действительно хотите остаться на этой работе? Если ответ будет положительным – неважно, по причине любви к работе или же по материальной необходимости, – тогда, если вы всерьез хотите более комфортного психологического состояния на работе, у вас не остается иного выбора, кроме как тренироваться. Не хотите, считаете ниже своего достоинства? Тогда будете страдать. Между прочим, подобной сознательной тренировки не гнушался сам Карлос Кастанеда, причем не в ранней юности, а в зените своей славы. Один из его последователей, Виктор Санчес, так описывает эту поучительную историю:

"Пример этого дает нам Кастанеда из разговора, который у нас с ним был в городе Мехико. Он нам сказал в тот раз, что работал под руководством брухо Флоринды, будучи уже известным писателем. Она послала его работать в придорожный ресторан жарить яичницу в течение двух лет в одном из местечек США, где имеется особое презрение к латиноамериканцам. Так знаменитый писатель Карлос Кастанеда, проходивший как Жоэ Кортес, имевший очевидные черты латиноамериканца и получавший оскорбление и презрение посетителей, день за днем в течение двух лет стирал личную историю и избавлялся от собственной важности".

Понятно, что работа официанта в чем-то сродни работе продавца. По крайней мере в восприятии многих людей, видящих в ней то же "принеси-подай". Также понятно, что речь не идет о том, чтобы всем, желающим стать защищеннее и свободнее, надо обязательно бросить свою работу и на два года устроиться в магазин или ресторан. Речь адресована к тем, кто работает продавцом (а таких в России едва ли не миллионы) и кто хотел бы при этом повысить собственную защищенность.

Лида ходит ко мне на консультации уже целый месяц. Ей 25 лет, она работает продавцом в палатке уже три года. Она с удовольствием бы ушла, но работы лучшей, чем эта, она едва ли найдет. Лида готова выдержать все трудности пребывания в палатке, но обилие контактов с грубыми людьми и неспособность отражать их недовольства, насмешки и претензии, довело ее до нервного стресса. Мы попытались выявить причину ее слишком болезненной реакции на работу, и выяснили, что все началось год назад. Лиду вывел из себя один покупатель: когда не оказалось какого-то товара, который она ему обещала оставить, он пришел в ярость и пригрозил, что пожалуется ее начальнику. Это привело ее в шок, так как она очень боится увольнения, а в то время ее отношения с начальником ухудшились. И даже потом, когда они восстановились, любой недовольный голос покупателя пробивал ее насквозь. Мы попробовали с ней несколько техник и методов – однако ни мысленное уменьшение образа начальника (эта психотехника обычно действует безотказно), ни другие техники не помогли. Но затем мы нашли два метода, подробно описанные в "Невидимой броне", – "упругая сила уверенности" и "стряхивание чужой энергии". Только их проработка помогла Лиде выйти из постоянного стресса и обрести гораздо большую защищенность, нежели прежде.

Что можно посоветовать любому продавцу для повышения уверенности, независимо от того, работает ли он в фешенебельном салоне-магазине или в обыкновенной палатке?

Как вы ни цените то конкретное место, где работаете, как оно ни удобно вам из-за близости к дому и хорошего заработка, не относитесь к нему как к последней и единственной надежде. На аналогичную работу вы всегда сумеете устроиться. Изменение взгляда на работу дает вам освобождение от страха увольнения, который словно дамоклов меч висит над вами и парализует все силы, не давая возможность поставить на место зарвавшегося хама среди покупателей – мол, вдруг он будет жаловаться начальнику.

Пронаблюдайте за своим отношением к начальнику и ответьте на вопрос: нет ли у вас панического животного страха перед его возможной агрессией? Начальника надо чтить (что бывает трудно сделать, если вы его не уважаете) и не показывать открыто негативных чувств к нему, однако не относитесь к нему, как партийный работник в тридцатые годы относился к товарищу Сталину, – право, он не такой страшный. Самое большое, что он может сделать – это уволить вас. Но тогда вы найдете другую, возможно, куда более интересную работу.

Посмотрите за своими реакциями на покупателей и постарайтесь понять, чего больше в вашем отношении к ним – симпатии, любви, доброжелательности или неприязни, ненависти, отталкивания. Каждый успешный продавец, желающий продать как можно больше товара, должен научиться любить своих покупателей и клиентов. Ваше истинное отношение не спрятать за формальную вежливость. Покупатели инстинктивно притягиваются к теплу и доброжелательности. Потому постарайтесь найти в себе ресурсы тепла и доброжелательности по отношению к самым различным людям. Спросите себя: какого бы отношения к себе со стороны продавцов хотелось бы вам, когда вы выступаете в качестве покупателя? Для того чтобы пробудить подобное теплое отношение, требуется сознательное усилие. Речь не идет о чрезмерной, избыточной любви, которая порой изматывает любящую сторону, как, например, любовные чувства или материнское отношение к уже взрослому человеку. В вашем случае требуется чисто профессиональная доброжелательность и любовь к общению с покупателями.

Научитесь экономить слова в процессе профессионального общения и говорить кратко и точно, чтобы избежать переспрашивания. В случае, когда имеете дело с бестолковым покупателем, сохраняйте выдержку и хладнокровие, повторяя свой ответ еще раз. Старайтесь при этом не злиться и не выговаривать ему за это, ведь отвечать придется все равно, тем более, если клиент назойлив, но при раздраженном ответе вы создаете негативное психоэнергетическое поле, которое отразится на состоянии других покупателей и ссора все равно произойдет. Когда вы сталкиваетесь с глупыми приставаниями или несправедливыми придирками со стороны покупателей, самой лучшей вашей реакцией, сберегающей энергию, будет сухой, вежливый, точный и краткий ответ.

Не забывайте о внешних знаках вашего доброго отношения к покупателям, самым ярким проявлением которого будет улыбка. Чем она искренней, тем лучше. На фальшивую американскую улыбку будет вполне искренняя российская реакция. Проверьте себя. Несколько раз в день задавайте себе вопрос: какое выражение лица у вас в данный момент и насколько оно нравится людям? Помните, что для человека публичной профессии, каким является продавец, выходить в люди, не выправив свою мимику, столь же неприлично, как появляться на публике, не приведя в порядок собственную одежду. Мрачная мимика и ощущение мышечных зажимов в области лица, ухудшает ваше настроение: попробуйте подержать такое выражение лица в течение некоторого времени просто так, ничего не предпринимая, и ваше настроение автоматически ухудшится. В точности так же улыбка даже формальная, пусть в незначительной степени, но улучшает не только настроение окружающих, но и собственное эмоциональное состояние.

Американская сфера обслуживания остановилась на формальной улыбке. Вы старайтесь идти дальше – следить как за собственной мимикой, так и за внутренним состоянием, не допуская отрицательных эмоций и настраиваясь на теплое доброжелательное отношение к миру.

Самый лучший вариант поведения для вас состоит в том, что как до работы, так и после нее вам нужно хотя бы на краткое время не общаться с людьми, а побыть наедине с собой или прогуляться по парку. Человек не просто имеет право на одиночество, но и должен понять, что оно необходимо ему, чтобы общение с людьми было более эффективным. Постарайтесь не говорить по телефону, а просто помолчать, побыть в тишине, мысленно растворяя впечатление дня и заменяя шумный гул в ушах, остающийся после целого трудового дня общения с покупателями на тонкие звуки безмолвия, пение птиц, шум ветра в роще или спокойную негромкую музыку.

Старайтесь держать себя в форме, делать зарядку, посещать бассейн и тренажерный зал, особый упор делая на тренировку мышц ног и спины. Очень полезны будут упражнения и асаны из хатха-йоги, обязательно заканчивающиеся "позой трупа" – шавасаной, когда человек лежит на спине с раскинутыми руками и "отпускает" в своем теле абсолютно все напряжения и мышечные зажимы. Для продавца, чей рабочий день протекает, как правило, в стоянии на ногах, все это будет очень полезно.

Если вы работаете в крупной фирме и имеете хотя бы какое-то влияние на начальника своего подразделения, убедите его, чтобы он обратился к директору организации с предложением обучить персонал искусству продаж. Так называется специальный тренинг, который проводят с продавцами больших фирм профессиональные психологи. Пройдя подобное обучение, вы научитесь многим весьма полезным психологическим умениям и навыкам, помогающим вам стать высококлассным современным продавцом.

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: