Monday, May 4, 2009

Советы фершала Ерофеича: Питайте свой мозг конструктивной информацией и преуспевайте!



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Дэвид Д. ШВАРЦ "Искусство получать то, что вам нужно")

Питайте свой мозг конструктивной информацией и преуспевайте!

Структура нашего мозга необычайно сложна. Но при этом принцип его работы невероятно прост и состоит из трех основных этапов. Сначала мозг впитывает информацию (то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувствуем на вкус). Затем поступившая информация обрабатывается (мозг определяет, какое отношение имеет к вам все, что вы чувствуете). И, наконец, мозг сообщает вам, что нужно предпринять для правильного использования этой информации.

Например, ваши органы восприятия сообщают мозгу, что идет дождь (ввод информации). Вы решаете, что мокнуть под ним не стоит (обработка информации), поэтому надеваете плащ или берете зонтик (действия по применению обработанной информации).

Во всех жизненных ситуациях мозг работает, в принципе, одинаково. Он воспринимает информацию, обрабатывает ее, а затем отдает сознательные и подсознательные команды, как нам поступить. Приведут ваши действия к успеху или неудаче, значения не имеет. В основе любого вашего высказывания или поступка лежит информация, которую получает (или которую вы позволяете получить) ваш мозг.

В последнее время в кругу людей, занимающихся компьютерами (прототипом для которых послужил человеческий мозг), все чаще можно услышать клише «мусор на входе, мусор на выходе». Введите в машину неправильные или неточные данные — и полученная на выходе информация тоже окажется неверной. В результате действия, предпринятые в соответствии с результатами обработки информации, будут ошибочными, то есть «мусором».

Если рассмотреть эту проблему с позитивной точки зрения, то ввод правильной и точной информации может в значительной степени гарантировать правильность результатов. Ключевым моментом получения от жизни большего является обеспечение правильности информации, получаемой и обрабатываемой вашим мозгом, что, в свою очередь, ведет к правильным действиям.


Защищайте ваш мозг — это актив ценой в миллионы долларов

Предположим, в вашем распоряжении оказался миллион долларов в золотых слитках. Займетесь ли вы обеспечением его охраны? Еще бы! Вы постараетесь установить электронную сигнализацию, наймете охранников, застрахуете его или предпримете любые другие меры для обеспечения надежной безопасности вашего капитала.

В отличие от воображаемых слитков, ваш реальный мозг стоит намного больше миллиона долларов. Это неиссякаемый источник всего, что вы создадите за свою жизнь в духовном и материальном плане. Ваше счастье, безопасность, вклад в благосостояние общества и заветные мечты — все это продукция вашего мозга.

Но защищаем ли мы свой мозг с такой же тщательностью, как физические активы (которыми, между прочим, в первую очередь обязаны тому же мозгу)? Нет. Мы не делаем почти ничего, чтобы перекрыть доступ любой бесполезной и вредной информации к нашим мыслительным процессам.

Человеку свойственно засорять уникальный, дарованный нам природой компьютер сплетнями, слухами, известиями о скандалах, убийствах, ограблениях, банкротствах, взятках и прочей негативной информацией. И результате слишком много людей чувствуют, ведут себя и даже выглядят жалкими и несчастными. По какой бы шкале жизненных стандартов мы их ни оцени-пали, они попадут в категорию неудачников.

Засоряющие мозг мысли из разряда «наш ужасный, невыносимый мир катится в пропасть» поставляют нам два источника: 1) люди, с которыми мы встречаемся каждый день — паникеры-одиночки; 2) средства массовой информации — паникеры корпоративные. И те и другие способны ограничить наши шансы или вообще лишить возможности получить от жизни как можно больше.


Остерегайтесь паникеров-одиночек — исчадий ада, приносящих плохие новости

Почти в каждом подразделении любой организации есть свой паникер — неиссякаемый источник плохих новостей, человек, которого хлебом не корми, дай возможность увидеть в каждой новости из жизни компании зловещее предзнаменование. Паникер всегда просветит вас насчет ошибок, допущенных руководителем; распишет в подробностях катастрофические последствия любого нововведения для всех, и особенно для вас лично; посокрушается о том, что вас зажимают, а таких ничтожеств, как Лайзу, продвигают; не забудет упомянуть, что платят вам гроши, а работать заставляют зa троих; и поделится мечтой о том, как было бы хорошо найти приличную, нормально оплачиваемую работу.

Паникеры — неотъемлемый атрибут бюрократии в государственных и частных организациях, и это позволяет им не беспокоиться за свою судьбу. Кроме того, их нельзя назвать глупцами, чаще всего они умны и проницательны. Они всегда умеют убедительно обосновать свои выводы, направленные на то, чтобы испугать людей, не способных распознать их подлинную сущность исчадий ада, специализирующихся на создании и распространении плохих новостей.

Думаю, каждый из вас знаком хотя бы с одним паникером. Более того, вы можете находиться под его влиянием. Как вам поступить в подобной ситуации? Вот четыре проверенных совета:

1. Вежливо, но твердо скажите паникеру, что у вас нет времени на разговоры с ним. Один мой знакомый, военный инженер рассказал, как это делает он. «Каждую неделю Бад (штатный паникер нашей части) приходил ко мне три-четыре раза, чтобы ввести меня в курс всех провалов, нерешенных организационных проблем и грядущих катастрофических перемен. Так как Бад был старше меня по званию и по возрасту, я прислушивался к его словам. В конце концов, каждый раз когда Бад появлялся в моем кабинете, я стал уклоняться от разговоров, ссылаясь на занятость и заявляя что-нибудь вроде: «Знаешь, я сильно опаздываю с этим проектом», или: «Прости, но работы выше головы». Примерно через месяц: Бад вычеркнул меня из графика информационных < визитов, и больше мне не нужно терпеть его драматических анализов и панических пророчеств».

2. Другой проверенный способ справиться с паникером — это никак не реагировать на все, что он вам говорит. Просто сидите, не задавая вопросов и воздерживаясь от комментариев, и рано или поздно паникер исключит вас из списка людей, которых ему нужно сегодня напугать. Одна моя знакомая, предпочитающая именно такой метод, заметила: «Просто поразительно, как быстро человек перестает приставать к вам с плохими новостями, стоит ему убедиться в том, что они вас не волнуют». Любимой целью паникеров являются люди, от природы склонные к беспокойству и озабоченности по поводу возможных последствий любых проблем, или те, кто пришел в организацию сравнительно недавно.

3. Третий, и один из наиболее прямолинейных способов борьбы с паникерами, — это вежливо, но твердо заявить человеку, что вы предпочитаете полагаться на официальную информацию, а не на его мнение или трактовку циркулирующих повсюду слухов. Одна женщина, работающая администратором в больнице, рассказала мне: «Я не хотела быть грубой, но в конце концов заявила Марте: «Знаешь, у меня и так голова кругом идет от проблем. Когда тут что-нибудь в самом деле изменится, тогда и посмотрим». Больше Марта не беспокоила меня предсказаниями об очередных катастрофах, готовых произойти в любой момент».

4. Посоветуйте паникеру поискать другое место работы, если тут ему настолько плохо. Один мой знакомый бухгалтер применил эту тактику в отношении неисправимого паникера в их аудиторской фирме. «Мне пришлось три раза поговорить с этим человеком, пока он понял, как я отношусь к его мерзкой привычке «кусать руку, тебя кормящую». Помните, что подобные штатные паникеры по какой-то дьявольской причине желают вызвать у вас беспокойство, пробудить недоверие к непосредственному начальнику и всей организации в целом и присоединиться к их тайному заговору против прогресса. Рыбак рыбака видит издалека. Не поддавайтесь соблазну, не уступайте нажиму и не вздумайте присоединиться к компании любителей ловить рыбу на динамит, что не сулит ничего хорошего ни рыбе, ни вам.


Наслаждаться приключениями или «держаться ближе к берегу»

Когда я учился в колледже, наш преподаватель по корпоративным финансам пригласил выступить перед нами с лекцией президента одного небольшого банка. Лекция была никудышная, и я даже не помню ее тему.

Но зато заключительная фраза банкира навсегда врезалась мне в память. «Молодые люди, — сказал он, — позвольте дать вам один совет. Надеюсь, он поможет вам сделать удачную карьеру в бизнесе. А звучит он так: «Держитесь ближе к берегу».

То, что имел в виду банкир, можно перевести как «избегайте риска», «играть нужно наверняка», «избегайте нововведений — на них можно прогореть» или «не давайте другим заглядывать в ваши карты».

«Держитесь ближе к берегу!» Можно ли вообразить худший совет для молодежи? Что, если бы Генри Форд рассуждал так: «Я сыграю наверняка, если построю несколько автомобилей для детройтского рынка. Создавать массовый автомобиль для всей страны глупо. У нас почти нет асфальтированных дорог и бензоколонок, а в моем распоряжении всего горстка автомобильных дилеров».

Только те, кто решается выйти в открытый океан, получают больше удовлетворения, делают больше денег и приносят больше пользы остальным. Еще подростком Вернер фон Браун нацеливался на Луну и в конце концов именно он помог высадиться там людям. Джимми Картер и Рональд Рейган родились в американской глубинке, но не побоялись оторваться от родного берега и стали президентами. 80% нынешних миллионеров являются выходцами из семей с низким или средним достатком.

Если бы Колумб решил «держаться ближе к берегу», Америка еще добрую сотню лет могла бы оставаться белым пятном на карте. Действуя по принципу «держись ближе к берегу», вы никогда не станете миллионером, не создадите преуспевающее предприятие и не получите истинного удовольствия от жизни.

К сожалению, большинство из ваших коллег и знакомых предпочитают как раз такую философию. Их жизнь проходит в постоянном страхе. Собственное жалкое существование начинает казаться им более комфортным только в том случае, если удается и вас заразить своим трусливым стремлением «не раскачивать лодку». Большинство близких к вам людей всегда готовы дать мудрый совет типа: «Такое капиталовложение слишком рискованно — я бы на это не пошел», или: «Ты не представляешь, сколько проблем потянет за собой твой переезд из Сент-Луиса в Джэксонвилл — это и новые друзья, и другой климат, поиск хорошего дома и школы для детей. Кроме того, еще неизвестно, как там с работой», или: «Ты 12 лет платил взносы в пенсионный фонд. Если ты уйдешь из компании, то никогда не сможешь вернуть все эти деньги».

Вместо того чтобы прислушиваться к мнению этих жалких людишек, старающихся опустить вас до своего уровня, попытайтесь опробовать ваши идеи на людях, которые двигают жизнь вперед, — на современных пионерах, в которых еще не угас энтузиазм юности. Только эти люди — а их всего лишь незначительное меньшинство, — которые приняли решение пренебречь надежными гарантиями, уверенностью в завтрашнем дне и принципом «чем меньше, тем лучше», готовы идти на риск и сделать все, что в их силах, чтобы помочь вам одержать победу в игре по имени Жизнь.

Вы должны твердо уяснить одно: неудачники хотят — да, они хотят — сделать неудачником и вас тоже. А победители хотят, чтобы вы тоже одержали победу.


Уилл решил испытать себя и успешно проделал это

Примерно два года назад один мой бывший студент, Уилл Б., обратился ко мне с просьбой о встрече.
— Мне предстоит принять важное решение, — начал Уилл, — и я хотел бы попросить у вас совета.
Я заверил Уилла, что с радостью выскажу ему свое мнение, и попросил его объяснить ситуацию.
— Дело в том, что последние два года у меня была довольно приличная должность в отделе услуг крупной компании по производству офисного оборудования. Па-
ру недель назад менеджер отдела сбыта одного из филиалов нашей фирмы предложил мне работать у него. Моя проблема в том, что я не знаю, соглашаться или нет.
Я сказал, что Уилл должен гордиться полученным предложением, потому что компания, в которой он работает, славится высоким уровнем требований к своим торговым агентам.
— Мне было лестно получить такое предложение, — продолжил Уилл, — но есть некоторые сложности.
— Например? — попросил уточнить я.
— Ну, во-первых, на должности торгового агента в нашей компании удерживается только один из каждых трех новых людей. Остальные отсеиваются.
Я постарался убедить Уилла, что у него все получится, нужно лишь приложить побольше усилий.
— Но меня беспокоит кое-что еще, — поспешил объяснить Уилл. — Видите ли, мы с моей девушкой собираемся через три месяца пожениться. Она работает секретаршей. Но агенты получают только комиссионные. Если у меня ничего не выйдет, нам придется отложить свадьбу — и, может быть, надолго, — потому что на ее зарплату мы жить не сможем.
— Это единственное, что тебя останавливает?
— Нет. Большинство людей в нашем отделе считают мой переход большой ошибкой. В отделе услуг у нас гарантированная работа. Во время последнего спада у нас не уволили ни одного человека, а вот некоторым из торговых агентов пришлось пережить действительно тяжелые времена в связи с резким сокращением покупательского спроса. Но самое главное заключается в том, что мой отец категорически возражает против моего ухода из отдела услуг. Он говорит, что переходить в отдел сбыта мне стоит только при условии, если компания гарантирует мне возврат на старую работу в случае
неудачи.
— Было бы неплохо, — вырвалось у меня почти непроизвольно.
— В каком смысле неплохо? — удивился Уилл. — Мне кажется, что с их стороны будет только честно вернуть меня на старое место, если в отделе сбыта ничего не получится.
— На первый взгляд, это так, — пояснил я свою мысль, — но ваша компания, видимо, не желает обеспечивать вам пути отхода. Они знают по опыту, что, когда работник думает: «Я всегда смогу вернуться на свое старое, безопасное место», — он не станет полностью выкладываться на новой работе. Ты ведь не стал бы жениться на своей девушке, если бы точно знал, что она бросит тебя после первой же ссоры, правда?
— Конечно, нет, — подтвердил Уилл, — но, принимая во внимание все обстоятельства, я склоняюсь к мнению, что лучше мне остаться на прежнем месте. Как говорится, «лучше синица в руках, чем журавль в небе».
— Звучит так, словно ты уже принял решение, — высказал я мое мнение. — Если это так, то мы теряем время — твое и мое. Но позволь дать тебе совет: прежде чем принять окончательное решение, поговори, по крайней мере, с двумя самыми преуспевающими торговыми агентами в компании и прислушайся к тому, что они скажут. Исходя из того, что ты мне рассказал, и при полном моем уважении к твоей подруге, отцу и коллегам, пока ты обсуждал свою проблему только с теми, кто не располагает информацией, необходимой для того, чтобы дать тебе беспристрастный и непредвзятый совет.
Прошел год, и Уилл позвонил мне.
— Вы помните наш разговор о моем переходе в отдел продаж? Так вот, я сделал все, как вы сказали; побеседовал с некоторыми из настоящих профессионалов по части продаж. Они открыли мне глаза и убедили, что если я намерен хоть когда-нибудь выбиться в люди, то должен испытать себя.
— Ну и как твои дела? — поинтересовался я. — Похоже, настроение у тебя отличное.
— У меня все прекрасно, но мне нужен еще один совет, — ответил Уилл со смехом в голосе.
— Что стряслось на этот раз? — я сделал вид, что серьезно обеспокоен.
— Ничего такого, — ответил Уилл с энтузиазмом. — Можете порекомендовать мне, куда лучше вложить деньги? Теперь я зарабатываю столько, сколько мне и не снилось.

Из истории Уилла можно сделать два вывода:
1. Спрашивайте совета у того, кто видит истинную картину, а не у того, кто проецирует собственные страхи на то, что вы собираетесь сделать.
2. Насладитесь удовольствием от пробы своих сил на стоящем деле. Откройте, кто вы в действительности! Нацельтесь на грандиозные задачи!


Что говорить о вашем предыдущем нанимателе

По роду своих занятий мне часто приходится иметь дело со специалистами по подбору руководящих кадров. Эти «охотники за головами» специализируются на поиске кандидатов на вакантные ключевые посты. Людям этой профессии нужно как можно меньше ошибаться, иначе они потеряют доверие и комиссионные клиента, который их нанимает. Один их таких специалистов, Хелена Б., объяснила мне свою задачу так:

— Я зарабатываю очень неплохие деньги, потому что мои рекомендации оправдываются примерно в 85% случаев. Такова статистика за более чем 3-летний период. Видите ли, если я представлю клиенту человека, который не справится с объемом работы, это будет мне стоить значительной части кредита доверия в будущем.

Я сказал Хелене, что мне понятна прямая зависимость ее репутации от каждой конкретной рекомендации. Но меня особенно заинтересовало то, как ей удается столь успешно подбирать людей, пригодных для выполнения определенных обязанностей.

— Прежде чем рекомендовать кандидатов клиенту, мы используем самые разнообразные технологии оценки их способностей, — объяснила Хелена. — проводим с ними серии психологических тестов, тщательно проверяем рекомендации, изучаем послужные списки. Свою работу мы выполняем очень хорошо.

— Но, Хелена, — перебил ее я, — за вашу карьеру вы видели много людей, которым пришлось уйти с этой работы, потому что их рекомендации слишком часто оказывались ошибочными. Думаю, вы используете иной подход или делаете то же самое, но намного лучше. В чем тут дело?

Хелена рассмеялась, а потом сказала:
— Некоторые из них, как мне кажется, слишком торопились заработать свои комиссионные. Но если говорить серьезно, я использую методику, которая бук-нально творит чудеса. Я всегда стараюсь подробно разобраться в отношении кандидата к работе, которой он перед этим занимался. Я задаю им несколько вопросов, в том числе явно наводящего характера вроде: «Что вам нравилось (или не нравилось) в той компании?», «Каково ваше общее впечатление о вашей прежней компании?», «Почему вы ушли?», «Стали бы вы рекомендовать кому-нибудь другому работу у вашего прежнего нанимателя?». Когда я серьезно рассматриваю возможность рекомендовать человека моему клиенту, то не жалею времени на вопросы такого рода.
— А что, собственно, вы пытаетесь выяснить? По-моему, любому желающему сменить работу должно хоть что-нибудь не нравиться там, где он работает сейчас.
— Дело в том, — продолжила Хелена, — что если кандидат отзывается негативно о своем последнем месте работы, то, скорее всего, он будет так же относиться и к своему будущему нанимателю. В конце концов, большинство наших кандидатов совсем недавно работали на крупные компании. Но крупных компаний, в которых все было бы плохо, не бывает, иначе они просто не выросли бы до таких размеров. С другой стороны, если кандидат отзывается о своем нынешнем или прошлом нанимателе положительно, я с большей уверенностью буду рекомендовать его клиенту. Отзывы вроде: «Компания А — это прекрасная организация, но я чувствую в себе силы и ищу возможность пробиться еще выше» или: «Мой непосредственный начальник старше меня всего на три года, поэтому мои шансы на честное продвижение не так высоки, как хотелось бы» кажутся мне достаточно мотивированными. Позвольте привести конкретный пример, —. продолжила Хелена, явно усевшись на своего любимого конька — разговоры о работе. — В прошлом месяце я проводила собеседование с двумя кандидатами на одно место. Оба работали в одной компании и даже в одном отделе! Разумеется, ни; один из них не знал, что другой тоже претендует на эту вакансию. Результаты тестов у обоих оказались прекрасными, рекомендации были блестящими, а послужные списки безупречными. Единственным существенным отличием было их отношение к компании, в которой они работали. Билл отзывался о ней весьма положительно. Он сказал, что ему нравится его нынешний наниматель, но другая работа нужна ему для того, чтобы «побольше зарабатывать и побыстрее продвигаться», — вполне достойные, на мой взгляд, причины. Но вот Джим никак не мог остановиться, перечиа недостатки своего нанимателя. В их число он включил фаворитизм в кадровой политике компании, необходимость выходить на работу в каждый четвертый уик-энд и даже плохое качество блюд в кафетерии — особенно по пятницам! Стоит ли говорить, что я рекомендовав Билла?

Вывод: когда кто-нибудь спрашивает вас о ваше нынешнем или прошлом нанимателе, говорите толь» хорошее и не вздумайте удариться в критику! Перечнсление недостатков ваших нынешних или прежних работодателей оказывает негативное воздействие прежде всего на ваш собственный — не на их — имидж.

Когда вы проходите собеседование у нового работодателя, никогда не пытайтесь опорочить прежнего. А когда вы разговариваете с потенциальным работником, всегда обращайте внимание на то, как он отзывается о своем нынешнем или прежнем хозяине. Если вы сомне-ваетесь в эффективности этого совета, попробуйте опробовать его на отношениях личного характера.

Обычно в течение жизни большая любовь приходит к человеку несколько раз. Молодые люди успевают много раз влюбиться и разлюбить, прежде чем их романтические отношения станут достаточно серьезными, чтобы закончиться брачным союзом.

Но, как мы знаем, далеко не все браки оказываются удачными. Семейные отношения — штука сложная, и причин для разрыва может быть много. Непонятно одно: почему так много людей обжигаются на браке больше одного раза?

Думается, удалось бы избежать множества первых и повторных разводов, если бы недовольные стороны воспользовались лекарственным средством, описанным в следующем разговоре.

Бесс и Боб, каждый из которых успел сменить в прошлом несколько романтических партнеров, обсуждают свои перспективы на будущее.

Бесс: «Скажи мне, Боб, только честно, какие у тебя были отношения с Бетти (бывшей подружкой Боба)?». Боб: «Знаешь, если честно и по существу, она меня достала».
Бесс: «Неужели? По-моему, она и на вид ничего, и с мозгами у нее все в порядке».
Боб: «Со стороны она, может, и ничего. Но другой такой любительницы покомандовать я в жизни не встречал. Ей слова поперек не скажи».
Бесс: «Волевых женщин много. Это единственная причина, по которой ты ее разлюбил?».
Боб: «Да одной ее политики «или все будет по-моему, или никак» уже достаточно. Но, мало того, она еще такая эгоистка, каких свет не видел. Хоть бы раз она сказала: «Где бы ты хотел сегодня поужинать?». Вариант
был только один: «Я решила, что сегодня мы пойдем туда-то и туда-то».
Бесс: «У каждого есть любимые рестораны, Боб. Ты уверен, что не преувеличиваешь?».
Боб: «Я мог бы стерпеть и деспотизм и эгоизм, если бы дело было только в этом. Ее подруги — круглые идиотки, родители — придурки, а теннис я вообще терпеть не могу. К тому же, мне не нравилось, как она относилась ко мне при людях».
Бесс: «Значит, на твой взгляд, она полный ноль?».
Боб: «Нет, полный минус. Надеюсь, больше в жизни ее не увижу».

Прочитав этот разговор, поставьте себя на место Бесс. Не появилось ли у вас серьезных сомнений в целесообразности постоянных отношений с Бобом? Скорее всего, что так. Чем больше Боб распространялся о недостатках Бетти, тем сильнее вам (Бесс) хотелось встать на ее защиту. Вы рассуждали так: «Настолько плохих людей просто не бывает. Наверняка, вся проблема в самом Бобе».

А теперь предположим, что Боб ответил вам так: «Бетти — отличная девчонка, но мы решили, что не совсем подходим друг другу. Кстати, куда бы ты хотела пойти сегодня вечером?». В таком случае шансы Боба вызвать у Бесс уважение и интерес к своей персоне намного возрастут.

Вывод: если вы не можете сказать о прошлых отношениях ничего хорошего, лучше промолчите.

Приносите людям хорошие новости и извлекайте из этого пользу!

Одна часть процесса общения заключается в восприятии информации — того, что вы слышите, видите, читаете и чувствуете. Другая часть состоит в вьщаче информации — того, что вы пишете, показываете и объясняете. А теперь универсальное правило отношения к информации, которую вы передаете другим: выделяйте позитив-
ное и игнорируйте негативное. Другими словами, если вы не можете сказать о человеке, месте или опыте ничего хорошего, держите язык за зубами! Уделите три-четыре минуты на изучение следующих примеров.

Когда вы говорите даже о пустяках, сообщайте только хорошие новости и никогда — плохие

Умение вести непринужденную беседу не повредит никому. Но слишком часто люди подходят к этому вопросу не с того конца. Позвольте проиллюстрировать мою мысль.

Мне приходится много выступать на разного рода собраниях. Прежде чем предстать перед аудиторией, я стараюсь прочувствовать атмосферу, в которой предстоит говорить. Поэтому в ходе приема, предшествующего моему выступлению, я стараюсь как можно больше слушать и меньше говорить. Почти всегда долетающая до моих ушей болтовня носит негативную окраску. Вот несколько обрывков из такого рода бесед, подслушанных мной недавно перед выступлением на симпозиуме в Далласе.

Какой-то малый делится впечатлением о Детройте: «Хуже города я в жизни не видел. Весны там вообще не бывает. Только зима, лето и половина осени! Терпеть его не могу».

Другой оценивает ситуацию в экономике: «Хуже еще никогда не было. Я за него проголосовал, но если в ближайшем будущем он не сумеет исправить положение, то больше моего голоса не получит».

Подхожу к женщине, которая рассказывает об экскурсии по городу: «Я не увидела ничего из того, что хотела. А это место, куда нас привезли на обед, было просто отвратительным».

Переключаюсь на футбольного болельщика: «Этого нового тренера надо гнать в шею. Если бы в моей фирме царил такой же бардак, какой он развел в команде, я бы уже сто лет как разорился».

Светская болтовня — непременный атрибут нашей жизни. Она незаменима в обществе, где большинство людей незнакомы. Но разговоры о пустяках вовсе не обязательно должны быть негативными. Критикуя города, президентов, экскурсии, тренеров и десятки других вещей, люди, по их мнению, демонстрируют свой ум. Но они заблуждаются. Негативные разговоры скучны, деструктивны и свидетельствуют о плохом вкусе. Кроме того, беседы ни о чем почти всегда ведутся в самоуверенной, безапелляционной манере. Очень редко их участники задают друг другу вопросы (первым признак содержательного разговора) типа: «Что вы думаете о...?», «Что, на ваш взгляд, могло бы стать лучшим решением...?», «Что вам больше всего понравилось в...?».


Избегайте негативных СМИ — и вы быстро почувствуете себя лучше

Роль телевидения, радио и печатных средств массовой информации в формировании нашего отношения к людям, обществу и экономике гораздо больше, чем мы думаем. При этом, по меньшей мере, 80% их воздействия имеет негативную направленность — это настоящий яд для ума. Позвольте объяснить.

В январе прошлого года я принял участие в npoxoдившем на Карибах интересном — и увлекательном — семинаре «Насладитесь вознаграждением и узнайте еще больше». Семинар спонсировала одна страховая компания, превратившая его в поощрительную поездку для своих лучших работников. Помимо прочего, он предоставлял превосходную возможность для обмена идеями и методиками достижения еще больших успехов в будущем. Тема моего выступления называлась «Выбор пита тельного умственного рациона». Мне предстояло рассказать о том, как следует выбирать положительных друзей и товарищей по работе, способных поделиться вами своим энтузиазмом, вдохновить на достижение личных целей и просто помочь еще больше насладиться возможностью жить на этом свете.

После лекции у меня состоялась незапланированная дискуссия с тремя слушателями. Всем троим было за шестьдесят, и они пришли в страховой бизнес после успешного окончания карьеры в других областях. Один раньше был пастором, второй — капитаном полиции, а третья — брокером по операциям с недвижимостью. Единственное, что их объединяло, — это исключительный успех в новой сфере деятельности.

Вскоре мы перешли на тему моей лекции: как улучшить рацион умственного питания человека. (Я давно заметил, что преуспевающие энергичные люди с высокой степенью мотивации не любят слишком долго разговаривать о политике, гольфе, футболе и рыбной ловле. Им нравится их работа. После семьи это самая важная часть их жизни. Поэтому они очень быстро переключаются на обсуждение способов дальнейшего развития своих успехов.)

Джим, отставной капитан полиции, открыл прения, заметив, что моя лекция на тему выбора друзей и борьбы с загрязнением духовной среды человека была великолепна, но я упустил один чрезвычайно важный фактор воздействия на наш образ мыслей и поведение.

— И что же это такое? — поинтересовался я.
— Негативное воздействие СМИ, — быстро ответил Джим. — За годы службы в полиции мне приходилось иметь дело почти со всеми видами преступлений: убийствами, изнасилованиями, грабежами, поджогами — чего только не было. Но я на собственном опыте убедился в том, что смакование преступлений в газетах, на радио и телевидении только способствует увеличению количества и видов преступлений. Неизбежным последствием освещения преступлений в прессе является увеличение их количества. Например, — пояснил Джим, — чем больше появляется репортажей об ограблениях банков, тем больше людей пытаются заняться этим бизнесом. То же самое касается убийств и изнасилований.
— Я знаком с подобной статистикой в отношении самоубийств, — заметил я. — Управляющий одного роскошного отеля рассказал мне, что за последние 10 лет у них произошло 19 самоубийств. И каждый раз, когда очередной самоубийца прыгал с балкона, эта история получала освещение на первых полосах газет. Благодаря такой рекламе, в течение нескольких последующих дней им приходилось предотвращать еще несколько подобных попыток. Репортажи о самоубийствах просто подстрекают людей в состоянии депрессии свести счеты с жизнью.

Тут в разговор вступил Билл X., бывший священник
— С этим же явлением мне пришлось столкнуться в своем приходе. Я проработал пастором 16 лет и убедился в том, что каждая газетная кампания, освещающая светские скандалы или распространение наркотиков, вызывала резкое обострение этих проблем в обществе. Чем больше газеты писали о разводах знаменитостей, тем больше разводов мне приходилось оформлять в моем приходе. То же самое касается наркотиков. Чем больше появляется репортажей о наркотиках, тем больше людей приобщается к этому пороку. Бытовые проблемы и наркозависимость подобны инфекции. Чем больше люди слышат о них, тем быстрее идет распространение заразы.

Очередь дошла до брокера, Патриции П.
— Вообще-то, преступность и бытовые проблемы — это не моя область. Но в сфере операций с недвижимостью, как и в любом другом бизнесе, случаются подъемы и спады. И каждый раз, когда в экономике наступает период спада деловой активности, пресса начинает делать из мухи слона. Заголовки вроде «Темпы строительства жилья упали на 30%» или «Число готовых, но непроданных жилых домов достигло рекордного уровня» просто пугают людей. А в результате страдает экономика в целом. Но те же самые газеты, которые специали-зируются на панических новостях, никогда не отказываются от наших денег на рекламу. Мне кажется, что по негативному воздействию на рост экономики газетам пет равных в нашем обществе.

Когда наша дискуссия подошла к концу, Джим У., экс-капитан полиции, подвел итог:
— Думаю, мы все согласны с тем, что результатом плохих новостей может стать только появление еще большего количества новых, еще худших новостей. Но что мы можем с этим поделать? Плохие новости приносят вред всем, кроме, разве что, самих СМИ. На плохих новостях они делают большие деньги. Неужели нет способа борьбы с калечащим мозг воздействием средств массовой информации?

Как бороться с негативным воздействием СМИ

Я долго думал над нашим разговором и могу предложить несколько конкретных советов по борьбе с загрязнением умственной среды средствами массовой информации.

1. Признайте, что большинство из того, что показывают, рассказывают или пишут СМИ, — это просто неправда. Ярким примером одной из многих тысяч неправд, сообщаемых каждый год всеми СМИ, стала серия статей корреспондента одного из наиболее уважаемых периодических изданий в стране. Статьи были посвящены жизни молодого наркомана, пристрастившегося к героину. Журналистка так ярко расписала ужасы существования этого бедняги, что получила Пулитцеровскую премию — самую высокую награду в области журналистики. Впоследствии выяснилось, что вся история оказалась высосанной из пальца. Журналистка занималась чистым вымыслом, не использовав ни единого факта!

Реальные события извращаются репортерами до такой степени, что этого даже описать невозможно. Попробуйте применить к себе следующий пример. Не исключено, что вы мечтаете о красивом, просторном доме, хорошей еде, новой мощной машине, блестящем образовании для детей и отпуске на Канарах. Зимой вы мечтаете о бесперебойном отоплении, а летом — о кондиционере. Кому не хочется хорошей жизни?

Но из сообщений СМИ вы узнаете, что, во-первых, надеяться на это не стоит, потому что стране не хватает ресурсов, и, во-вторых, если вы патриот, то должны довольствоваться малым. У вас в глазах рябит от кричащих панических заголовков:

«Повальный голод неизбежен»,
«Энергетический кризис обостряется»,
«Загрязнение среды погубит население планеты в течение двадцати лет»,
«Жизненный уровень упадет до невиданной отметки»,
«Рост населения вышел из-под контроля».

Но дело в том, что и эти заголовки, и данные, на которых они основаны, — это чистой воды фальсификация. Это ложь, нацеленная на увеличение тиражей газет, журналов и книг. Людям, которые пишут и говорят о грядущих катастрофах, нет никакого дела до правды. Вместо этого они предпочитают фабриковать сенсации.

Известный экономист Джулиан Л. Саймон долгое время занимался изучением фактов, подтверждающих близость наступления всемирной катастрофы. Его исследования были тщательными и всесторонними. Свои выводы он изложил в книге «Неисчерпаемый ресурс», опубликованной издательством Принстонского университета. Скорее всего, эта книга никогда не станет бестселлером, а жаль. В том, что касается глубины анализа нашего экономического будущего, это наиболее значительное произведение из всех написанных в этом столетии — а может быть, и за всю историю человечества. Приведу лишь некоторые из выводов доктора Саймона:

• «Потенциальные запасы всех важнейших полезных ископаемых способны обеспечить жизнь многим поколениям людей, что подтверждается сомнения-
ми ученых по поводу реальности угрозы дефицита ресурсов».
• «Нет никакой необходимости ни в логических, ни в исторических обоснованиях предположений об ограниченности любого вида ресурсов».
• «Почти нет причин опасаться, что в обозримом будущем рост народонаселения приведет к дефициту и подорожанию продуктов».
• «Фермеры — особенно в США — требуют компенсации за снижение объема производимого продовольствия».
• «Никаких причин для замедления роста экономики и населения не существует».
• «Если для оценки степени загрязнения окружающей среды выбрать только один, заслуживающий наибольшего доверия, критерий, то им должна стать... ожидаемая продолжительность жизни. Но, как известно, за последние столетия вероятная продолжительность жизни новорожденных детей возросла в несколько раз и продолжает увеличиваться».
• «Представление о катастрофических последствиях «ничем не ограниченных» половых сношений является либо заблуждением, либо заведомой ложью».
• «Говорят, что рост народонаселения предполагает увеличение объема попусту растраченных знаний... Но таков непосредственный результат появления на свет большего количества носителей новых идей».
• «Уменьшаются ли площади сельскохозяйственных угодий? Совсем наоборот. Суммарные ресурсы сельскохозяйственных угодий в мире постоянно увеличиваются».
• «Главным ускорителем прогресса являются наши знания, а тормозом — недостаток воображения. Наш неисчерпаемый ресурс — это люди, квалифицированные, энергичные и одаренные люди...».

Выбор за вами. Вы можете поверить выводам независимого эксперта. Или, если вам так больше нравится, поверьте заголовкам о грядущем конце света, которые сочиняют люди, желающие прославиться и заработать на этом деньги.

Если вы действительно мечтаете о большем, поверьте в то, что нас ждет изобилие. Если же вы стремитесь к меньшему, верьте беспочвенным и глупым пророчествам о скорой гибели человечества.

2. Исходите из того, что каждая плохая новость тянет за собой еще несколько плохих новостей, а каждая хорошая — еще несколько хороших. Заучите этот закон наизусть, применяйте как можно чаще, — и позитивные перемены не заставят себя ждать. Когда мы прекращаем проповедовать конец света и начинаем распространять обнадеживающие новости, то привлекаем новых друзей, получаем солидную поддержку, сполна наслаждаемся жизнью и зарабатываем больше денег. Давайте разберемся, почему это происходит.

Один мой знакомый торговый агент промышленной фирмы, молодой человек Фред К, подрабатывает продажей подержанной недорогой мебели. Его идея проста — и чрезвычайно прибыльна. Он скупает подержанную мебель в мотелях и гостиницах, а потом продает ее розничным торговцам. Однажды за обедом Фред рассказал мне о сделанном им открытии, имеющем самое непосредственное отношение к закону «плохое = плохому, а хорошее = хорошему».

— На меня работают два агента, которые продают купленную мною мебель розничным торговцам. В прошлом году агент А продал мебели в три раза больше, чем агент Б. Я решил разобраться в причинах, потому что у них были примерно одинаковые территории, и я знал, что мои доходы значительно увеличатся, если агент Б будет продавать столько же, сколько агент А. Для этого я выбрал шесть торговцев на территории агента А и шесть — на территории агента Б. Поговорив с этими людьми, я быстро понял, в чем разница Короче говоря, когда торговцы спрашивали агента А о том, хватает ли товара, он отвечал что-нибудь вроде:

«Товара хватит. Все, что от вас требуется, — это сделать ему достойную рекламу». (Затем он объяснял им, как нужно перепродавать подержанную мебель.) Когда подобный вопрос задавали агенту Б, он отвечал: «В последнее время есть перебои, но, если повезет, положение исправится». А когда агента А спрашивали: «Как увеличение вашей цены отразится на нашей торговле?» — он отвечал что-нибудь вроде: «Это значит только то, что на каждой проданной вещи вы заработаете больше денег. А покупатели, скорее всего, даже не заметят подорожания. Если все же они начнут возмущаться, напомните им, что покупать мебель у вас всегда выгодно. Мотели, которые нас снабжают, стараются избавиться от мебели, пока она еще в хорошем состоянии». В результате большинство торговцев закупают товар большими партиями. Но когда какой-нибудь торговец жаловался на повышение цены агенту Б, тот принимался нести какую-нибудь околесицу о том, как трудно в последнее время зарабатывать на.жизнь и как быстро растет безработица. Или, если торговец спрашивал агента Б, как идут дела, тот обычно отвечал, что по-разному, и добавлял, что им придется изрядно потратиться на рекламу, если они желают продать товар быстрее. В конце концов мне пришлось расстаться с Б. Я не хотел чтого делать, потому что, несмотря на весь его негативизм, работа была ему очень нужна. Но его привычка разносить плохие новости слишком сильно отражалась на моих доходах.

Вывод: предлагайте в нагрузку к товару хорошие новости — и вы заработаете больше денег. Предлагая имеете с товаром плохие новости, вы заработаете меньше — или даже потеряете деньги.

Закон, гласящий, что каждая плохая новость тянет за собой еще несколько плохих новостей, а хорошая — хороших, с таким же успехом применим к любым нашим действиям в семейной и общественной жизни. Поразмыслите над следующими наблюдениями.

Сообщения об ограблении банков, убийствах и изнасилованиях приводят к росту количества ограблений, убийств и изнасилований.

Сообщения о поджогах всегда вызывают настоящий всплеск активности поджигателей и пироманьяков.

Информация об успехах молодых людей приводит к резкому росту желающих посвятить себя достижению великих целей.

В то же время новости об успехах в бизнесе служат катализатором для достижения новых успехов. Проще говоря, каждая хорошая новость способствует развитию бизнеса — расширению производства, улучшению организации и росту доходов. Каждая плохая новость является для бизнеса тормозом и ведет к сокращению производства, увольнениям и откладыванию реорганизации на неопределенный срок.

То, что каждая плохая новость тянет за собой еще больше плохих новостей, — это непреложная истина. В последнее время на первое место в списке мировых проблем вышел терроризм. Он получает беспрецедентное освещение в СМИ. Именно этого — рекламы в средствах массовой информации — террористы и добиваются. Взять хотя бы тот факт, что после каждого взрыва бомбы две, три или даже четыре разные террористические банды берут на себя ответственность за это злодеяние. Они нуждаются в бесплатной рекламе, которую им создают СМИ. Один опытный блюститель закона из Нью-Йорка высказал идею, справедливость которой очевидна каждому разумному человеку: «Пусть полиция делает свою работу, а пресса держится от нее подальше».

Голодовка заключенных в Ирландии несколько лет назад получила колоссальный резонанс. На протяжении нескольких месяцев в каждый выпуск новостей включались подробные сообщения о состоянии здоровья этих самозваных героев. Не прошло много времени, как заключенные всего мира взяли на вооружение этот метод и начали объявлять голодовки, домогаясь от администрации тюрем всевозможных уступок. Без широкого освещения в СМИ акция ирландцев никогда бы не переросла в эпидемию голодовок.

Другой любимой темой мировых СМИ является захват заложников. К этой же категории относится захват самолетов. После того как воздушные пираты впервые получили рекламу в прессе, этот вид преступлений получил такое развитие, что аэропорты вынуждены были установить сложнейшие — и баснословно дорогие — системы проверки багажа и пассажиров.

Философия СМИ такова: плохое — хорошо, страшное — прекрасно, ужасающее — потрясающе. Прошу вас навсегда избавиться от возможных заблуждений на этот счет: СМИ оказывают решающее воздействие на образ наших мыслей и, следовательно, на поведение. Но СМИ, намеренно или случайно, развращают ваш образ мыслей — и, следовательно, поведение. Наши СМИ, которые не зря называют «раковой опухолью мыслительного аппарата» Америки, свято верят в то, что лучше плохих новостей для их бизнеса ничего нет. Примеры:

1. Плохая новость — это хорошо. Заголовки: «Провинциальному бизнесу грозит банкротство» или «Программа школьных обедов приказала долго жить».
2. Страшная новость — это прекрасно. Заголовки: «Три человека покалечены в автокатастрофе — виновата деталь, изготовленная фирмой XYZ или «Самая сильная за последние 30 лет снежная буря парализовала весь Средний Запад».
3. Ужасающая новость — это потрясающе. Заголовки: «Маньяк насилует и убивает женщин в парке» или «Гонконгский грипп угрожаете жизням 10 миллионов пожилых людей».

Большинство из нас — особенно те, кто не теряет бдительности, — давно убедились на собственном опыте, что подавляющее большинство слухов, сплетен и «сенсаций местного масштаба», в лучшем случае, полуправда. У нас обычно хватает ума пропускать информацию типа «знаешь, я только что слышал...» мимо ушей. Но как быть с новостями, о которых нам сообщают газеты и телевидение? Большинство людей верят этим источникам, словно это святые истины. Вы можете усомниться в подлинности того, что сообщила вам известная сплетница, но что, если она скажет: «Да об этом все газеты пишут» или «Не веришь мне, включи телевизор».

Попробуем разобраться в механизме искажения истины на примере следующих заголовков.

«Безработица достигла 8%». Может быть, так оно и есть. Правда, в данном случае таким же справедливым был бы заголовок «Работой обеспечены 92% людей». Однако 8% или любая другая названная цифра, скорее всего, не соответствует истине, потому что в нашей стране для подавляющего большинства людей, которые хотят и могут работать, трудоустройство не проблема. Уровень честной безработицы — то есть число людей, занятых поисками работы, — не превышает 2 или 3% от общего числа работоспособного населения. Но в газете, которая приводит нам статистическую оценку безработицы, равную восьми, десяти, шести или какому угодно количеству процентов, вы никогда не встретите рубрику «Пятнадцать страниц объявлений о приеме на работу».

Прежде чем принимать любую новость за чистую монету, ответьте на два вопроса: 1) будет ли эта информация способствовать моему духовному обогащению; 2) будет ли она способствовать моему материальному процветанию?


Будет ли информация способствовать моему духовному обогащению?

Не так давно одна пожилая женщина рассказала мне, почему она прекратила слушать плохие новости.

— Они просто портили мне настроение, — сказала она. — У меня не укладывалось в голове, что люди могут быть такими плохими, как они говорят. Каждую неделю меня навещали прекрасные люди, показывали мне фотографии своих детей, рассказывали о том, чем занимаются мои подруги, которых я давно не видела. В большинстве своем люди кажутся мне хорошими, пока я не начинаю читать газеты или смотреть телевизор. Все, что я там вижу, — это как ужасно они себя ведут. Поэтому я больше не интересуюсь плохими новостями. Я просто не обращаю на них внимания.

Она помолчала минуту, а потом продолжила: — А теперь я скажу вам правду. Может быть, меня и тянет к плохим новостям так же как, надо думать, наркомана тянет к наркотикам. Но плохие новости мне не нужны, так же как несчастному наркоману не нужна очередная доза. С тех пор как я перестала обращать внимание на ужасные истории, которые распространяют СМИ, я чувствую себя намного счастливее.

Все новости можно поделить на две группы: духовные стимуляторы и духовные депрессанты. Духовные стимуляторы — хорошие новости от друзей и родственников, а также об успехах знакомых, научных программах, улучшениях в окружающем мире, которые поднимают наше настроение и улучшают самочувствие. Но сообщения о катастрофах в странах, о которых мы никогда не слышали, войны, к которым не имеем никакого отношения, — это духовные депрессанты. Они заставляют беспокоиться и портят наше здоровье.

Вывод: игнорируйте любую новость, которая не улучшает настроение. Плохие новости вызывают рак совести.

Будет ли информация способствовать моему материальному процветанию?

Один торговый агент очень доходчиво объяснил мне, почему он перестал слушать новости за рулем. — Они нагоняли на меня тоску. Теперь я делаю по четыре продуктивных звонка в день и успеваю объехать несколько клиентов. Прослушивание красочных описаний ограбления банка, автокатастрофы или интервью с гомосексуалистами приводит меня в подавленное настроение, что негативно отражается на моей работе с клиентами. Видите ли, — продолжил он, — в колледже я играл в футбол. Эта игра преподала мне урок, который я запомнил на всю жизнь. Перед каждым матчем спортсмену нужно взять себя в руки. Сейчас моя игра — торговля, и она требует от меня максимальной сосредоточенности и убежденности. Поэтому перед каждой встречей с потенциальным покупателем я делаю одно из трех ставлю на магнитолу мотивационную пленку, включаю хорошую музыкальную станцию или просто обдумываю план будущего разговора. Кроме того, для каждой встречи у меня припасена хорошая новость.

Вывод: обращайте внимание только на хорошие новости. Если ничего подобного вам не встретилось, воспользуйтесь старыми «запасами». Скажите человеку: «Ты потрясающе выглядишь», «у меня для тебя хорошая новость» или «я смог найти решение проблемы, о которой ты рассказал мне на прошлой неделе».

Перечислим вкратце, что от вас требуется:
• Защищайте свой разум. Это актив стоимостью в миллионы долларов.
• Боритесь с любителями сообщать плохие новости следующими способами:
а) дайте им понять, что вы слишком заняты и у вас нет времени на разговоры;
б) не соглашайтесь и не спорьте с ними;
в) полагайтесь на официальную информацию, а не на слухи;
г) посоветуйте распространителю плохих новостей найти другую работу, если ему не нравится нынешняя.
• Выходите в открытое море. Те, кто держится ближе к берегу, никуда не доплывут.
• Испытайте себя. Докажите себе, что вы на это способны.
• Занимаясь поиском другой работы, всегда говорите только хорошие вещи о вашем предыдущем нанимателе.
• Говорите только хорошее обо всех ваших предыдущих романтических партнерах.
• Избегайте негативную информацию и почувствуйте себя лучше.
• Помните, что каждая хорошая новость тянет за собой еще больше хороших новостей, а плохая — плохих.
• Обращайте внимание только на те новости, которые способствуют вашему духовному обогащению и материальному процветанию.

(Дэвид Д. ШВАРЦ "Искусство получать то, что вам нужно")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: