Monday, June 29, 2009

Советы фершала Ерофеича: Извлекать из критики пользу



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Роман Калугин "Законы выдающихся людей")

Извлекать из критики пользу

Критика проверяет гибкость мышления

Если ваши поступки конструктивны и вы пребываете в мире с самим собой, а ваша душа спокойна, то вам нет нужды останавливаться и объяснять каждому мотивы своих действий, ибо дела сами скажут за себя.

Одна из важных вещей, которые вы можете сделать для себя, состоит в развитии навыка объективного и отстраненного взгляда на критику. Научитесь отступать на шаг и оценивать мнения других без эмоций. Это лучший способ защиты от критики.

Люди, которым нравится выискивать недостатки других, страдают от комплекса неполноценности: подобными действиями они пытаются обезопасить себя. Критика часто очень болезненна. Нужно понимать, что никто не бьет мертвую собаку. Несправедливая критика может быть замаскированным комплиментом, означать чью‑то зависть. Лучший способ избавиться от критики — как можно чаще критиковать самого себя и игнорировать несправедливую критику.

Когда нас критикуют, то в ответ имеется всего два варианта действий — защищаться и нападать или попытаться извлечь из конфликта урок. Истинно, что, принимая критику, мы узнаем больше чем, выступая в качестве судей. Нужно не бояться мысленно проверить любую мысль, идущую вразрез вашим убеждениям, потому что только это позволяет прийти истине, если вы ей не обладаете.

Столкнувшись с необходимостью сделать выбор между изменением своего мнения и возможностью доказать, что делать это нет необходимости, почти все выберут последнее. Устойчивость ума хорошая вещь. Она предохраняет нас от того, чтобы стать слабым, «бесхребетным», сгибаемым каждой новой информацией, поступающей к нам. Однако, перейдя за определенную черту, ум становится закрытым для любой новой информации из любого источника. Очевидно, что закрытый ум не открыт и для учебы. Учеба является ассимиляцией и интеграцией новых идей, концепций и форм поведения. Книжки вроде «Законов выдающихся людей» имеют встроенные фильтры — необязательно встроенные в саму книгу, но в людей, которые, может быть, будут ее читать. Тот, кто не открыт для новых идей, редко читает книги, содержащие новые идеи. Такие люди даже не возьмут эти книги в руки. Заглавия уже будет достаточно для того, чтобы книга показалась не заслуживающей внимания: «А, это одна из этих книг». Достаточно будет уже самой секции в книжном магазине. Некоторые люди никогда не посещают эти секции.

Я не собираюсь умалять роль ума. Ум — это бесценный инструмент для сортировки, организации, концептуализации и обработки информации. Но ум — это удивительный слуга, который может сделать хозяина бедным.

Наше мышление имеет тенденцию быть субъективным и стереотипным. Даже вещи, которые кажутся нам твердыми, на самом деле состоят из субатомных частиц энергии.

Гибкость ума — примета высокоразвитой личности. Сам акт рассмотрения всех вариантов выбора в конкретной ситуации позволяет увидеть гораздо больше
возможностей. Вместо того чтобы применять собственный интеллект для поиска изъянов в иных подходах, удерживайтесь от суждений и опровержений в течение некоторого времени и смотрите, нет ли чего‑то выигрышного в иной идее, ином способе действовать. Такой подход имеет существенное значение для усовершенствования собственного ума.

Стендаль: «Разве дорога хуже оттого, что по краям ее изгороди торчат колючки. Путник идет своей дорогой, а злые колючки пусть себе торчат на своих местах»


Самокритика

У. Дисней, удивительно творческий и успешный человек, работы которого продолжают дарить радость бесчисленному количеству людей повсюду в мире. Он мог бы стать прекрасным бизнес консультантом, потому что использовал общую стратегию творчества, которая может быть применена для любого типа проблем. Сначала он создавал мечту или представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения каждого действующего в фильме лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи с позиции этих ощущений. Затем он смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью. Когда представление о фильме было уже составлено, он вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя: «Это интересно? Это развлекательно? Встречается ли где‑нибудь сухостей, как бы сильно я ни был привязан к этому персонажу?» Дисней использовал три различных позиции: Мечтателя, Реалиста и Критика. Работавшие с ним люди знали об этих трех позициях, но никогда не знали заранее, в какой из трех он появится на встрече. Он, вероятно, уравновешивал совещание, добавляя ту позицию, которая была плохо представлена. В каждой позиции у вас будут свои, отличающиеся от других физиология и неврология, поэтому убедитесь в том, что результат не изменяется от одной позиции к другой. Чтобы убедиться, что критика является более конструктивной, чем деструктивной, помните, что Критик не более реалистичен, чем Мечтатель. Это просто другой способ размышления о возможностях. Критик не должен критиковать Мечтателя или Реалиста. Критик должен критиковать план. Некоторые люди начинают критиковать себя и испытывать неприятные ощущения, вместо того чтобы использовать критику как полезную обратную связь относительно своего плана. Иногда Критик появляется слишком рано и разносит в пух и прах мечту. Некоторые люди используют эту стратегию естественным образом. У них есть специальная комната или место, где они думают креативно. Существует другое место для практического планирования, и есть еще место для оценивания критики. Когда эти три способа мышления четко разделены в пространстве, каждый может делать то, что у него получается наилучшим образом, без помех. Лишь в том случае, когда окончательная идея начинает работать на каждом месте в отдельности, они готовы к действию. В конце этого процесса, вы получите план, который не будет встречать сопротивления. Вопрос уже будет не в том, «буду ли я делать это». Он будет звучать по‑другому: «Я должен это сделать. Что бы я мог еще сделать?»

(Роман Калугин "Законы выдающихся людей")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: