Monday, May 18, 2009
Клуб Психологического Атлетизма: АРМЕЙСКИЙ МОББИНГ, ИЛИ "ДЕДОВЩИНА"
НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________
(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")
АРМЕЙСКИЙ МОББИНГ, ИЛИ "ДЕДОВЩИНА"
Особым вариантом моббинга, заслуживающим отдельного разговора, является дедовщина в армии, причем по свидетельству различных авторов, российская армия выделяется этим "достижением" среди многих других армий мира, хотя это явление – интернациональное. Судя по публикациям, министерство обороны кое-что делает в этом плане, однако такие болезни быстро не лечатся. Армия с ее жесткой структурой и дисциплиной вообще является средой, где личность молодого человека, по сути еще мальчишки, подвергается колоссальному прессингу. Многие не выдерживают этого и либо покидают часть (причем такие побеги нередко кончаются трагически), либо даже накладывают на себя руки, причем процент подобных самоубийств достаточно высок и явно превышает те же показатели на гражданке. Те, кто прошел испытания, становятся значительно сильнее, хотя процесс нравственного огрубения после службы в сегодняшней армии в каком-то смысле неизбежен. Важно проходить подобные испытания с наименьшими потерями, а это возможно прежде всего в том случае, если человек заранее готовится к трудностям и более или менее представляет, в какую среду он попадет.
Вряд ли большое количество современных призывников будут читать эту книгу, хотя, может быть, кто-нибудь прочтет и натолкнется на эту главу. Однако у нескольких сотен тысяч призывников есть близкие, и может быть, первыми прочтут они, сделают свои выводы и каким-нибудь образом донесут вычитанную информацию до сознания тех, кому это адресовано. Именно это соображение побудило меня включить в свою книгу специально написанную статью моего друга, психолога Игоря Татарского, посвященную теме психологического выживания в армии. Он делится соображениями о том, как надо готовиться к армии, как там вести себя и как противостоять армейскому моббингу.
"О так: называемых неуставных отношениях слышали, наверное, все. Их можно разделить на две большие условные группы.
Первая группа включает в себя различные малоприятные "правила поведения" и ритуалы для каждого призыва. Эти "правила" передаются десятилетиями из поколения в поколение и касаются практически всех. Они немного отличаются в зависимости от рода войск и от географического размещения части.
Вторая группа – это просто издевательское поведение одних военнослужащих (более сильных) по отношению к другим (более слабым). Эти издевательства носят индивидуальный характер и зависят от конкретного садиста и его жертвы.
Чтобы это различие было понятнее, поясню на примере.
После ужина некий взвод отправляется "на картошку" – чистить на кухне картошку для всей части. Чистят, естественно, молодые солдаты – им "положено", а старослужащие лоботрясничают (в зависимости от степени попустительства офицеров "деды" могут пойти спать, пойти в другую роту поболтать с приятелями, выпить водки и отправиться "ловить" приключения и т. д.). Это "правила поведения".
Другой пример. Некий "ветеран" заставлял нескольких "сынков" поедать письма из дома, которые находил в их карманах. Причем давал на эту процедуру почему-то только две минуты. Поскольку с непривычки за это время письмо съесть довольно трудно, то он требовал, чтобы ребята тренировались на газетах. Ну и так далее. Так вот это действие можно отнести к категории индивидуальных издевательств.
Все эти неуставные отношения сильно попахивают смесью позднего рабовладельческого общества с ранним феодализмом. Они в значительной степени ослабляют боеспособность армии. С ними борются отдельные офицеры, военные психологи, юристы, священники, общественность. Однако проблема эта непростая и решается пока довольно медленно.
"Правила поведения" разделяются на две категории. К первой категории относятся те, что ущемляют права самого молодого призыва – на нем лежит основная тяжесть бытовой работы в казарме. Например, уборка в роте или на территории, кухня и т. п. В "поле", на боевом объекте бывает как раз наоборот – там основная ответственность лежит на более опытных старослужащих.
Вторая категория – это особые привилегии, касающиеся прослуживших от полугода и больше. Чем больше солдат или матрос служит, тем больше он имеет привилегий. Само наличие этих привилегий практически никак не ухудшает жизнь "молодых" – они просто не имеют "права" ими пользоваться, им "не положено". Например, старослужащие могут не ходить на зарядку и поваляться в постели лишних пятнадцать минут. Они могут ушивать форму, точнее, почти должны, иначе на них косо будут смотреть ребята этого же призыва, и "не поймут" молодые, мечтающие сделать то же самое. Прослужившие полгода могут, осторожно, конечно, не сразу расстегнуть крючок у формы и слегка ослабить ремень. Те, кто прослужил год, могут позволить себе расстегивать верхнюю пуговицу, не по уставу носить ремень, модифицировать свою повседневную или парадную обувь и т. п. Буйная же фантазия "ветеранов", прослуживших полтора года ограничивается только волей офицеров. Если офицер закрывает на это глаза, то "дедушка" может позволить себе абсолютно все.
Кстати, об одежде. Разница между старослужащим и молодым в одежде, в манере ее носить существует абсолютно по всем позициям: пуговицы, трусы, обувь, портянки, шинели, бушлаты, головные уборы, ремни, кокарды, брюки, погоны и т. п.
Неписаные "правила поведения", эти "положено – не положено" регламентируют абсолютно все стороны армейской жизни (за исключением боевой): прием пиши, ее количество, отход ко сну, место сна, место в машине или в клубе, место в строю, манеру строевого шага, время отбоя и подъема, порядок и форму отдыха, манеру ходить и говорить, порядок умывания, порядок увольнения в город, порядок соблюдения уставов. Например, выпить или удрать в самоволку может себе позволить только старослужащий. Если это сделает молодой, то ему очень крепко достанется. Есть даже такое определение: "пьянка" – "в бой идут одни старики".
Конечно, в разных частях и ротах, на разных кораблях и "точках" могут быть свои вариации этих "правил": где-то молодой солдат, исполняя стишок для ветеранов "Дембель стал на день короче", стоит на табуретке, а где-то на тумбочке; где-то хоронят окурки, а где-то нет: где-то принято носить "ветерана" ночью в туалет на одеяле, а где-то сам ходит.
Стратегии борьбы. Скажем сразу, борьба с неуставными отношениями – дело очень сложное и иногда небезопасное. Только с ростом культуры всех военнослужащих: и рядовых, и прапорщиков, и офицеров можно достичь положительных сдвигов. Но армия и флот не существуют в отрыве от остального общества, поэтому окончательно решить эту проблему можно только, как говорят на Руси, всем миром.
1. Индивидуальная борьба. Возможна и эффективна против индивидуальных издевательств. Против "правил" бороться очень сложно, так как в этом случае против борющегося выступает, как правило, почти весь старший призыв, ревностно следящий, чтобы "рабы" не бунтовали.
Надо стараться с самого начала не провоцировать своей слабостью любителей поизмываться. Еще раз скажем: качайтесь, качайтесь, качайтесь! Над физически сильными ребятами очень редко издеваются. Следите за своим внешним видом, осанкой, походкой, речью. Старайтесь быстро освоить свою воинскую специальность: над хорошими специалистами издеваются крайне редко. Если же кто-нибудь сделает такую попытку, то его быстро приведут в чувство ребята своего же призыва. Помните: не давайте повода!
2. Коллективная борьба. К сожалению, встречается очень редко, потому что молодые солдаты разобщены и не могут организоваться. В крупных частях это сделать очень трудно, а вот в маленьких бывали случаи, когда целый призыв мог так себя поставить, что все старослужащие его не только уважали, но и побаивались. Как-то раз пришло новое пополнение, в котором из 25 человек было пятеро спортсменов-борцов. Ну и сами понимаете...
Иногда помогают земляки из "стариков" – "наших" не трогай", – говорят они "ветерану", который ищет кого-нибудь, чтобы ему постирали одежду – "бери других".
Как же случается, что молодые солдаты, натерпевшись и настрадавшись, став старослужащими, сами начинают мучить молодых!? Некоторые считают, что раз их мучили, то теперь они "имеют законное право" измываться над другими. В качестве компенсации психологического ущерба. Накачав физическую силу, они остаются слабенькими в духовном плане. Мне, например, один "дед" на полном серьезе пытался доказать, что он имеет право выбить мне зуб, так как ему год назад выбил зуб один сержант.
Стыдно и обидно за нашу армию, которая побеждала врагов тогда, когда Америку еще не открыли, а с этой проблемой до сих пор борется с переменным успехом.
Редко кто из уволенных в запас может рассказать своей девушке или детям, как он смело отбирал за обедом мясо у молодых или заставлял чистить себе сапоги. Об этом многие предпочитают помалкивать. Постарайтесь в любой ситуации в течение всей службы оставаться человеком. Как говорили и говорят настоящие солдаты – "служить надо так, чтобы не было войны!"
Если вас достали. В любой армии мира случается всякое. Бывает так, что неприятности валятся одна за другой: в казарме над вами издеваются, во время стрельб вы ухитрились сломать зарядное устройство и командир из-за вас решил наказать все отделение, вдобавок из дома приходят плохие вести, а впереди еще почти два года службы. Кажется, все – дальше жизни нет. Не делайте глупостей! Потерпите. Как сказано в Евангелии: "Претерпевший же до конца – спасется". И не просто терпите, сложа руки. Работайте, работайте над собой. Качайте не только силу. Качайте мозги, качайте характер, закаляйте душу. Не озлобляйтесь на людей, озлобляйтесь на вашу слабость и искореняйте ее. У вас есть для этого все необходимые ресурсы. Уже через неделю будет легче. Через две ситуация изменится в вашу пользу. А через месяц вы будете удивляться своим переживаниям. Но, главное, – вы будете. Пока вы живы – вы все сможете. Вы обязаны вернуться – к своим родителям, к своей будущей жене, к будущим детям. Дослужить и вернуться победителем. А дураков, которые мешали вам жить, вы забудете уже на второй день после дембеля. В кабине одного военного грузовика я как-то прочитал надпись: "Солдат, помни, тебя ждут дома!"
Когда тяжело, надо просить помощи. В этом нет ничего стыдного – ведь мы же люди. Главное, не оставайтесь в одиночестве. Просите помощи у солдат своего призыва, у своих земляков, просто у хороших ребят. Просите помощи у офицеров – это не значит ябедничать или "закладывать". В этом состоит работа офицеров – помогать солдатам. Им за это деньги, между прочим, платят. Если в роте что-нибудь случится нехорошее из-за того, что кто-то терпел и боялся пожаловаться, то командира могут не только снять, но и под суд отдать. Если вы считаете, что к ротному обращаться бесполезно, всегда можно подойти к комбату. В некоторых частях есть психологи, священники. Вы можете написать письмо командующему округом, министру обороны, президенту, в газету, на телевидение, домой, в конце концов. Вы можете сообщить о своих неприятностях друзьям – бывает так, что "снаружи" больше возможностей для помощи. Да, в армии не очень любят жалобщиков, особенно те, на кого жалуются. Да, некоторые на вас могут неделю-другую косо смотреть, а некоторые – с уважением за то, что вы не побоялись, за то, что теперь стало больше порядка и дисциплины, за то, что после вашего звонка можно спокойно и нормально служить, а не пресмыкаться. Во всяком случае, это лучше, чем удирать из части".
(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")
КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment