Saturday, May 2, 2009

Клуб Психологического Атлетизма: ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ СОЮЗОВ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ СОЮЗОВ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ


Семья – зона повышенной конфликтности. Именно здесь психологические конфликты расцветают махровым цветом. Вполне понятно, почему семейные ссоры могут протекать гораздо острее, нежели столкновение интересов на работе или в какой-либо другой нейтральной среде. Близкие друг другу люди, тем более помещенные в тесное пространство совместного проживания, реагируют на поведение друг друга резче и эмоциональнее. Они задевают друг друга острыми углами аур, и в результате подобных сшибок очень легко высекается искра скандала. Семья – идеальное место для нападений всех видов. В силу близкого пространственного и психологического расстояния люди порой становятся прекрасными мишенями для выстрела, удара или укола. Любое движение, жест или слово, спокойно воспринимаемое чужими людьми, рассматривается в семье через увеличительное стекло личного, пристрастного отношения. Даже самый незначительный интерес, увлечение, устремление к какой-либо цели, не отвечающей представлениям домочадцев и особенно близких людей, немедленно вызывает болезненную реакцию. Здесь легко, а иногда и нелегко мирятся, но еще легче ссорятся. Именно семья выступает как прямой поставщик большого количества психологических травм, психоэнергетических пробоев, аурических дыр.

Психоэнергетический обмен, происходящий в семье, бывает внешним (при нем удобнее рассматривать семью как целостную единицу) и внутренним, затрагивающим отдельных членов семьи (здесь семья рассматривается как состоящая из многих живых частиц). Если говорить о семейном психоэнергоинформационном обмене в целом, то следует отметить, что он, в отличие от других внесемейных видов обмена, происходит постоянно, причем энергетика взаимодействия обычно является более плотной, спрессованной, родственной и трудноразъединимой по составу. Согласно оккультно-эзотерическим учениям, семейная карма по значимости для человека занимает второе место после индивидуальной кармы. Семью, члены которой вместе движутся по жизненной дороге, карабкаясь по горным вершинам успехов и выбираясь из впадин неудач, можно уподобить связке альпинистов, соединенных между собой чрезвычайно прочным и вместе с тем растягивающимся резиновым шнуром. Если в такой семье начинаются конфликты и расхождения, то резиновый шнур кармической связи начинает опасно напрягаться и грозить разрывом, который может оказать влияние на судьбу всей семейно-альпинистской связки. О степени прочности семейных кармических уз, способных оказать влияние даже на такой процесс, как закономерность человеческой смерти, может свидетельствовать следующий, выявленный чисто статистически факт: если в семье, где до этого никто ни разу не умирал, умирает хотя бы один человек, то после этого быстрота смертей других родственников, как правило, увеличивается. Эзотерические учения утверждают, что умершие, сохранившие с живыми кармическую связь, помимо своей воли и сознательного желания увлекают многих живущих в иной мир.

Чтобы внешний психоэнергоинформационный обмен происходил успешно и вел семью к жизненному и духовному процветанию необходимо, чтобы семья соблюдала некоторые законы и требования:

Семья должна быть единой, и при каких-либо выходах в свет, актах общения и контактах с людьми она должна выносить общие решения, не допуская открытых дискуссий между собой.

Семья должна уметь выбирать подходящее и гармоничное окружение, по возможности избегая явно чуждых, враждебно настроенных и дисгармоничных людей.

Семья должна уметь оставлять для внутреннего пользования глубинно-интимную душевную энергию и в то же время легко выявлять и отдавать во время общения более поверхностную "светскую" энергию доброжелательно-положительного характера.

Семья не должна допускать в свой тонкий психоэнергетический организм чужую и тем более явно негативную энергию, эмоции, излишнее любопытство посторонних людей, поскольку подобная инородная сила, как правило, играет разрушительную роль.

Чтобы обмен энергией протекал в семье гармонично, ее члены должны добиться взаимного согласия в жизненных целях, в средствах достижения этих целей и, наконец, в эмоциональном отношении друг к другу и ко всем трудностям на пути к цели. Кроме этого, она должна по возможности стремиться согласовать эти личные житейские цели с целями и ценностями духовного плана.

Наиболее часто энергетический вампиризм, как форма неэквивалентного психоэнергоинформационного обмена, проявляется в семье во взаимоотношениях мужа и жены. Причинами подобного положения вещей могут выступать разные факторы:

эгоистическая установка одного из супругов;

так называемый неравный брак, при котором один значительно превосходит другого своим интеллектуальным кругозором, эмоциональной глубиной и духовным уровнем, причем "отстающая" сторона подходит к партнеру исключительно паразитически и потребительски;

отсутствие или недостаток любви у одного из членов союза;

особая организация ауры и энергетического состава у того, кто склонен к "жизни за чужой счет".

И хотя такой союз абсурден и делает несчастными в конечном счете обоих супругов, иногда он длится годами и даже всю жизнь (но жертва, чьи силы выпиваются энерговампиром до дна, здесь несчастна в первую очередь). Характерным признаком неравноправия союза и неэквивалентности психоэнергетического обмена между супругами является отсутствие истинной любви, которую заменяет или ненависть, или подделка. Современный философ-герметист и писатель Джон Бейнс, автор книги "Наука о любви", описывает подобные союзы следующим образом:

"К сожалению, очень многие пары поддерживают такие паразитические отношения. Вампир искренне верит, что "страстно любит" своего партнера, поскольку, разлучившись с ним он по-настоящему тоскует и ощущает в душе пустоту, которую ему нечем заполнить. Симптомы напоминают ощущение, которое испытывает человек "на голодный желудок". Это и есть истинная причина положения, когда индивид утверждает, что "не может жить один". Вампир не может перенести недостатка магнитной пищи, которую привык поглощать ежедневно, однако сам он видит ситуацию в другом свете и считает, что его тревога вызвана психическими причинами. Во множестве браков бывает так, что один из супругов не участвует полноценно в эмоциональной и социальной жизни пары, а является лишь резонатором, эхом партнера. В светской беседе вампир обычно захватывает инициативу и говорит за двоих, в то время как его партнер не смеет высказать свое мнение. Если в роли вампира выступает женщина, то ее партнер обычно стеснителен, робок и не в состоянии по-мужски защитить собственные позиции. Если же вампир – мужчина, то женщина, как правило, ведет себя как испуганный ребенок, который не осмеливается ни в чем ему противоречить. Она делает все по его указке, не имея возможности восстать против его диктата.

Если внимательно рассмотреть все перечисленные формы вампиризма, становится ясно, в каком жалком положении находится жертва – она похожа на дойную корову, ведь когда корова перестает давать молоко, хозяин забивает ее. Дети также подвержены отрицательному влиянию паразита, растут пессимистически настроенными и не совсем интеллигентными людьми. Когда паразитические качества присущи матери, а дети-мальчики, то логическим исходом часто является склонность к гомосексуальному поведению, поскольку их мужской магнетизм алчно поглощает мать. Как правило, каждая чрезмерно властная женщина несет в себе заряд вампирической энергии. То же самое можно сказать и о так называемых "мужских шовинистах"".

Бейнс говорит также и о других, не столь явных, но вместе с тем вполне реальных формах энергетического вампиризма в брачных союзах. К ним он относит симбиотическую (от слова "симбиоз") форму любви, представляющую собой такой союз, "в котором партнеры образуют единое целое, при этом их воздействие друг на друга негативно и разрушительно. В паре подобного типа партнеры стремятся извлечь из отношений взаимную выгоду, обеспечить себе жизненно важные элементы, подобно организмам, выживание которых зависит от их сожительства".

На первый взгляд симбиоз как раз и может показаться примером истинной любви – ведь в нем партнеры полностью поглощены друг другом и не могут жить отдельно. Однако их взаимоотношения представляют собой взаимный вампиризм и поглощение жизненных соков друг друга, которое растрачивает и занижает общую энергетику семьи и препятствует установлению гармоничной счастливой атмосферы, не говоря уже о духовных целях. Существует три формы такого изощренного смягченного симбиотического вампиризма, при котором оба супруга привыкли к неэквивалентному обмену энергий и патологически нуждаются в нем. К ним относятся:

Активный симбиоз, основанный на попытке доминировать над партнером и избавиться от одиночества за счет полного или частичного превращения "я" другого человека в собственное "я", причем с согласия другой стороны. Имеет смягченные черты садистского поведения.

Пассивный симбиоз, основанный на потребности подчиниться другому человеку и слиться с его личностью, отдав свое "я" его более сильной воле. Представляет собой смягченный вариант мазохизма.

Компенсаторный симбиоз, основанный на соединении двух личностей, абсолютно противоположных по характеру, которые взаимно компенсируют и уравновешивают качества друг друга, но не в позитивном, а в негативном ключе. Ни о каком совместном творческом дополнении друг друга и тем более восхождении здесь не может быть и речи. Можно сравнить такой союз со связкой слепого и глухого, которых объединяет их неполноценность, но не достоинства.

Чем отличается любовь как высшая форма психоэнергоинформационного обмена от симбиоза? Любовь основана на самопожертвовании и самоотдаче себя другому человеку во всех проявлениях: эмоционально-душевных, психоэнергетических, информационных (способность поделиться опытом и знаниями). Симбиоз основан на стремлении заполнить внутренний вакуум и попытке опереться на те свойства человека, которых данному человеку не достает, без попытки что-то отдать взамен.


ПРЕОДОЛЕНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ НЕСОВМЕСТИМОСТИ

Супружеские удары – самые болезненные. Даже сильный защищенный человек с дубленой шкурой, реагирующий на выступление в свой адрес со стороны посторонних людей примерно так же, как стена отражает удары теннисного мячика, в условиях семьи может болезненно сжиматься, поймав чей-то недоброжелательный взгляд или услышав насмешливое слово. Супруги настолько привязаны друг к другу, что превратились в единый организм, срослись из двух начал в одно душевное тело. Если одно из начал выделяется из целого и занимает антагонистическую позицию по отношению к другому, то это всегда переживается с необыкновенной остротой и болью. Неважно, с чем приходится сталкиваться кому-то из обиженных, психологически травмированных супругов – с прямым нападением или с охлаждением своей "второй половины", важно, что в обоих случаях он получил удар. Чем ближе и теснее супруги соприкасаются между собою, тем он больнее. Этим супружеские конфликты отличаются от боксерского клинча, где полученные тычки все же слабее ударов, нанесенных с дальних дистанций. В семье все по-другому: супруги, находящиеся друг от друга на психологическом расстоянии или по каким-то причинам живущие врозь, редко могут вывести другого из равновесия: все удары амортизирует дистанция.

Конфликты и удары порождаются различными видами несовместимости людей. У супругов бывает: психологическая несовместимость; сексуальная несовместимость; аурическая, или энергетическая несовместимость; религиозная несовместимость; духовная несовместимость.

Психологическая несовместимость – это взаимоотношения людей, у которых мало общего и слишком большие различия в эмоциональных реакциях, вкусах, интересах, желаниях, взглядах, целях, характерах. Не всегда к ним нужно относить людей-антиподов по тем или иным свойствам. Как известно, противоположности притягиваются. Однако такие притягивающиеся противоположные типы людей находятся на одной плоскости и созданы из одного теста. Каждый человек встречал в своей жизни подобные примеры. Несовместимые же люди принадлежат как бы к разным мирам и сделаны явно из разного теста. По идее они не должны были соприкасаться, но создается впечатление, что кто-то искусственно соединил их в семейный союз, посадил в одну клетку и теперь они должны биться друг о друга своими телами и душами. Удары, порожденные несовместимыми людьми, поражают своей абсурдностью, нелепостью и ничтожно-случайными поводами для столкновения. Их можно избежать или хотя бы уменьшить лишь в том случае, если один из супругов начнет работать над собой и будет делать героические усилия по самообузданию. Другой способ избежать ударов: не заводить таких отношений вовсе.

"Чет больше я живу с ней, тем больше я чувствую абсолютную беззащитность перед этой акулой. Я совершенно потерял себя. Все в доме и семье она замкнула на себе. Она захватила мой бизнес, фактически вытеснила меня из моей фирмы. Она полностью контролирует все финансовые потоки и на работе, и дома. Я получаю от нее деньги на карманные расходы в зависимости от своего поведения. Она заставила меня объединить мою однокомнатную квартиру с ее двухкомнатной, прописала туда свою мать, и теперь я лишился своего угла. Если что, мне придется идти на улицу, потому что она не позволит мне делить квартиру и получить обратно хотя бы комнату – я просто не доживу до суда, они с матерью раньше меня умертвят. Все мои контакты строго контролируются. Я не могу просто так пойти к друзьям и прийти когда мне нужно. Вернее говоря, могу, но если опоздаю хотя бы на полчаса и не предупрежу, со мной просто неделю не будут разговаривать", – жалуется мне на жизнь Максим, 39-летний физик, создавший небольшую фирму по техническому обслуживанию. Тут я не выдерживаю и перебиваю его: "Так вы ни разу не сказали "нет", не пытались протестовать, поставить ее на место, показать характер?" "Пытался, да еще как, но, увы, она от каждой попытки сопротивления только еще сильнее разъяряется, становится злобной как тигрица", – отвечал он голосом сломленного человека, и мне даже стало неудобно за свой вопрос. Выясняя суть и причину происходящего в жизни Максима, я пришел к выводу, что основой проблемы является его страх быть выброшенным на улицу без средств к существованию. Стало совершенно очевидно, что он проявлял ангельское терпение и сотни раз прощал свою жестокую жену. Однако его добросердечие и мягкость сыграли с ним жуткую шутку: он совершенно утратил волю к сопротивлению агрессии жены. "Есть ли хоть какая-то надежда, что ваша жена смягчит свое жестокосердное отношение к вам, если вы исправите собственные ошибки в поведении с ней?", – на всякий случай поинтересовался я. "Нет и трижды нет, – ответил Максим. – Она никогда не сдается, хотя ненавидит меня именно за слабость. Но в то же время, она пресекает любую мою попытку хоть как-то подняться с колен. Я боюсь ее гнева больше всего".

Он не сразу согласился пройти обучение основам психологической зашиты, потому что хорошо понимал: стать сильным – значит поменять роли и сбросить ее с шеи. Потому мы с ним долго готовились к "последнему и решительному бою", отрабатывая технику достойного отражения агрессии. Максим по моему совету сходил в церковь (он был не лишен набожности), где после долгой беседы получил благословение на действия, призванные восстановить его самоуважение и достоинство (честно говоря, я полагал, что церковь может благословить его только на терпение и потому был приятно удивлен). Кроме того, Максим договорился с другом, что в случае чего, может пожить у него несколько месяцев. Выждав подходящий момент, когда жена выступила максимально несправедливо и резко, он собрался с силами и жестким холодно-вежливым тоном выдал нашу с ним продуманную со всех сторон домашнюю заготовку. Как рассказал он, от изумления она выронила из рук чашку. Потом жена попробовала атаковать еще несколько раз, но каждый раз он отбивал атаку. Когда она попыталась перемолчать его, в расчете, что он как всегда сдастся и уступит, он сумел и в этом превзойти ее. Через какое-то время произошло чудо: она стала искать к нему подходы и говорить примиренческим тоном. Сейчас ситуация в семье смягчилась. Жена умерила свои амбиции, хотя и не стала ангелом, но начала считаться с мужем, который по непонятным ей причинам неожиданно стал сильным и самодостаточным.

Сексуальная несовместимость очень часто вызывает конфликты и провоцирует агрессивные выпады одного из супругов на другого. Она может относиться к несходству темпераментов, различию эротических вкусов и пристрастий, разницей в сексуальной осведомленности и опытности, наконец, к несовпадению самого отношения супругов к сексу, когда кто-то из них просто помешан на сексе, а для другого секс стоит на последнем месте в его иерархии ценностей. Сексуальная несовместимость в реальном браке быстро приводит одного из супругов к неудовлетворенности своей жизнью. Поскольку секс относится к числу "основных инстинктов" и любое препятствие к удовлетворению сексуальной потребности воспринимается человеком крайне болезненно (тем более, если это требование идет от самого близкого существа), то повод для конфликтов в такой семье создается очень большой.

Гармоничные сексуальные отношения по своей сути предполагают снятие психологических комплексов и полную доверительность, что делает человека более уязвимым и восприимчивым к внезапным переменам настроения и негативному отношению супруга. Потому чувствительным ударом здесь может стать все – и недовольный взгляд, и затянувшаяся пауза, и любой ответ, абсолютно противоположный нашим ожиданиям, и неожиданно громкий голос, и неловкое движение, и конечно, более жестокие реакции, такие, как упрек, насмешка, раздражение, окрик. Иногда нападением становится молчаливая невысказанная эмоция недовольства, превращающаяся в негативную энергию, больно бьющую по чакрам и тонким структурам близкого человека. Сексуальная несовместимость ведет и к прямым конфликтам, ударам, проявлениям агрессии, возникающим как в момент непосредственной интимной близости двух людей, так и в любой другой момент. Неудовлетворенность в сексе ведет к неудовлетворенности в жизни.

Что можно посоветовать супругам для преодоления сексуальной несовместимости? В первую очередь старайтесь настроиться на состояние полной эмоциональной гармонии со своим мужем или женой как перед интимной близостью, так и во всех других случаях супружеского общения. Если это удалось, то тогда настройтесь на устойчивое сохранение этой гармонии в собственной душе, чтобы ничто не могло вас выбить из состояния стабильного, уравновешенного благодушия. Будьте готовы к тому, чтобы выдержать любые перепады настроения вашего супруга, если они внезапно с ним произойдут. Учитесь гасить упреки и недовольства мягким юмором, не переходящим в иронию или сарказм. Если удар носит характер тонкого энергетического воздействия с отрицательной окраской и настигает во время интимных ощущений, мысленно растворите все негативные переживания и постарайтесь полностью переключиться на сексуальные переживания, замещая один образ другим, более приятным. А самое главное – старайтесь любить супруга и хранить любовь в своем сердце, помня, что все отрицательные эмоции, которые он выплескивает – временное явление.

Аурическая, или психоэнергетическая несовместимость относится к случаям несовпадения тонких структур двух людей. Это несовпадение аур, при близком взаимодействии супругов приводящее к ударам и отторжению, может проявляться на цветовом, вибрационном и силовом уровне. Аурическая несовместимость в силу своей более тонкой природы, нежели просто личностное несовпадение – это и более глубокое расхождение между людьми. Если на личностном уровне все же можно договориться и подстроить свое поведение и отношение под требования партнера, то на аурическом плане подстройка происходит гораздо труднее.

Аура – это вибрационно-цветовое и энергетическое проявление сущности человека. Некоторые цвета ауры, например, голубой и желтый, или розовый и фиолетовый, совместить невозможно по определению. В точности так же трудно совместить грубые и тонкие вибрации, а также ауры разной степени силы – более мощная психоэнергетическая оболочка почти автоматически будет поглощать более слабую оболочку. В каких-то случаях подобное поглощение происходит без сопротивлений и эксцессов, так сказать, на добровольно-принудительной основе по праву силы, но в других случаях – конфликты, вспышки, раздражения и борьба неизбежны. Они не выводимы из различий во взглядах или даже в интересах – нередко люди сходных интересов и целей и никак между собой не конкурирующие не могут эффективно общаться между собой по общему делу из-за того, что их соприкасающиеся тонкие оболочки все время искрят раздражением и непониманием. Единственная возможность гармонизировать атмосферу в семье – это решение одного из супругов начать внутреннюю работу над собой с целью очищения и расширения своего сознания, а значит, и ауры. Накопив достаточно силы, гибкости и терпения, он сможет уменьшать количество взаимных шероховатостей и гасить огонь раздражения.

Религиозная несовместимость супругов – это явление, еще недавно нехарактерное для России по вполне понятным причинам навязанной сверху атеистической идеологией, которая уравнивала всех в состоянии безбожия. Мы знали о существовании подобных проблем из западной художественной литературы, где описывались семейные проблемы, нередко возникающие, например, между супругами католиками и протестантами. Для нас же такие "мелочи" были некой абстракцией. Однако в сегодняшней России подобные проблемы возникают всё чаще. Они относятся к случаям браков между:

лицами христианского и мусульманского вероисповедания;
православными и последователями различных сект как отечественных, так и зарубежных;
православными и последователями эзотерических учений Востока и Запада.

Столкновения и конфликты, возникающие в подобных браках, часто бывают проявлением невежества, самости, желанием под предлогом религиозного расхождения навязать супругу свою точку зрения по любому вопросу, и преимущественно носят интеллектуальный мировоззренческий характер, а могут и действительно выражать духовное своеобразие отношения к Богу, присущее и мужу, и жене. Не надо думать, что семейные религиозные конфликты происходят непрерывно. Как правило, они возникают в виде вспышек и электрических разрядов бурных эмоций, а затем временно гаснут, но не до конца, и переходят в тлеющее состояние. По своей природе подобные столкновения, полные неожиданных нападений и ударов, являются очень сложными, полное разрешение их едва ли возможно. Чем более страстной и целеустремленной является вера человека и чем более фанатично он настроен, тем выше вероятность конфликта или обмена ударами с человеком другой веры. Ярким примером религиозной нетерпимости является исламский фундаментализм, и особенно ваххабизм. Однако высокая пассионарная энергия, излучаемая сегодняшним исламом, и в той или иной степени присущая его представителям, тем более принадлежащая к его крайним формам, еще не повод считать ислам религией, непригодной для семьи, где есть люди христианского вероисповедания. В той же России традиционно ислам и православие соседствовали и взаимодействовали между собой в целом довольно мирно и дружелюбно, что дает надежду на возможность договариваться между представителями этих двух религий и на индивидуальном уровне.

Сложнее дело обстоит с браками, где один человек – православный, а другой ушел или собирается уйти в секту. Здесь конфликты абсолютно неизбежны, тем более что начинающий сектант, как правило, старается забрать с собой детей или по крайней мере серьезно повлиять на них. Если супруг, принадлежащий к Русской Православной Церкви, психологически незащищен и раним, а супруг-сектант агрессивен, то первый может получить серьезные травмы. Тем не менее противостоять агрессии ложной сектантской духовности необходимо, ибо сектантская психология очень вредна не только для взрослого, но в первую очередь для детского сознания. Православный супруг должен запастись большим терпением, сочетающим в себе внутреннюю твердость и доброжелательность, ибо даже малейший элемент раздражения немедленно уничтожит хрупкую надежду на достижение взаимопонимания. Не повредит и знание предмета в области религии и духовной культуры, хотя не стоит переоценивать возможности рационального фактора и высокоинтеллектуальных доводов – привязанность к сектам лежит за пределами разума и целиком иррациональна.

Конечно, секты бывают разные, и порой в православной среде к сектам необоснованно относят философские кружки, оздоровительные группы или психологические направления внецерковного характера. Если речь идет о принадлежности одного из супругов к таким объединениям, то здесь супруги должны проявлять терпимость друг к другу и уметь договариваться. Легче всего, не вникая в суть, назвать другого "темным" и поставить под сомнения годы совместного проживания только из-за того, что он заинтересовался чем-то лежащим за пределами церковных представлений.

Еще более сложная ситуация возникает в случае браков между людьми, придерживающимися православного вероисповедания и теми, кто следует эзотерическим учениям Востока и Запада, среди которых есть как подлинные глубокие традиции, так и поверхностные американизированные системы. Агрессия – это всегда плохо, от кого бы она ни исходила, но хуже всего, когда она исходит от людей, увлеченных именно такими поверхностными учениями, хотя ради справедливости следует признать, что инициаторами религиозных ссор в семье чаще всего бывают воцерковленные фундаменталисты-неофиты. Степень интенсивности и остроты конфликтов зависит не только от того, к какому лагерю веры принадлежит человек, но и от глубины и серьезности веры в истинность своего учения и религии. Семейные конфликты на религиозной почве носят ярко выраженный идеологический характер, хотя нередко с помощью нападений на веру супруга люди решают свои эгоистические задачи. Удары, получаемые супругами друг от друга в подобных браках весьма чувствительны. Лучшей защитой от наиболее болезненных и несправедливых нападений является крепость в собственной вере и устойчивость системы религиозно-духовных ценностей. С другой стороны к хорошим средствам защиты относится гибкость и широта познания человека, его способность к вмещению противоположных взглядов, иначе говоря, его веротерпимость. Наилучшим образом сможет отразить агрессию или недовольный выпад, вызванный религиозным неприятием тот супруг, который будет сочетать твердость с широтой мировоззрения и терпимостью к инакомыслию.

Нравственно-духовная несовместимость, конечно, связана с несовместимостью религиозной, но я все же решился выделить ее как отдельную разновидность, потому что по большому счету дух внеконфессионален. Из жизненного опыта, наверное, каждый знает, что бывают люди, формально принадлежащие к той или иной религии и церкви, но абсолютно бездуховные по своей сути. И наоборот, не так мало людей, формально не принадлежащих ни к одной из конфессий, но тем не менее излучающих свет и любовь. Иначе говоря, есть люди на глубинном уровне своего бытия светлые, а есть темные. Конечно, трудно говорить о чистых типах, то есть о святых и злодеях, в своем законченном развитии крайне редко встречающихся в жизни. Чаще всего речь идет о смешанных типах, то есть о людях, в душах которых живет и свет, и тьма, и добро, и зло. Поэтому правильнее говорить о преимущественно светлых и преимущественно темных людях. И если представить себе, что в одной семье на одном небольшом пространстве будут сосуществовать откровенно темный и искренне светлый человек, то, конечно, в таком союзе изначально заложен конфликт.

Зло и тьма чаще бывают сильнее, изворотливее, удачливее за счет беспринципности и неразборчивости в средствах. Добро и свет обычно очень уязвимы и ранимы, особенно в тех случаях, когда человек обладает этими качествами в недостаточной степени. Союз таких людей изначально обречен на постоянную войну, которая должна привести не к суверенному существованию двух равноправных индивидуальностей, а к победе одной из сторон. Тому супругу, который сознательно занимает позицию света (правда, в реальной жизни определить, кто светлый, а кто темный непросто, хотя бы потому, что никто не признает себя темным, а все склонны считать себя светлыми), можно посоветовать не пасовать перед любым натиском зла и тьмы со стороны другого супруга. Учитесь быть твердыми, устойчивыми, спокойными и принципиальными, не поддавайтесь на влияние темных сил, даже если они идут через вашего супруга.

Неправильно занятая позиция во время конфликта может спровоцировать окончательный уход супруга. Да, я убежден, что в основе правильной позиции всегда лежит самодостаточность и независимость. Даже если вы доброжелательно и сердечно открыты к какому-то человеку в данный момент, подобная установка позволит вам с наименьшими потерями уйти в сторону или разорвать отношения, если вас предали. Но когда вы излишне подчеркиваете, какая вы независимая и самодостаточная личность, это напрягает людей, и в отношениях с супругом может оказаться последней каплей, что очень хорошо показывает история моей клиентки Людмилы, страхового агента крупной зарубежной компании.

Всю жизнь Людмила третировала своего мужа: и за невнимательное отношение к себе (чего не было и в помине), и за неумение обращаться с бытовой техникой (что в каком-то смысле объяснимо его гуманитарной специальностью), и за то, что не сумел наладить отношения с ее матерью (что немудрено, ибо по свидетельству сестры мужа, которую я лично знаю, это невозможно по определению). В какой-то момент он не выдержал и на месяц ушел к своей матери. Людмила была в бешенстве, она звонила ему, давила и требовала возвращения, на что Борис (так звали мужа) спокойно и методично отвечал: "Я очень устал, давай отдохнем и немного разберемся каждый в себе". В конце концов, не выдержав одиночества, Людмила несколько раз попросила у него прощения, а один раз, по собственному признанию, даже зарыдала. Борис вскоре вернулся, но стал вести себя более самостоятельно. Он уже не отпрашивался у нее, как бывало раньше, к матери, а просто на выходные уходил туда и возвращался поздно вечером, не всегда сообщая об этом заранее. Людмила снова начинала закипать. В это время ей попалась книжка какого-то зарубежного автора о "психологическом карате" в семейной жизни, где он советовал в случае уверенности в своей правоте идти до конца и не сдаваться. Людмила последовала этому совету и в один из таких вечеров с его поздним возвращением в ультимативной форме потребовала от него извинений, сказав, что "если ты не захочешь этого делать, то убирайся туда, откуда пришел". К ее удивлению Борис зашел в свою комнату, закрылся, что-то делал (как выяснилось, собирал вещи), затем вынес чемоданы и молча вышел из квартиры.

Две недели Людмила ждала звонка, но когда поняла, что не дождется, позвонила сама и натолкнулась на спокойный, но твердый отказ мужа разговаривать. На этот раз не помогли ни запоздалые извинения, ни слезы, ни уговоры. Так Людмила оказалась у меня с просьбой помочь ей восстановить отношения. Однако и я отказался участвовать в такой помощи до тех пор, пока Людмила не осознает и не почувствует всю степень своей вины и ответственности за произошедшее, иначе любая помощь не сработает. Ей было очень трудно взглянуть на себя со стороны под другим углом зрения, однако пришлось. Пока я не убедился, что она действительно раскаялась в своих многолетних издевательствах над мужем, я не взялся за помощь. Людмила была вынуждена составлять списки всего дурного, что она сделала, ходить в церковь и мысленно проживать все те отрицательные эмоции, которые она ему доставила за всю жизнь (в индийском ашраме, где я научился этой мошной очистительной духовно-психологической технике, она называлась необычно – "надень туфли другого человека"). Однако когда сдвиг произошел, Людмила во многом была уже другим человеком.

Затем начался следующий этап работы: Людмила должна была вспомнить, какой тип женского поведения более всего восхищал мужа, что ему нравилось в других женщинах. Выяснилось, что она совершенно этим не интересовалась. За консультациями и советами по этому поводу она была вынуждена, преодолевая гордыню, обратиться к матери мужа, которая тоже болезненно переживала случившееся и уговаривала сына подумать о будущем. Людмиле пришлось заново пересмотреть всю свою жизнь, чтобы добыть крупицы этих знаний о вкусах мужа. Затем мы работали с ней над созданием и энергетическим усилением ее нового образа во взаимоотношениях с ним, более привлекательного, чем прежде и учитывающего его желания и пристрастия. И только после этого она поехала к его матери, дождалась его возвращения с работы, имела с ним длительный разговор, в результате которого привела его ко мне, как мы и планировали.

Умение специалиста помочь одному супругу вернуть ушедшего домой, основано на использовании многообразных методов. Защитить семью от развода значительно труднее, нежели защитить самого себя и свое самолюбие во время очередной ссоры, в которой очевидно в той или иной степени виноваты обе стороны.

Каковы общие принципы и методы защиты от психологических и психоэнергетических нападений в семье?

Выясните, какой тип несовместимости преобладает в вашей семье, и подумайте, какие удары преобладают. В зависимости от этого выстраивайте стратегию защиты. Важно, чтобы вы поняли, какая сфера жизни или же часть личности у вас хромает, и попытались бы ее подтянуть до должного уровня.

Постарайтесь избежать конфликта и разрядить обстановку, если вопрос не принципиальный, а сознание супруга временно помрачено обидой или раздражением на вас.

Попытайтесь понять глубинную мотивацию и логику поведения агрессивного супруга и занять правильную позицию в конфликте.

Не допускайте раздражения и злобы в ответ на психологические удары неуравновешенного супруга, бессознательно излучающего негативную психоэнергетику, проявляющуюся в данной реакции, лучше отнеситесь к нему со спокойным состраданием.

В случае крайней необходимости или неизбежности не бойтесь идти на конфликт, ибо он вскрывает зреющий нарыв неправильно подавленной энергии, но при этом не забывайте, что худой мир лучше доброй ссоры.

(Сергей Ключников "МАСТЕР ЖИЗНИ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: