Tuesday, December 1, 2009

Советы фершала Ерофеича: Настройте себя на радость!



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(МАРСИ ШИМОФФ, КЭРОЛ КЛАЙН "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОБРЕТЕНИЮ СЧАСТЬЯ")

Настройте себя на радость!

Какая замечательная жизнь у меня была! Хотелось бы только поскорее осознать это!
Колетт, французская писательница XX века

Один старый индеец чероки рассказал своему внуку о борьбе, которая происходит в душе человека. Он сказал:
— Малыш, в нас борются два волка. Один представля­ет собой Несчастье — страх, тревогу, гнев, зависть, тос­ку, жалость к себе, обиду и неполноценность. Другой волк представляет Счастье — радость, любовь, надежду, безмя­тежность, доброту, великодушие, истину и сострадание.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старый чероки ответил просто:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Из-за врожденной склонности лучше запоминать нега­тивные мысли, чувства и переживания, чем позитивные, мы часто кормим не того волка. Когда наш мозг пред­ставляет собой тефлоновую поверхность для положитель­ных эмоций, счастье с нее просто «соскальзывает». Что­бы стать счастливее, вам нужно немного «уравнять счет», для этого настраивайте себя на радость.

Первый раз я услышала это выражение от Джеймса Бараца, когда стала ходить на его знаменитые курсы «Пробуждение радости», десятимесячную эксперимен­тальную программу, целью которой было развить естест­венную способность испытывать счастье. На первом уроке Джеймс сказал нам, что цель курса — настроить себя на радость. Он советовал нам больше энергии и внимания уделять благоприятным мыслям.

Склонить разум к радости можно, если придать теф­лону шероховатости — тогда ваши позитивные пережива­ния будут «приклеиваться» к вам сильнее, чем негатив­ные. Когда я начала сознательно настраивать себя на ра­дость и замечать маленькие и большие всплески счастья, которые раньше ускользали от меня, я немедленно почув­ствовала себя счастливее. Через какое-то время мое счастье стало расти в геометрической прогрессии, так как из «закона притяжения» мы знаем, что замечать и ценить уже существующее счастье означает привлечь в свою жизнь еще больше положительных эмоций.

Я заметила, что сложно настроиться на радость при недостаточном самоуважении.

Соцопросы показали, что у двух из трех человек в Америке низкая самооценка. Моя подруга Леонора Бойл — тренер по трансформационной жизни и преподаватель «Метода выбора», действенного приема, который помогает людям избавиться от негатив­ных убеждений. Поработав с тысячами женщин и муж­чин, она поняла, что самое широко распространенное убеждение — это «я никуда не гожусь». Еще со времен мо­ей работы на семинарах по самооценке я знаю, что такая жесткая внутренняя критика ограничивает наше ощуще­ние счастья.

Лиза Николе — энергичный лектор-мотиватор и уча­стник фильма «Секрет» — много лет боролась с ком­плексом неполноценности. Несмотря на то что сегодня она входит в мой список «ста счастливчиков», ей приш­лось хорошенько поработать, чтобы преодолеть барьеры на пути к счастью. Ее история — о том, как, настроив себя на радость, она смогла справиться с многочисленны­ми «автоматическими негативными мыслями».

История Лизы.

Женщина в зеркале

Много лет я чувствовала себя несчастной, потому что понимала, что мне раздали проигрышные карты. Кофей­ный цвет моего лица, толстые губы и полные бедра не соответствовали идеалам красоты, которые я видела по телевизору или в фильмах. В детстве я пользовалась пра­вом на бесплатное питание в школе, так как была из бед­ной семьи и вдобавок ко всему жила на юге центральной части Лос-Анджелеса, в бедном квартале с высоким уров­нем преступности.

Каждое утро я просыпалась в плохом настроении. Я хо­тела того, чего у меня не было, — абсолютно невозмож ных вещей. Я хотела выглядеть, как Фарра Фосетт. Невы­полнимо. В шестнадцать лет я хотела иметь машину, так как многие мои школьные друзья уже ездили на них. Не­выполнимо. Я хотела жить в Беверли-Хиллз. Опять невы­полнимо. Чтобы как-то компенсировать это, я решила стать супер успешным человеком: я была капитаном коман­ды по легкой атлетике, капитаном болельщиков, главным редактором моего ежегодно издаваемого альбома и аль­бома студенческого совета. Но этого было мало. Мои не­достатки значительно превышали мои достоинства, по крайней мере, мне так казалось.

Десятилетиями я анализировала то, что мне в себе не нравилось, и из-за этого успела принять много глупых решений. Иногда я позволяла себе откровенничать с не­подходящим сотрудником, но после таких встреч часто чувствовала себя опустошенной, как никогда.
Все это продолжалось до тридцати лет, пока я не пе­рестала ждать от других любви и признания. Однажды мой друг обратил мое внимание на то, что слово «бли­зость» можно понять как «вижу в себе». Ух ты, это ме­ня просто пробудило! Могу ли я найти любовь в себе?

Я вставала перед зеркалом, смотрела себе в глаза и спрашивала: «Кто такая Лиза?» Ответы были простые и честные: женщина с толстыми губами, полными бедрами, темной кожей и прической в африканском стиле. Женщи­на, которая годами боролась со своим весом, разорвала насильственные отношения, ищет свое духовное начало и установила связь с богом.

Столько всего можно было любить в этой женщине. Я смотрела себе в глаза и говорила: «Я горжусь тем, что ты...» Я говорила о важных для меня делах, которые уда­лось осуществить. Я перечисляла вещи, которые могла бы добавить к своему резюме, и те, которые не смела доба­вить. «Я горжусь тем, что ты отдалилась от своей семьи, чтобы начать собственное дело. Я горжусь тем, что ты избавилась от насильственных отношений. Я горжусь тем, что ты осознала проблему своего веса. Я горжусь тем, что ты никогда не сказала ни единого плохого слова в адрес отца своего сына. Я горжусь тем, что ты работаешь с подростками и помогаешь им...» Мне так нравилось со­средоточиваться на этих событиях!

Я стояла перед зеркалом и признавала, любила, пре­возносила себя. Я начала воспевать большие и малые свои дела, даже самые крошечные. «Я горжусь тем, что ты сделала десять приседаний сегодня утром». Я праздновала грандиозные и незначительные события. Я даже могла плакать, но продолжала повторять: «Я горжусь тем, что ты...» — пока не израсходовала весь запас похвал.

До этого упражнения я раньше, конечно, тоже гляде­ла на себя в зеркало. Я изучала свое лицо, оплакивала каждую неровность лба, ненавидела свои толстые губы и вьющиеся волосы. Я смотрела на свою внешность, кото­рую, как мне казалось, люди осуждали, и сама ее осуж­дала.

Сейчас я видела в зеркале то же отражение, но те­перь на улице меня провожали другими глазами. Глазами, которые искали во мне красоту и доброту и находили их. С течением времени удовлетворение собой сделало меня сильнее, и я начала больше любить окружающих.

Я до сих пор каждый вечер делаю это упражнение и удивляюсь, сколько любви и сострадания я чувствую к женщине в зеркале. Иногда, когда я путешествую, я неза­метно достаю свое карманное зеркальце (на заднем сиде­нье такси или в любом другом месте) и упражняюсь. Воз­можно, по стране ходят какие-то слухи о том, что я не­много странная, но мне все равно. Это стоит того, чтобы чувствовать себя счастливой.

Недавно со мной произошел случай, который показал, какое это важное умение. Несколько месяцев назад я ку­пила новую машину. На следующий день, довольная своей новой игрушкой, я ехала по скоростной автостраде. Ко­гда я решила съехать с основной дороги, машина начала терять скорость и производить странные звуки. «Только не это, — подумала я. — Что случилось с моей новой машиной?» Она сначала чихала, потом заглохла.

Я страшно разозлилась! Я вылезла из машины и в своих чудесных босоножках на высоком каблуке и класс­ных солнечных очках направилась вниз по дороге к бен­зоколонке. Я вошла в служебное помещение и обратилась к сотрудникам: «Моя машина сломалась. Не будете ли вы так любезны посмотреть, что с ней случилось?» Один из служащих поднялся со мной вверх по дороге, вставил ключ в зажигание и повернул его. Затем посмотрел на меня уничтожающим взглядом и сказал: «Ваша машина не сломана, мэм, у вас кончился бензин». Я была в шоке. Сразу же достала свой мобильный телефон и позвонила торговому агенту. Я сказала ему: «Я купила у вас машину вчера, заплатила за нее кучу денег, а в ней нет бензина». Секунду поколебавшись, он ответил: «Мэм, в мои обязан­ности не входит наполнять ваш бензобак».

Его ответ здорово изменил мою жизнь. Он был абсо­лютно прав. Я прозрела: ведь никто не несет ответствен­ность за наполнение бензобака — в моей машине или в моей жизни!
Сегодня внимание к моим положительным сторонам помогает мне наполнять мой собственный «резервуар люб­ви». Те годы, когда я направляла любовь на свое отраже­ние в зеркале, щедро окупились. Я не только люблю Ли­зу — она мне действительно очень нравится. Я знаю, что я не должна относиться к ней жестоко. Я не должна чув­ствовать себя несчастливой из-за каких-то обстоятельств, я должна любить себя на протяжении всего моего жиз­ненного пути.

Упражнение перед зеркалом

Вам не кажется глупой или неудачной идея встать пе­ред зеркалом и начать превозносить свои положительные качества? Кажется, не правда ли?

Это знак того, что нужно обязательно попробовать выполнить такое упражнение.

Я и мой соавтор Кэрол познакомились с этой техни­кой в 1990 году, когда проходили недельный тренинг по самооценке у Джека Кенфилда. Джек дал упражнение в качестве домашнего задания, мы должны были выполнять его каждый вечер. Он говорил нам: «Убедитесь, что дверь в вашу комнату плотно закрыта, чтобы никто не увидел вас и не подумал, что вы сошли с ума». В период обуче­ния мы с Кэрол жили под одной крышей, поэтому каж­дый вечер поочередно ходили в ванную, закрывали дверь и шептали всякие нежности своим отражениям: «Я люб­лю тебя», «Ты красивая», «У тебя любящее сердце».
В первый же вечер я почувствовала себя как сума­сшедшая последовательница течения «нью-эйдж» в Кали­форнии. Однако вскоре опять ощутила наплыв тоски. Я была таким мастером самокритики, почему же оказа­лось так тяжело себя хвалить?

Со временем становилось все легче перечислять причи­ны хорошего отношения к себе: «Ты умная», «Ты прила­гаешь все усилия, чтобы помочь другим» и так далее. Но настоящую силу это упражнение возымело, когда я на­училась ценить себя просто так, без всякой причины, смотреть себе в глаза и безоговорочно любить себя та­кой, какая я есть.

Осознанное признание своих позитивных черт может льстить нам. Но наше воспитание не позволяет нам хва­статься, поэтому все заканчивается тем, что мы не дове­ряем себе, не признаем себя или даже еще хуже — мы обходимся с собой жестоко, закрываем сердце, наша энергия сжимается, и — вы уже догадались — уровень нашего счастья падает. Ничего нет странного в том, что счастливые люди относятся к себе с состраданием и при­знанием, ободряют себя. Это не имеет ничего общего с высокомерием или эгоцентричностью. Они ценят и прини­мают себя такими, какими являются. Такие чувства под­нимают наш уровень счастья.

■ Замечаем позитивные стороны

Чтобы настроить себя на радость, старайтесь замечать и запоминать приятные переживания. Первое, что вы должны сделать, это сознательно решиться на их поиски. Поиграйте с собой в такую игру. Замечайте все позитив­ные события вашей жизни: любые положительные мысли, все, что вы видите, чувствуете, слышите, пробуете на вкус. Приятные запахи, которые вы учуете; победы, которые вы одержали; достижения в понимании чего-либо; прояв­ления ваших "творческих способностей — это могут быть самые разные вещи. Такое стремление замечать хорошее приводит в действие ретикулярную активирующую систе­му (RAS), группу клеток в стволе головного мозга, отве­чающую за сортировку большого количества поступающей информации и донесение важных данных до нашего вни­мания. Случалось с вами когда-нибудь, что вы покупали машину и начинали замечать эту марку машины повсюду?

Так работает ретикулярная активирующая система. Те­перь вы можете использовать ее, чтобы быть счастливее. Когда вы решите искать положительные стороны во всем, система поможет вам замечать их.

Адель, которая входит в мой список «ста счастливчи­ков», рассказала мне о своем уникальном методе заме­чать положительные события. Во время своих поездок в течение дня она как бы раздает премии: премия самой воспитанной собаке, премия самому живописному ланд­шафтному дизайну закусочной «на ходу», премия самому вежливому водителю. Это развивает ее наблюдательность по отношению к красоте и положительным событиям, происходящим вокруг. Очарованная таким подходом, я попробовала применить его в своей жизни. Он мне так понравился, что я даже решила включить его в качестве упражнения в эту часть книги.

Как только заметите что-то хорошее, остановитесь, чтобы осознанно этим насладиться. Пропустите впечатле­ние глубоко в себя и чувствуйте. Сделайте из него нечто большее, чем просто умственное наблюдение. Если воз­можно, потратьте около тридцати секунд на то, чтобы впитать ощущение счастья. Если же хотите ускорить про­гресс, каждый день тратьте время на перечисление ваших побед, достижений, того, что цените в других людях или в себе. Это сместит соотношение «липкая — тефлоновая поверхность» в вашей голове в сторону счастья.

В беседе с Полем Шилом, специалистом в области развития человеческого потенциала и автором книги «Ес­тественная гениальность», я узнала, что запоминать по-
зитивные стороны жизни намного лучше можно с помо­щью подсознания, которое ответственно за 90 процентов наших мыслей. Каждый день мы подвержены натиску от­рицательных образов и сообщений из внешнего мира, вторгающихся в нас на подсознательном уровне. Дейст­венный способ препятствовать этим коварным негативным мыслям — использование аудиопрограмм для самосовер­шенствования «Паралиминал Рекордингс» (техника «ди­хотомическое предъявление»), которые работают на уров­не нашего подсознательного восприятия. В этих записях используются различные голоса в сочетании с музыкой и научно обоснованными техническими приемами, воздейст­вующими на мозг. Эти программы, которые вы слушаете через стереонаушники, созданы для того, чтобы работать одновременно с обоими полушариями мозга и менять ва­ши сознательные убеждения, в то время как вы просто расслабляетесь и слушаете. Я считаю использование этих программ простым способом настроить себя на радость.

Опирайтесь на мысль, которая делает вас счастливее

Идея настроить себя на радость похожа на то, что доктор Мартин Селигман, директор Центра позитивной психологии при Университете Пенсильвании, которого считают отцом-основателем позитивной психологии, назы­вает «приобретенным оптимизмом». В своей книге с тем же названием Селигман обращает внимание на обширный комплекс исследований, подтверждающий его тезис о том, что можно научиться быть оптимистом.
Один из самых эффективных способов настроить себя на радость — это опираться на мысль, которая делает вас счастливее. Когда в следующий раз вы столкнетесь с затруднительной ситуацией, дающей толчок негативным мыслям и неприятным чувствам, найдите правдивую мысль, которая заставит вас почувствовать себя лучше, и поло­житесь на нее. Классический критерий оптимизма — ко­гда человек видит, что стакан наполовину полон, а не на­половину пуст. Это отличный пример того, как можно опереться на столь же правдивую, сколь и положитель­ную мысль.

А вот вам другой пример, уже из моей собственной жизни. Уверена, что у вас такое тоже было. Однажды я сидела за компьютером, стараясь настроиться на работу, и во мне возникла негативная, провальная мысль: «Я не успею сделать этот проект вовремя».
Я заметила, какое влияние она на меня оказала: я по­чувствовала себя утомленной, меня затошнило, я запани­ковала. Все это никак не помогало мне справиться с труд­ностями.
Тогда я стала искать столь же правдивые мысли, от которых могла бы почувствовать себя лучше: «Мне всегда удается справляться с трудностями. Я могу попросить по­мощи. Чем больше я отдыхаю и расслабляюсь, тем боль­ше идей у меня возникает». Я настроила себя на радость, положившись на эти мысли. Они дали мне ощущение рас­ширенной энергии и уравновешенности.

Пожалуйста, заметьте, что я не говорю о навязывании позитивной мысли или механическом повторении утвер­ждения: «Я смогу сделать это вовремя, я смогу сделать это вовремя, я смогу сделать это вовремя». В этом случае все равно вы чувствуете, что не сделаете работу вовремя. Такой подход несет в себе некоторую долю борьбы с не­гативными мыслями, так как похож на перебранку в ва­шем мозгу: кто победит — не могу или могу. Очевидно, что победителем будет тот, кто громче кричал.

Когда же вы опираетесь на хорошую мысль, вы не пытаетесь никого ни в чем убедить. Вы просто смещаете фокус вашего внимания с негативного взгляда на ситуа­цию к позитивному взгляду.

Как правильно заметил старый индеец чероки, побеж­дает тот волк, которого вы кормите. Привыкайте кормить счастье.

Упражнение

Ежедневные «счастливые премии»

1. В течение дня присматривайтесь к окружающей обстановке с целью раздать премии.
2. Будьте изобретательны. Например, если вы смот­рите на цветы, найдите тот цветок, который может получить премию «Самый необычный цвет», или тот, который должен был бороться, чтобы выжить, и при­судите ему премию «Цветение дня». Ищите необыч­ные улыбки, квалифицированное обслуживание или оригинальные решения каждодневных проблем. Вас никто не ограничивает в выборе типа и количества премий.
3. Предложите членам семьи или друзьям поиграть в эту игру, а в конце дня расскажите друг другу про премии, которые присудили.

(МАРСИ ШИМОФФ, КЭРОЛ КЛАЙН "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОБРЕТЕНИЮ СЧАСТЬЯ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: