Sunday, October 11, 2009

Советы фершала Ерофеича: НЕ ПРИДАВАЙТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕМУ, О ЧЕМ ДУМАЕТЕ!



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(МАРСИ ШИМОФФ, КЭРОЛ КЛАЙН "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОБРЕТЕНИЮ СЧАСТЬЯ")

НЕ ПРИДАВАЙТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕМУ, О ЧЕМ ДУМАЕТЕ!

Разум может превратить Рай в Ад или Ад в Рай. Джон Мильтон, английский поэт

Однажды я услышала разговор уважаемого мудреца с мужчиной, одетым в дорогой костюм за 3000 долларов, обутым в первосортную обувь и увешанным золотыми драгоценностями. Этот человек спросил: «Что мне нужно отдать, чтобы испытать настоящее счастье и внутреннее спокойствие?»

Мудрец ответил: «Есть хорошая новость и плохая. Хо­рошая новость: вам не надо расставаться с вашими веща­ми. Бедность не приведет вас к счастью. Плохая новость: вам придется поступить еще хуже. Вам придется рас­статься с вашим образом мыслей».

Оставить мой образ мыслей? Это не все равно, что попросить бросить дышать? Тем не менее это не так тя­жело, как кажется. Мои исследования, мой собственный опыт и интервью со «ста счастливчиками» научили меня некоторым эффективным приемам, которые помогают из­менить наше мышление. В этой главе я дам вам техники, позволяющие разуму поддерживать счастье, а не вредить ему. Они укрепляют опору разума, то есть обеспечивают следующий этап строительства «дома для счастья».

Пугающая математика разума
Сколько раз за день вас посещают негативные мысли?
«Я никуда не гожусь».
«Мой муж/моя жена не любит меня».
«Мне не нравится, как я выгляжу».
«Боюсь, я не смогу оплатить счета».
«Моя дочь меня не уважает».
«Я такой глупый».
«Я не выношу свою работу».

Если вы похожи на большинство людей, то, скорее всего, очень часто. Со всеми этими негативными мыслями сложно оставаться счастливым.

Наш разум, который состоит из наших мыслей, убеж­дений и внутренних диалогов, постоянно работает. По данным ученых, у нас в голове рождается около 60 000 мыслей в день. Это одна мысль в секунду в течение каж­дого часа бодрствования. Неудивительно, что мы так ус­таем к концу дня!

И что самое поразительное, из этих 60 000 мыслей 95 процентов занимают мысли, которые уже возникали вче­ра, позавчера и три дня назад. Ваш разум похож на про­игрыватель, воспроизводящий одну и ту же пластинку снова и снова (iPod — для тех, кому меньше тридцати). Речь о том, что вы как бы застряли в колее...

Все было бы не так плохо, если бы не статистика: 80% мыслей среднего человека носят негативный харак­тер. Это означает, что каждый день большинство людей прокручивают про себя более 45 000 негативных мыслей! Доктор Даниэль Амен, всемирно известный психиатр и специалист в области визуализации мозговых процессов, называет их «автоматические негативные мысли».

Неудивительно, что эти негативные мысли, кишащие в вашем уме, оказывают на вас глубокое психологическое воздействие. Исследователи Национального института здо­ровья среди прочего измерили ток крови и характер ак­тивности мозга. Они открыли, что негативные мысли сти­мулируют активность тех его областей, которые обеспечи­вают состояния депрессии и тревоги. С другой стороны, позитивные мысли успокаивают и благоприятно воздейст­вуют на мозг. Негативные мысли можно сравнить с ядо­витым веществом, а позитивные — с лекарством. В сле­дующей схеме вы увидите, как мышление расширяет или сужает нашу энергию, влияя на наше счастье.

Правда о ваших мыслях

Хорошая новость: чтобы тысячи негативных мыслей, возникающих ежедневно, не погубили нас, нам вовсе не нужно стараться избавиться от каждой мысли в отдель­ности. Все гораздо проще. Секрет заключается в том, чтобы поверить в удивительный факт:

ВАШИ МЫСЛИ НЕ ВСЕГДА ПРАВДИВЫ.

Звучит довольно просто, но это принципиально новая идея, которая может изменить наше будущее. Мы так привыкли верить в правдивость наших мыслей и автома­тически реагировать на них, что даже не отдаем себе в этом отчета. Я помню тот день, когда совершила это от­крытие.

Это было много лет назад. Я уже провела большую часть своей презентации перед аудиторией в 450 человек, переполнявшей танцевальный зал гостиницы. У меня были влажные ладони, и сердце бешено колотилось — я потер­пела огромную неудачу. Почему я так думаю? Потому что мужчина в третьем ряду недвусмысленно дал мне это понять. Он сидел неподвижно, руки были скрещены на груди. Он не смеялся ни над одной моей шуткой. Ни ма­лейшего кивка головы в знак понимания. Мне кажется, я заметила, как он вращал глазами. Меня начало мутить. Он ненавидел все, что я делала. Он ненавидел меня.
Я испугалась, увидев, что он устремился на сцену в тот момент, когда я заканчивала свою презентацию.

Я приготовилась к резкой критике моего неудачного док­лада. Вместо этого он подошел вплотную и протянул мне руку. «Спасибо вам огромное, — сказал он осипшим от волнения голосом, — эта лекция изменила мою жизнь».

Я чуть не упала — он вовсе не ненавидел меня, это мои негативные мысли выбили меня из колеи! Вот тогда я поняла, что мой разум — мой вечный спутник в радости и в горе, во взлетах и падениях — не всегда говорит правду. То же самое и у других людей. Пока мы не осознаем это, дорога к «счастью без причины» для нас закрыта.

Вы же не верите всему, что слышите? Конечно, нет. Вы также не верите всему, что читаете. В наше время спецэффектов и «Фотошопа» вы, само собой, не можете верить всему, что видите. Поэтому...

НЕ ВЕРЬТЕ ВСЕМУ, О ЧЕМ ДУМАЕТЕ!

Мысли — это только масса энергии, сформированная в нашем мозгу нейрохимическими явлениями, которые могут быть выражены электрическими импульсами и час­тотами волн. Ваши мысли не всегда передают вам точную картину реальности, в то время как ваш мозг продолжает их транслировать. Когда вы прольете свет на ваши нега­тивные мысли и увидите, что не надо им верить, их сила ослабнет, и они не смогут больше причинять вам страда­ния.

Вы никогда не задавались вопросом, почему наши не­гативные мысли изначально имеют над нами такую власть?

Мы просто так устроены. Проблема является результатом наших примитивных механизмов выживания, которые вы­шли из-под контроля.

Липучка против тефлона

Во времена, когда пещерный человек Уго и его жена миссис Уго пытались выжить и вырастить маленьких Уго, им приходилось уделять больше внимания потенциальным угрозам, чем положительным событиям, чтобы избежать опасности и не быть съеденными, например, саблезубым тигром.

Избирательное внимание к негативным сторонам жиз­ни позволило мистеру и миссис Уго и их детям выжить. Чтобы прожить долгую жизнь, лучше было настороженно реагировать на любое пустяковое событие, даже если оно оказывалось потом безобидным, чем не заметить что-то по-настоящему смертельно опасное. Нашими предками были «нервные Нэлли» и «напуганные Фрэнки». Люди, которые более расслабленно относились к этим потен­циально опасным ситуациям, обычно не успевали завести детей и передать им свои гены.

Сегодня, несмотря на то что нам не нужно больше бояться тигров (по крайней мере, в моем окружении), мы запрограммированы на то же самое: больше внимания мы уделяем негативным сторонам жизни, чем позитивным. Как мне объяснил психолог и исследователь мозга доктор Рик Хэнсон, наши мозги «липнут к отрицательному и от­талкиваются от положительного». Наши негативные пере­живания пристают к нам, как на липучке, а позитив­ные — соскальзывают с нас, как с тефлоновой поверхно­сти. На самом деле ученые открыли, что требуются многочисленные позитивные переживания, чтобы преодо­леть одно негативное! Такое устройство человеческой психики губительно для нашего счастья.

Помните, что случилось со мной во время моей лек­ции? Согласитесь, что требовался особый талант, чтобы не замечать 449 человек, которые на протяжении всей моей презентации смеялись, улыбались, кивали головами, и сосредоточить все внимание на одном мужчине, кото­рому, как я ложно полагала, не нравилась моя речь. Я думаю, с вами не раз случалось нечто подобное. Получив десять комплиментов и одно оскорбление — что вы за­помните лучше? Если вы похожи на большинство людей, вы проживете несчастную жизнь, часами переживая из-за оскорблений и не замечая большого количества позитив­ных событий. Эту склонность острее реагировать на тре­вожные мысли и переживания психологи называют «нега­тивным смещением».

Психолог доктор Джон Качоппо из Университета Чи­каго изучал эту тенденцию в своем исследовании, изме­ряя электрическую активность области мозга, отвечающей за обработку поступающей информации. Каждому испы­туемому он показывал три типа изображений. Один ряд картинок вызывал позитивные чувства (спортивные маши­ны, вкусная еда), второй — негативные (страшные и тре­вожные образы), третий — нейтральные (повседневные предметы, такие, как тарелки, сушилка). Волны электриче­ской активности были значительно выше, когда люди смот­рели на изображения, провоцирующие негативные эмоции. Негативное восприятие сильно действует на мозг.

Ученые начинают понимать физиологическое обоснова­ние «прилипчивости» наших негативных переживаний. Тут участвует миндалевидное тело — часть сигнальной системы нашего мозга, участвующая в реакции «борьбы или бегст­ва». Чтобы узнать больше об этом процессе и ближе по­знакомиться с мозгом и его работой, давайте наденем бе­лые халаты и войдем в медицинскую лабораторию.

Адреналин и возбудимое миндалевидное тело

Вы наверняка думаете, что сейчас должно последовать детальное объяснение процесса, изложенное точным на­учным языком с использованием большого количества терминов, которое потребует от вас работы со словарем. Не знаю, как насчет вас, но во время таких разъяснений у меня бывает довольно глупое выражение лица, а мой разум хочет уехать в продолжительный отпуск на Бага­мы. Нет-нет, «детального объяснения» не будет, вместо этого я вам предлагаю короткий обзор сигнальной систе­мы мозга и ее влияния на наше тело.

Независимо от того, участвует миндалевидное тело в реакции «борьбы или бегства» или нет, в случае действи­тельной или мнимой опасности частота сердцебиений у человека увеличивается, в кровоток выбрасывается адре­налин и другие гормоны стресса. Согласно последним ис­следованиям, проведенным доктором Джимом Макгау из Университета Калифорнии в Ирвине, адреналин оставляет более сильные воспоминания в нашем мозгу, чем гормоны удовольствия. Это означает, что ваши тревожные ощуще­ния «химически перегружены» и остаются с вами дольше, чем приятные переживания.

Ухудшает ситуацию то, что миндалевидное тело мно­гих из нас слишком восприимчиво (возбудимо), то есть оно чаще и охотнее выделяет адреналин, чем требуется. Следствием этого является наша способность заводиться с полуоборота, легко впадать в панику и в целом делать из мухи слона. Человека с возбудимым миндалевидным телом легко определить по его поведению: как правило, такие люди — буйные и мнительные, это паникеры, хро­нические жалобщики.

Когда миндалевидное тело находится в постоянной лихорадочной активности, оно расширяет негативные ней­ронные пути в нашем мозгу. Мы наполняемся негативны­ми мыслями и начинаем беспокоиться, воображая снова и снова нежелательные события, испытывая тревогу и не­счастье. Мы рассказываем сами себе истории, основанные на, как я это называю, «засевших в голове старых убеж­дениях».

Возбудимое миндалевидное тело отрицательно влияет на здоровье. Если оно постоянно участвует в реакции «борьбы или бегства», химические продукты стресса, вы­пущенные в кровь, накапливаются. Саблезубых тигров, пугавших наших предков, в современном мире заменили опасные ситуации на дорогах, конфликты с начальником или сотрудниками, ссоры с мужем или женой. Эти повсе­дневные «опасности» запускают гормоны «борьбы или бегства», но они не требуют от вас бегства в безопасное место или драки с кем-либо, то есть тех физических дей­ствий, на которые раньше расходовались химические про­дукты стресса. Теперь эти вещества накапливаются в ор­ганизме, создавая усталость и вызывая болезни.

Слишком восприимчивая сигнальная система может навредить вашему здоровью и значительно понизить уро­вень вашего счастья, пока вы не научитесь управлять ею. Обучая мозг новым приемам.

Хотя вы запрограммированы на то, чтобы притягивать негативное и иметь высокочувствительную сигнальную систему, у вас есть надежда на увеличение уровня сча­стья. В отличие от мозга собаки человеческий мозг может «выучить» новые приемы. Изменение мыслей ведет к из­менению биохимии мозга и, возможно, структуры ДНК.
Исследования, проведенные доктором Ричардом Дэ­видсоном, директором Лаборатории эмоциональной нейробиологии в Университете Висконсина в Мэдисоне, с ко­торым вы уже встречались в первой главе, показали, что разные новые мысли создают новые нейронные проводя­щие пути. Когда мы меняем образ мыслей, чтобы поддер­живать счастье, негативные нейронные пути суживаются, а позитивные пути расширяются. Становится легче думать о положительных вещах.

Годами считалось, что наследственный компонент в нашем уровне счастья — 50 процентов, определяемые струк­турой ДНК, — не может быть изменен. Однако Брюс Липтон, молекулярный биолог и автор книги «Биология веры», считает, что состав ДНК не настолько постоянен, как мы думаем. В своем любопытном исследовании он предполагает, что позитивные и негативные мысли влияют на ДНК. Это еще одно доказательство того, что наше мышление может «перенастроить» наш уровень счастья.

Я не говорю о принятии желаемого за действительное или простом решении быть счастливым. Не нужно приклеивать улыбку на лицо, чувствуя боль, или покрывать сгоревший пирог слоем глазури. Негативные эмоции все еще с вами. Я говорю о возможности высшего мозгового центра и коры головного мозга изменить «негативное смещение» и «победить» примитивную сигнальную сис­тему.

Пускаем в ход кору головного мозга

Согласно последним исследованиям, счастье «живет» в коре головного мозга, в левой префронтальной области, если быть точной. У счастливых людей повышена актив­ность этой области, у людей же, склонных к тревоге, стра­ху и депрессии, повышена активность правой префрон­тальной области. Когда речь идет о счастье, вы не може­те обмануть свою природу. Психолог доктор Джеймс Хардт, один из лучших специалистов в области волн, из­лучаемых мозгом, объяснил мне, что активность мозговой волны счастливого человека отличается от активности аналогичной волны несчастливого человека. Его исследо­вание показало, что у людей, которые меньше реагируют на пугающие сигналы миндалевидного тела, большую ак­тивность проявляют альфа-волны.

Счастливые люди не переполнены негативными мысля­ми и не включают постоянно реакцию «борьбы или бег­ства», их привычки позволяют относиться ко всему про­ще при помощи высшего мозгового центра и коры головного мозга. Из интервью со «ста счастливчиками» я поняла, что они не верят всему, о чем думают.

• Они более скептически настроены по отношению к негативным мыслям. Они подвергают сомнению тре­вожные сигналы и отвергают их, когда это необхо­димо.
• Они не борются с негативными мыслями. Они зна­ют, что зачастую это побочное действие их «нега­тивного смещения» и что можно возвыситься над разумом и выбросить их из головы.
• Они глубже запечатлевают позитивные мысли и на­слаждаются позитивными чувствами.

Вот три «счастливые привычки», которые помогут вам создать новые нейронные пути в своем мозгу.

«Счастливые привычки разума»:
1. Задавайте вопросы вашим мыслям.
2. Возвысьтесь над разумом и выбросите из головы лишнее.
3. Склоняйте свой разум к радости.

(МАРСИ ШИМОФФ, КЭРОЛ КЛАЙН "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОБРЕТЕНИЮ СЧАСТЬЯ")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: