Tuesday, October 6, 2009

Советы фершала Ерофеича: Резюме, базовые требования и правила оформления



Резюме, базовые требования и правила оформления

Резюме: базовые требования

Резюме – это своеобразный balance sheet, то есть персональный баланс кандидата, с его плюсами и минусами. Поэтому создание CV – не только необходимое техническое действие, но и полезное психологическое упражнение: обзор пройденного может помочь вам подкрепить уверенность в себе и/или задать себе пару полезных вопросов. Но для начала стоит разобраться с основными требованиями, а затем уже можно будет перейти к экзистенциальным вопросам.

В разных странах требования к резюме существенно отличаются друг от друга. Например, в Германии такой документ может занимать более двух страниц печатного текста, где указывается все, что человек пережил в жизни, начиная со школы (включая школьные оценки), и прикрепляется фотография. Иногда там требуют рукописное CV. В США резюме обязательно должно уместиться на 1 страницу, без фотографии, без указания возраста, национальности, так как все эти сведения могут расцениваться как попытка кандидата повлиять на решение менеджера по персоналу.

Нельзя составить документ, который удовлетворит требованиям всех эйчаров и подойдет для большинства вакансий.

В России, как правило, принято одностраничное резюме с изложением основных фактов профессиональной биографии. Нельзя составить документ, который удовлетворит требованиям всех эйчаров и подойдет для большинства вакансий, поэтому делайте сразу несколько вариантов. Лучше один раз вдумчиво отнестись к написанию CV, создать базовую полную версию, а потом корректировать и дополнять ее в соответствии с изменениями ваших запросов и пожеланий работодателей.

Мы попытались обобщить мнения наших экспертов и читателей относительно того, как должно выглядеть идеальное резюме.

Нацеленность на достижение конкретной должности

Лучше быть предельно лаконичным и конкретным. Не стоит писать фраз вроде: «Я хотел бы найти высокооплачиваемую работу в соответствии с моей квалификацией и образованием». Необходимо, с одной стороны, попытаться сказать как можно больше, но, с другой – позиция, на которую претендует соискатель, должна быть изложена предельно четко и ясно.

Образование

Эта графа является обязательной для заполнения. Нужно полностью расшифровывать название учебного заведения, если оно не широко известно, как, допустим, МГУ. Хотя стоит отметить, что уже в самой Москве есть два учебных заведения с похожим названием. МГУ – Московский городской университет и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Не следует в резюме ограничиваться фразами: «высшее», «среднее», «профильное». Обязательно указывайте год окончания учебы, в противном случае создается впечатление, что вы еще продолжаете учиться. Название факультета или специальности – также необходимая информация. Имеет смысл отметить наличие диплома с отличием, научной степени, а в некоторых случаях – указать тему дипломной работы или диссертации (если темы имеют непосредственное отношение к Вашей профессиональной деятельности).

Перечислите курсы и тренинги с датами проведения, названиями учебных заведений и полученными сертификатами. Если вы посетили много тренингов, то лучше выбрать из них наиболее значимые для вакансии, на которую претендуете, чтобы не перегружать основный раздел резюме. Всю дополнительную информацию, не относящуюся к вашей профессиональной деятельности, отметьте в соответствующем разделе.

Опыт работы

Достижения описываются в форме результата, в совершенном виде («сделал», «достиг»), а не в процессуальной форме («занимался»).

Следует перечислить места работы за последние 5–7 лет с указанием должностей, числа подчиненных, подробным описанием функций, обязанностей, достижений. Если название компании не очень известно на рынке, уточните, чем она занимается.

Например, «ООО "Лютики" – продажа цветочной продукции, владелец крупнейшей сети магазинов в городе N». Обязательно отметьте, какова была ваша формальная должность, и подробно опишите функциональные обязанности, область ответственности, сколько человек было в подчинении. Не стоит писать: «Обязанности – соответствующие занимаемой должности» или «Обязанности – согласно должностной инструкции», поскольку иногда одно и то же название может относиться к очень широкому спектру функций. В рамках работы в одной компании указывайте все должности, которые занимали, поскольку это наглядный показатель карьерного роста. Ваши достижения – это основной козырь. Обязательно укажите, чего достигли на предыдущих местах работ, например «объем продаж увеличился в 2 раза», «составлен бизнес-план и получено инвестиций на $1 млн», «подготовлена и внедрена система электронного документооборота», чтобы наглядно продемонстрировать работодателю успехи, которых вы достигли в профессиональном плане. Помните, что достижения описываются в форме результата, в совершенном виде («сделал», «достиг»), а не в процессуальной форме («занимался»).

Рекомендации

Дополнительным плюсом для работодателя служат рекомендации. Они демонстрируют вашу открытость и наличие профессиональных связей, а также, отчасти, уровень социальных контактов – что может быть особенно важно для некоторых сфер деятельности. Укажите имена 2–3 человек, которые могли бы дать вам характеристику. Если по тем или иным причинам вы не готовы включить информацию о таких лицах, ограничьтесь фразой: «Рекомендации предоставляются по запросу».

Дополнительная информация

Это последний раздел вашего резюме. Отметьте в нем ту информацию, которая не вошла в разделы «Образование» и «Профессиональный опыт», но характеризует вас как профессионала. Все сведения, предоставленные в этом разделе, должны быть направлены на решение главной задачи, стоящей перед соискателем на первом этапе поиска работы: приглашение на собеседование.

Имеет смысл кратко подчеркнуть свои сильные стороны, указать наиболее яркие проекты, достижения, награды, звания, которых вы были удостоены. Предоставьте сведения об общественной деятельности, публикациях, патентах, о членстве в какой-либо профессиональной ассоциации. Перечислите ваши публичные выступления на специализированных конференциях, семинарах, форумах. В некоторых случаях большое значение имеет готовность к командировкам, наличие личного автомобиля.

Адекватное описание личностных характеристик

Заполнение раздела «Личные качества» вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый, обладающий самодисциплиной и способный работать в команде, пунктуальный, быстро обучаемый, креативный – самые частотные качества, которые соискатели указывают (или приписывают себе). Настолько частотные, что эйчары просто перестают их замечать. Не зацикливайтесь на стандартных характеристиках – опишите то, что именно вы умеете делать особенно хорошо. Лучше сконцентрироваться только на тех качествах, которые сообщат работодателю действительно полезную информацию о вас как о профессионале.

Указывать ли возраст?

Необходимость заполнения этой графы вызывает у соискателей бурю эмоций. Некоторые работодатели не считают указание года рождения существенным фактом, а иногда даже рекомендуют пренебречь этими сведениями как лишними. Но бóльшая часть рекрутеров советует предоставить подобную информацию. Благодаря своему опыту эйчар-менеджер все равно высчитает примерный возраст, даже если это не отмечено в резюме соискателя: по дате окончания вуза или началу работы на первом месте и так далее.

Лучше сконцентрироваться только на тех качествах, которые сообщат работодателю действительно полезную информацию о вас как о профессионале.

По закону работодатель не имеет права отказать вам в приеме на работу на основании возраста. В то же время по некоторым позициям эта информация может пойти вам на пользу, поэтому тщательно взвесьте, в чем вы выигрываете и проигрываете, указывая дату рождения.

Зарплата

«Ожидаемый уровень месячного дохода» – довольно важная информация. По внутренней статистике сайта HeadHunter, это самый часто используемый критерий по поиску резюме в базе данных. Поэтому не стоит занижать ожидаемый уровень компенсации, но и указание нереально высоких цифр тоже не пойдет вам на пользу. Если у вас возникают сомнения относительно того, сколько вы стоите, имеет смысл обратиться в рекрутинговое агентство, где вам дадут квалифицированный совет.

Прежде чем приступить к созданию резюме, соискатель должен определить для себя, какие детали своей биографии он хочет изложить потенциальному работодателю максимально подробно, а описание каких периодов профессиональной деятельности, наоборот, сократить до минимума. Резюме – это способ конструирования, представления для себя и для работодателей вашего идеализированного «я». Делайте поправку на то, что читать этот документ будет человек, который, скорее всего, ничего о вас не знает. Поэтому старайтесь тщательно прописывать даже те вещи, которые кажутся вам очевидными. К примеру, если вы работали в госкомпании на топ-должности, то это не означает автоматически, что у вас есть связи в соответствующем министерстве.

Резюме: правила оформления

Выберите тип резюме

Прежде чем приступить к составлению резюме, следует определиться с его типом. Наиболее распространенными являются следующие:

Хронологическое - подразумевает перечисление в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, компаний, в которых вы работали, позиций, которые занимали, обязанностей, которые выполняли. Такой тип резюме подойдет для большинства кандидатов.Функциональное - содержит информацию о функциях и навыках, которые вы освоили за время трудовой деятельности, хронология занимаемых вами позиций не указана.Гибридное - включает перечень основных функций, которые вам приходилось выполнять, с указанием в обратном хронологическом порядке тех компаний, где вы работали.Таргетированное резюме руководителя - предназначается для конкретной вакансии, не содержит никакой дополнительной информации.

Резюме в текстовом формате - представляет собой упрощенную версию резюме, и предназначен, как правило, для пересылки по электронной почте «в теле» письма.
Резюме для временного (контрактного) работника - подходит для соискателей, у которых были периоды контрактной работы одновременно на нескольких работодателей.Удлиненное резюме руководителя - вариант для менеджеров топ-уровня, по объему превышает стандартные 1–2 страницы обычного резюме.

В любом случае, какой бы тип резюме вы ни выбрали, для достижения цели вам необходимо учитывать общие правила оформления такого вида документов.
Общепринятые стандарты

Нестандартное оформление «режет» глаза и затрудняет восприятие информации.
При оформлении резюме следует учитывать тот факт, что в большинстве случаев оно пересылается по электронной почте и просматривается затем на экране компьютера. Поэтому если резюме будет крайне неудобно для просмотра в обычных рабочих условиях, то вероятность того, что ваш отклик на вакансию будет прочитан работодателем, резко снижается. Следовательно, при составлении CV обратите внимание на необходимые стандарты, которым должен соответствовать создаваемый вами документ:

Одна страница формата А4.Распространенный шрифт: например, Times или Arial.Размер кегля – от 12 до 14 пунктов.Желательно оставить справа поля шириной 2 см, чтобы рекрутер имел возможность делать какие-то пометки.Оптимальный размер файла резюме – 100–150 килобайтов.

Так делать нельзя

Не стоит включать в резюме фотографии большого размера или громоздкие элементы оформления. Из-за подобных вложений вес файла значительно увеличивается. Вариант решения проблемы: предварительно разместив портфолио или фотографию на каком-нибудь специально предназначенном для этого интернет-ресурсе, вы можете вставить в резюме ссылку на адрес вашей странички. Если у вас такой возможности нет, то можно указать в разделе «Дополнительная информация» о готовности прислать потенциальному работодателю по электронной почте все необходимые свидетельства, подтверждающие вашу квалификацию. Ольга Демидова, руководитель направления «Юриспруденция» рекрутинговой компании Marksman, советует не прикреплять к резюме фото в неформальной обстановке (на отдыхе, на вечеринке и т. п.), поскольку CV – это визитная карточка соискателя, и любые сведения должны лишний раз указывать на серьезность ваших намерений устроиться на новую работу. Если вы не хотите работать в компаниях с жестким дресс-кодом, то отразите свое желание в последней графе резюме.Не следует архивировать резюме. Во-первых, тем самым вы вынуждаете менеджера по персоналу тратить время на его «распаковку». А во-вторых, адресат может пользоваться другой программой-архиватором и не сумеет быстро открыть ваш файл. Следовательно, для того чтобы просмотреть ваши данные, ему потребуется просить содействия сотрудников информационного отдела, что значительно усложнит «знакомство» с вами, и отнимет некую часть времени, которого как обычно не хватает.Не нужно называть подготовленный к отправке файл словами наподобие resume.doc или resume.rtf. Менеджер по персоналу, сохраняя такой файл на своем компьютере, вынужден будет его переименовать, чтобы впоследствии быстро найти нужный документ, поэтому оптимальный вариант – указать в качестве названия файла собственную фамилию, например sidorov.doc.Крайне нежелательно использовать CAPS LOCK. Не стоит также составлять резюме в формате Excel, Power Point и других. Анна Кручинина, руководитель направления «Автомобильная индустрия» рекрутинговой компании MarksMan, отмечает, что любой формат, кроме MS Word, является нежелательным. «Избегайте"украшательств" в CV, как то: рамки, цветной или нестандартный шрифт, таблицы и прочее. Чем проще выглядит ваше резюме, тем оно профессиональнее», – советует эксперт. Нестандартное оформление «режет» глаза и затрудняет восприятие информации.

Немного о грустном

Грамматические и стилистические ошибки. Наличие или отсутствие ошибок в тексте резюме свидетельствует об общем уровне подготовки кандидата: о его эрудиции, теоретической подкованности, умении четко и связно излагать свои мысли. Если вы не уверены, что составили документ грамотно, попросите знакомых прочитать его и внести необходимые исправления и дополнения. Анна Кручинина в свою очередь советует избегать использования громоздких фраз, предложений и речевых оборотов. Не стоит забывать о том, что «краткость – сестра таланта».Некорректно указанная желаемая позиция. В этой части резюме необходимо точно и четко сформулировать позицию, на которую вы претендуете. Желательно при этом соотнести название искомой должности с тем, как звучит вакансия работодателя.Нерелевантная информация. Не указывайте в резюме информацию, которая не относится напрямую к вашей профессиональной деятельности. Раздел резюме «Опыт работы» должен включать в себя описание только ваших функциональных обязанностей и констатацию профессиональных достижений на прошлых местах работы, а не формальную должностную инструкцию.

И, наконец, о себе любимом

Стандартное резюме должно содержать пять основных разделов: личные данные соискателя, цель (желаемая позиция), предыдущий опыт работы, образование кандидата и дополнительные сведения. Сейчас речь пойдет об информации, которая должна быть указана в графе «Личные данные», поскольку зачастую, пренебрегая заполнением этого раздела, соискатели ставят под сомнение эффективность всего документа в целом.
Желательно указывать ФИО полностью. В большинстве случаев анонимность соискателей не приветствуется работодателями, так как CV – официальный документ, и соответственно требуется соблюдение формальностей. Если вы не хотите, чтобы о поисках работы стало известно вашему руководству и коллегам, то лучше воспользоваться имеющейся на многих сайтах по поиску работы функцией «закрытого резюме».Резюме без указания контактной информации представляется бессмысленным. В документе следует указать электронный адрес, а также несколько номеров телефонов (рабочий, домашний, мобильный), по которым с вами можно было бы оперативно связаться. Если же вы находитесь в пассивном поиске работы и не хотите, чтобы вас постоянно беспокоили звонками потенциальные работодатели, а предпочитаете первоначально сами ознакомиться со всеми вариантами посредством электронной почты, то лучше сразу отразить этот факт в резюме, чтобы не «отвлекаться» на ненужные вам звонки.Наличие в анкете только электронного адреса может сыграть не в вашу пользу. Разослав приглашения с датой и временем назначенного собеседования, работодатель, скорее всего, не будет отслеживать их получение. Тем самым по «техническим причинам» вы можете пропустить важное интервью. К тому же, пообщавшись с менеджером по персоналу по телефону, у вас будет шанс получить уже на этом этапе достаточно информации о вакансии, задав уточняющие вопросы. Если же у вас нет возможности общаться с рекрутером по телефону в рабочее время, то рядом с номером телефона укажите тот период, в течение которого работодатель может с вами связаться. «Не стесняйтесь указывать время, наиболее удобное для связи, – отмечает Ольга Демидова, – но в пределах разумного, помните, что рекрутеры – тоже люди».
Если на текущем месте работы вы точно знаете, когда заканчиваетсяваш контракт, сообщите эту информацию. Указание таких сведений позволит сразу обозначить сроки, в которые вы сможете приступить к выполнению новых обязанностей. То же самое касается и тех соискателей, которые хотят найти работу в другом городе. Сообщите потенциальным работодателям о своем желании и готовности к переезду в такие-то регионы/города/страны, а также время, когда сможете это осуществить.

No comments: