Friday, July 10, 2009

Советы фершала Ерофеича: Как понравиться людям



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Норман Винсент ПИЛ "Удивительные результаты позитивного мышления")

Как понравиться людям

Желание нравиться другим заложено в самой человеческой природе. Именно поэтому книга Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", впервые опубликованная в 1913 году, разошлась тиражом в несколько миллионов экземпляров. Именно поэтому миллионы тюбиков зубной пасты, флаконов жидкости для полоскания рта и дезодорантов продаются с рекламой, обещающей вам популярность в случае использования этих товаров. Многочисленные опросы общественного мнения выявляют самое сильное желание человека — желание нравиться.

Не следует преуменьшать значимость проблемы построения гармоничных отношений с окружающими людьми. Если мы хотим быть счастливыми и эффективно распоряжаться своей жизнью, нам следует научиться ладить с людьми. Но как этого достичь?

На первый взгляд, ответ прост, но он имеет огромное значение, что подтверждают эксперты. Однажды я обедал с двумя своими добрыми друзьями С. К. Вуд-бриджем и К. Литтлом, соответственно председателем совета директоров и вице-президентом корпорации Dictaphone. Наш разговор был посвящен методам достижения успеха в жизни. Мои друзья преуспевали в коммерческой деятельности, поэтому я спросил их, что является основным требованием к специалисту в области продаж. Мистер Вудбридж ответил без раздумий: "Он должен любить людей. Кроме того, этот человек должен заслуживать доверия и хорошо знать продукт, который продает. Ему необходимо упорно трудиться и мыслить позитивно. Но прежде всего — он должен любить людей".

Я также считаю, что упомянутое качество является основной составляющей популярности. Популярность представляет собой некую форму умения продавать, где вы "продаете" себя (с вашего позволения, я употреблю здесь это сравнение). Если человек искренне любит других людей, то весьма вероятно, что он будет нравиться людям. Поэтому первый шаг к тому, чтобы нравиться другим, состоит в том, чтобы искренне любить людей.

Конечно, это не так просто. К одним людям труднее относиться с симпатией, чем к другим. Но чем больше вы развиваете в себе доброжелательное отношение к людям, тем проще это выполнить. Недостаточно легкомысленно сказать: "Я буду любить всех". Доброжелательное отношение к людям является результатом определенного образа жизни, мышления. И одним из способов мышления, ведущим к доброжелательному отношению к другим, является позитивное мышление. Оно заключается в принятии позитивной, а не негативной позиции в отношении к каждому человеку.

Удивительно, как часто мне случается слышать фразу: "Я начал всех любить", когда люди рассказывают о результатах воздействия позитивного мышления. Далее я привожу несколько фрагментов из писем, пришедших из городов Ошкош, Форт-Уорт, Сан-Диего и Луисвилль.



"...И тогда я начала всех любить".

"...Теперь положение таково, что я ко всем отношусь с симпатией, и мне удается ладить с людьми".

"...И тогда со мной стали происходить странные вещи. Я начал всех любить".

"...Говоря откровенно, перед тем как я прочитал книгу «Сила позитивного мышления», я любил только себя. Но теперь я поборол свой свой эгоизм. Сейчас я действительно всех люблю".



Нетрудно понять, почему эти свидетельства правдивы. Когда люди избавляются от страха, обеспокоенности и эгоизма, они начинают испытывать радость и удовольствие от жизни. Мир кажется им иным, новым и удивительным. Люди становятся настолько добросердечными и радостными, что не могут не нравиться другим. Они оставляют позади свою замкнутость и обеспокоенность и наполняются жизненной энергией и обаянием.

Если вы заняты только собой, у вас немного шансов понравиться людям. Переместите свое внимание с себя на других людей. Уильям Джеймс говорил: "Каждый человек нуждается в том, чтобы его оценили". Это утверждение справедливо для любого человека. Если вы заняты только собой, то у вас нет времени, чтобы уделить внимание кому-то еще. И другой человек, ждущий вашего внимания, но не получивший его, вряд ли будет расположен к вам.

У меня есть друг, который по своей природе является позитивно мыслящим человеком. Его зовут Чарльз Хейдт. Чарли является одним из величайших "ценителей людей" в этом мире, и, как следствие, он всем очень нравится. Когда мне звонит моя секретарша и говорит, что на другом конце провода — Чарли Хейдт, у меня улучшается настроение. Я всегда рад поговорить с ним, потому что он умеет повысить самооценку любого человека. Если он увидит в каком-нибудь журнале статью, написанную мной, он всегда найдет время, чтобы позвонить мне, или даже написать письмо. "Дорогой Норман! Без сомнений, это хорошая статья и к тому же очень нужная. Ты попал в самую точку".

Не удивительно, что Чарли Хейдт нравится людям. В своей основе умение поднимать самооценку окружающих является проявлением внимания к потребностям других людей.

Испытывайте к людям искреннюю любовь и интерес. Тогда, подобно библейскому хлебу, отпускаемому по водам*, интерес других людей и их любовь вернутся к вам, умноженные стократно.

Один из моих читателей рассказал мне историю о Генри Форде, которая мне очень понравилась. Генри Форд обедал с этим человеком и внезапно спросил его: "Кто ваш лучший друг?"

Мой читатель назвал несколько имен, а Форд взял карандаш и написал на салфетке: "Ваш лучший друг — тот человек, который выявляет самое лучшее из скрытого в вас".

Принимайте во внимание обстоятельства, стоящие за поступками, и распознавайте подлинные намерения человека. Стараясь помочь людям проявить себя наилучшим образом, вы приобретете их уважение и доверие. Если в критических ситуациях вы выказываете глубокое понимание и терпение в отношении к человеку, не только он, но и другие также будут относиться к вам с симпатией.

Я получил письмо от женщины из Филадельфии, которая в своей жизни следует этому принципу. Ей пришлось столкнуться с "трудным" менеджером.

* "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его". (Книга Екклесиаста, или Проповедника 11-1.)

"...В тот день, когда менеджер откровенно выступил против меня, я решила уволиться. Но я вспомнила все то, что когда-то читала о позитивном мышлении. Пришло время применить свои знания на практике, решила я.

Я написала письмо начальнику, в котором сообщила ему, что я очень ценю то, что он дал мне эту работу, но мне кажется, что его бизнес продвигался бы успешнее, если бы в офисе была более дружелюбная атмосфера.

Знал ли он, что всякий раз, когда он вызывал к себе менеджера, этот человек делался словно парализованным? Он ронял любой предмет, который держал в тот момент в руках. Понимал ли начальник, что, когда он обрушивался со своими проблемами на менеджера, тот вымещал свое напряжение, обрушиваясь на подчиненных? Я спросила его: «Почему мы не можем начать любить друг друга?»

Эти события произошли несколько недель назад, но меня до сих пор не уволили. Условия работы существенно улучшились, и все сотрудники чувствуют себя счастливее и спокойнее. Я знаю, что эти перемены дались моему начальнику непросто, и я сочувствую ему, поэтому готова удвоить свои усилия, чтобы помочь ему всем, чем могу".

Эта женщина отреагировала на трудную ситуацию не эмоционально, а разумно. Она приняла во внимание обстоятельства, вызывающие "состояние паралича" запуганного менеджера и проницательно усмотрела в его действиях проявление неуверенности. Она поднялась до более высокого уровня понимания этой ситуации, потому что за поступками своих коллег она видела их душевное состояние. Естественно, ее стали любить и уважать коллеги. Она научилась прислушиваться к проблемам человека, даже если тот проявлял себя путем странного поведения. Она знала, что действия человека зачастую говорят о его состоянии так же красноречиво, как и слова. Многие из нас прислушиваются к словам, а не к более трудному языку поведения, и поэтому мы совершаем много ошибок.

К сожалению, не все из нас умеют прислушиваться к другим. Это искусство определенно составляет один из величайших секретов того, как завоевать расположение людей. Мы часто склонны слишком много говорить, когда люди обращаются к нам со своими проблемами. Мы пытаемся дать совет, в то время как все, что зачастую требуется от нас в этой ситуации, — молчание и умение передать другому человеку свое понимание и любовь.

Мой друг Артур Гордон, писатель, рассказал мне берущую за душу историю о редакторе газеты из небольшого города. Этот человек часто оставался на работе допоздна, писал статьи и занимался другими делами. Однажды в полночь раздался стук в его дверь. "Войдите", — сказал он. Дверь открылась, и на пороге появился сосед, ребенок которого недавно утонул. На лице этого мужчины лежала печать страданий. Вероятно, он бродил по улицам, погруженный в свои переживания, и его привлек свет в окне кабинета редактора, или, может быть, он зашел, потому что знал, что редактор был понимающим и доброжелательным человеком.

"Заходи, Билл, — сказал редактор. — Присядь и отдохни немного".

Несчастный отец сел. И тогда редактор поступил интересным образом. Вместо того чтобы заполнить пустоту словами, он просто вернулся к своей работе. Через некоторое время он спросил: "Чашку кофе, Билл?" Он налил Биллу горячего кофе. "Выпей это, приятель. Кофе согреет тебя". Они пили кофе и молчали.

Прошло некоторое время, и сосед сказал: "Я пока не готов говорить, Джек".

"Ничего, просто сиди здесь сколько пожелаешь. Я буду работать".

Много позже Билл сказал: "Я хочу поговорить с тобой". И он излил свое горе. Он говорил в течение целого часа, а Джек просто слушал его. Билл рассказал о трагедии в мельчайших подробностях; он строил предположения, что случилось бы, если бы он поступил так, что случилось бы, если бы он поступил иначе; он принимал всю вину за случившееся на себя. Билл говорил и говорил до трех часов ночи. Наконец он произнес: "Это все, что я хотел сказать".

Редактор подошел к нему и обнял его за плечи: "Отправляйся домой, Билл. Тебе нужно поспать".

"Могу я прийти и поговорить с тобой снова?"

"В любое время, — ответил ему редактор. — В любое время, когда пожелаешь, днем или ночью. Да благословит тебя Бог".

Вот все, что сделал редактор. Он лишь молча выслушал этого человека, выслушал его с состраданием и пониманием. Все в городе любили редактора, потому что он обладал способностью слушать. Он побуждал людей к тому, чтобы они говорили о своих проблемах и сами находили решения.

В штате Айова живет человек по имени Эл Стивене, мой добрый друг, который также известен своим умением слушать. Он владеет бюро по урегулированию долговых вопросов. Бизнесмены платят ему, чтобы он собирал просроченные платежи по долговым обязательствам. В течение долгих лет агентство Эла ничем не отличалось от других подобных предприятий. Он обращался к должникам, просил вернуть долг, уговаривал их, хотя порой ему приходилось проявлять должную твердость. Но однажды он узнал о принципах позитивного мышления и решил применить их в своем деле.

"Предположим, — сказал он себе, — я попытаюсь увидеть в каждом из должников человека, который столкнулся с серьезными проблемами, что и привело его к долгам. Предположим, я попытаюсь помочь ему решить его вопросы..."

И Эл Стивене превратил свое агентство по взысканию просроченных платежей в бюро сферы услуг, поставившее своей целью помощь людям. Первой беседой, состоявшейся после того, как он принял это решение, был разговор с двадцатисемилетней домохозяйкой, которая задолжала за семь месяцев местному торговцу. Эл не стал сразу говорить о деньгах. Вместо этого он сказал: "Я знаю, что у вас есть проблема, иначе вы не влезли бы в долги. Я уверен, что мы сможем ее решить. Давайте подумаем, существует ли какой-нибудь выход". Он говорил доброжелательно и позитивно, и его слова внушали доверие.

Он узнал, что несколько счетов за медицинские услуги поглотили все сбережения этой семьи. За этим последовали серьезные долги. В экономике начался кризис. Муж не мог получить работу, и вскоре семья оказалась в бедственном положении. Эл понял, что основная проблема, стоящая перед этими людьми, заключается в недостаточной организованности. Что бы они ни предпринимали, им не удавалось расплатиться по долгам. Эл увидел задачу, стоящую перед ним, — возродить в этих людях уверенность, помочь им найти выход из создавшейся ситуации. И он попросил молодую женщину записать все долги семьи в одну колонку, а доходы — в другую. Затем они вместе разработали систему поочередных выплат.

"Выплачивая по восемьдесят пять центов каждый день, вы рассчитаетесь с долгами в течение года. Вы сможете это сделать?" — спросил Эл. Теперь молодая женщина была уверена, что она справится с этим. Так и случилось. Через десять месяцев она расплатилась по всем долгам, ее муж получил хорошую работу, и их семейные отношения значительно улучшились.

Не удивительно, что Эла Стивенса в его городе называют Долговым Доктором. Люди так любят его, что на Рождество он получает поздравления от своих клиентов. Только представьте себе: они присылают поздравительные открытки и высказывают добрые пожелания своему сборщику долгов! Когда вы начинаете позитивно осмысливать ваши отношения с другими людьми, когда вы рассматриваете их поведение как результат проблем, с которыми им не удается успешно справиться, вы быстро становитесь одним из тех, кто нравится людям.

Существует еще одно качество, которым обладает подавляющее большинство популярных людей: они знают, как помочь друзьям улучшить самооценку. Удивительно, насколько застенчивыми бывают люди, и это делает их глубоко несчастными.

Поскольку человек несет в себе скрытые страдания, окружающие подсознательно улавливают напряжение в его поведении, и ему никогда не удается сблиpиться с ними. Может быть, этому человеку просто кажется, что он не способен ладить с людьми, и подобное мышление формирует неудовлетворительные отношения.

Один из моих, читателей — известный писатель и популярный оратор, выступающий перед общественностью. Его рост составляет 172 см, что лишь немного ниже среднего. Однако он очень стеснялся своего роста. Он никогда не фотографировался вместе с другими мужчинами, чтобы не казаться низкорослым по сравнению с ними. Он стал необщительным и замкнутым, избегал насколько возможно социальных контактов. Однажды в одной из моих книг он прочитал о моем старом друге, сильном духом мужчине, который часто делился своей формулой успеха с людьми, имевшими внутренние или внешние проблемы: мысли высоко, молись высоко, имей высокую веру, совершай высокие поступки — и ты будешь высоким.

Эта формула глубоко запала в сознание писателя, и он стал воплощать ее в жизнь. Он начал с изучения позитивного мышления и применения этих принципов на практике, что в итоге привело к нормализации его самооценки. Он принял себя таким, каков он есть. Теперь он не испытывает комплексов из-за своего роста. Я слышал, как он сказал однажды, что рост человека определяется не его физическими параметрами, а тем, как высоко он способен подняться над собой. И сейчас высокие люди смотрят на него с уважением — или, фигурально выражаясь, снизу вверх — хотя на деле им приходится опускать взгляд вниз. Этот человек научился принимать себя и свой рост и таким образом обнаружил, что он высок в духовном смысле. Он часто говорит мне, что любит меня, потому что считает, что я помог ему принять и оценить самого себя. Я также испытываю подобные чувства по отношению к тем, кто помог мне.

В прошлом я испытывал смущение, когда общался с кем-нибудь, потому что я не могу найти правильные слова. Зачастую я практически заливался краской по причине неловкости, особенно в частных беседах с небольшим числом людей. Удивительно, но, выступая перед публикой, я не испытывал подобных чувств. Например, если мне случалось говорить с человеком, получившим университетское образование, чьи речевые навыки были исключительно развитыми, во мне просыпался комплекс неполноценности, и я был склонен к тому, чтобы замолчать и уйти от разговора. Моя борьба с комплексами и ощущением неполноценности, имевшими причиной мою застенчивость, была очень болезненной.

Мне помогли преодолеть эту чувствительность моя мать и профессор Хью М. Тайлроу, декан колледжа ораторского искусства при университете в Сиракузах. Он научил меня тому, насколько важно быть самим собой, не пытаясь походить на другого человека или следовать какой-либо неестественной манере речевого выражения. "Используйте простые, ясные слова, понятные каждому. Говорите в свойственной вам манере. На мой взгляд, вы говорите хорошо".

Профессор Тайлроу посещал мою церковь, когда я был совсем молодым пастором. Я попросил его оценить мои проповеди с точки зрения ораторского искусства. "Не здесь, — ответил он. — Если вы хотите научиться ораторскому искусству, поступите в университет, заплатите за обучение, и я буду учить вас на своем курсе. Но когда я прихожу в церковь, вы — мой учитель, а я — ваш ученик в великой школе Христа. Будьте собой, и пусть ваши слова идут от сердца".

До конца своих дней я буду говорить о своей любви к человеку, ибо он помог мне научиться принимать себя и быть собой.

Стремление проявлять искренний интерес к людям и участвовать в их жизни увеличит ваши шансы на успех. Умение помогать людям является высоким искусством, и обладающий этим умением человек всегда будет пользоваться расположением других людей.

Один из моих читателей управляет магазином одежды в северной части Нью-Йорка. Несколько лет назад предприятие этого человека пережило глубокий кризис. В то время ассортимент товара в магазине был однообразным, мрачным и непривлекательным, а сам владелец постоянно был в плохом настроении.

Однажды к нему заглянул его давний друг. "Как дела?" — спросил он.

"Ужасно, — последовал ответ. — Просто кошмар".

Друг прошелся по магазину, изучая ситуацию, и сказал: "Я вовсе не удивлен. Только взгляни на состояние своего магазина. Что происходит, Фрэд? Когда-то у тебя был один из самых лучших магазинов в городе".

Владелец ответил: "Проблема в том, что у меня нет средств, чтобы обновить ассортимент товара и обстановку. Я знаю, что магазин выглядит отталкивающе. Если бы мне удалось получить деньги по всем долговым обязательствам, я смог бы поправить положение".

"Ты не можешь вернуть долги? — спросил друг. — Это странно. Возможно, я сумею тебе помочь. Посмотрим, что можно сделать. Ты не будешь возражать, если я взгляну на список твоих должников?"

Владелец магазина принес список, включавший около девяноста шести задолжавших клиентов. Друг выбрал наугад одно из имен. "Расскажи мне что-нибудь об этом человеке", — попросил он.

Владелец посмотрел на него с удивлением: "Что ты имеешь в виду?"

"Тебе что-нибудь известно об этом человеке — что-нибудь о нем самом, его семье, его проблемах и нуждах?"

Владелец был потрясен: "Конечно, нет. У меня нет времени, чтобы вникать в обстоятельства подобного рода. Этот клиент для меня только строка в отчетности, один из должников".

Друг выбрал другое имя. "Что скажешь об этом человеке?" Ситуация повторилась. Владелец был вынужден признать, что он лично знаком только с десятью из девяноста шести должников.

"Хочешь, проведем эксперимент? — спросил тогда друг. — Вышли им счета, как ты обычно делаешь, но на этот раз помолись за каждого из своих клиентов. В своей молитве вырази пожелание, чтобы каждый из этих людей с удовольствием пользовался одеждой, купленной в твоем магазине. И припиши к каждому счету слова личной заинтересованности в делах клиента. Неважно, в какой форме, что-нибудь вроде: «Надеюсь, что вам нравится этот свитер» или «Если у вас возникнут проблемы с этой парой ботинок, непременно принесите их обратно, и мы посмотрим, что можно сделать». Затем прибавь несколько ободряющих слов вроде «Желаю удачи» или «Надеюсь, у вас все будет хорошо». Затем, при первой же возможности, собери какие-нибудь личные сведения о каждом из этих людей. Когда этот клиент вновь придет к тебе, отнесись к нему не как к безличному потребителю, а как к человеку, которому ты собираешься помочь. Они не просто строки в отчетности — они люди. Твоя работа заключается в том, чтобы служить людям в этом магазине, прикладывая все усилия, чтобы помогать им".

Владелец магазина не был уверен, что предложенный его другом подход является деловым, но дела его были настолько плохи, что он был готов попытаться сделать что угодно. И он решил поэкспериментировать, желая доставить удовольствие своему другу.

Результаты потрясли его. Из девяноста шести человек больше половины быстро вернули долг или часть долга. Другие клиенты написали, что они очень сожалеют о задержке с выплатой, и просили перенести срок погашения долга на месяц. Некоторые даже явились лично, чтобы оплатить свои счета. Владелец магазина был настолько впечатлен успехом своего эксперимента, что решил удвоить усилия. С этого дня его положение улучшилось, и в настоящее время он является самым популярным торговцем в городе. Люди считают его прежде всего своим другом, а потом уже человеком, у которого они покупают одежду. Понравиться людям очень просто, если вы заботитесь об их интересах.

Мне хотелось бы упомянуть еще одно качество, которым обладают почти все популярные люди. Это качество можно определить как вежливую невозмутимость. Популярные люди не склонны раздражаться по пустякам. С ними приятно общаться, они обладают уравновешенным и ровным характером. Они живут на более высоком эмоциональном уровне и всегда сохраняют присутствие духа и хорошее настроение.

В Калифорнии я познакомился с миссис Сэди Банкер — замечательной шестидесятипятилетней дамой, которая получила прозвище Летающая бабушка. Она занималась на авиационных курсах, совершала тренировочные полеты, получила лицензию пилота и сейчас все время летает на собственном самолете. Недавно она прошла все необходимые тесты для полетов на сверхзвуковой скорости. Она сказала мне, что каждому человеку следовало бы завести свой самолет. Когда обстоятельства начинают действовать ей на нервы, она отправляется в аэропорт, поднимает свой самолет в воздух на высоту 2000 метров, и с этой высоты жизнь начинает представляться ей совсем иной. "Ты смотришь вниз на Землю, и видишь, насколько она прекрасна. Люди тоже выглядят иначе". Возможно, ни вы, ни я не способны сесть в самолет каждый раз, когда подступает раздражение, и подняться на большую высоту в физическом смысле, однако любой человек может, используя позитивное мышление, подняться выше в своем сознании. Чем выше ваш дух, тем меньше вы будете раздражаться, и тем приятнее будет с вами общаться. Просто убедитесь в том, что вы всегда находитесь "над ситуацией". Для примера предположим, что вы услышали критику в свой адрес. Задевает ли вас критика, причиняет ли она вам боль, раздражает ли вас, делая ваше общество неприятным для других? Или вы способны принимать критику таким образом, чтобы завоевывать друзей? Каждый человек способен справиться с критикой. Секрет в том, чтобы настроить свое мышление на позитивный лад. Обратите внимание на следующее письмо:

"На недавнем собрании один из членов городского совета, в который также вхожу и я, рассердился, когда остальные не согласились с его мнением о законопроекте. В гневе он промчался по зданию совета и на выходе был встречен репортерами.

На следующий день газеты цитировали его высказывания, в которых он поносил нас как ретроградов, мешающих прогрессу. В своем гневе он пытался спровоцировать разделение совета.

К счастью, я читал о позитивном мышлении. Эта идея дала мне силу отреагировать на ситуацию правильно. Я отвечал на вопросы репортеров мягко и конструктивно. Эти события имели место несколько недель назад, но я до сих пор слышу одобрительные отзывы о своих высказываниях в адрес вспыльчивого коллеги".

Люди, способные обратить критику в позитивное русло, привлекают на свою сторону других. Одним из наиболее популярных общественных деятелей Америки был президент Герберт Гувер. Однажды я посетил мистера Гувера и поговорил с ним. "В какой-то момент, — сказал я, — вы подверглись, возможно, самой суровой критике. Казалось, что практически все выступили против вас. Хорошим тоном считалось глумиться над вами. В настоящее время вы являетесь великим американцем, вами восхищаются люди, занимающие порой противоположные политические позиции. Но в то время, когда вас критиковали, задевала ли вас критика?"

Мистер Гувер с искренним удивлением устремил на меня свой проницательный взгляд и сказал: "Конечно, нет".

Весьма озадаченный, я спросил: "Но как вам это удавалось?"

"Все, что вы должны делать в жизни, — ответил он, — это пользоваться своим умом. Он дан вам именно для того, чтобы вы им пользовались. Когда я решил заняться политикой, то сел и подумал, чего мне это будет стоить. Я понимал, что мне придется столкнуться с жестокой критикой. Но, несмотря на это, я не отказался от своих намерений. Поэтому я не удивлялся, когда меня критиковали. Я ожидал, что это случится, и это случилось. Очевидно, — улыбнулся он, — я позитивно мыслящий человек".

Он пристально посмотрел на меня. "Но это не весь ответ. Кроме того, я квакер". Он не стал объяснять мне значение этого слова, потому что знал, что я понимаю его. Квакеры считают спокойствие и миролюбие основой своей жизни. Раздражение попросту растворяется в глубоком духовном спокойствии сознания и сердца.

Будучи способным справляться с критикой, мистер Гувер добился успеха в политике. Он смог пережить все нападки и стать одним из наиболее популярных и любимых политиков в Америке. Каждый из нас может следовать его жизненной философии — как в общественной, так и в личной жизни. Мы можем быть абсолютно уверены в том, что нас будут критиковать. Критика является одним из непреложных законов жизни. Признавая этот факт с вежливостью и хорошими манерами, мы можем выработать в себе правильное отношение, необходимое для того, чтобы созидательно справляться с критикой.

Сенатор от штата Иллинойс Пол Дуглас рассказал мне о собрании квакеров, на котором ему был преподан урок того, как нужно справляться с критикой. Как вы, вероятно, знаете, квакеры поклоняются Богу в молчании. Иногда они сидят так довольно долго, и никто из собравшихся не произносит ни слова. На том собрании, которое посетил сенатор Дуглас, единственным человеком, нарушившим молчание, был старик, который встал и сказал: "Если человек отличается от вас или критикует вас, каждым своим взглядом, своим поведением и поступками давайте ему понять, что любите его".

Это все, что сказал тот старик, но сенатор Дуглас мгновенно понял, что этот человек "обращается к его ситуации", как говорил основатель церкви квакеров Джордж Фокс.

Одной из наиболее практичных формул, помогающих справиться с критикой, является следующие слова Иисуса Христа: "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Евангелие от Матфея 5:44). Эти слова могут принести удивительные плоды, если вы применяете их на практике, ибо они позволяют вам сохранять душевное равновесие при негативном отношении со стороны других людей. И те, кто увидит, как вы справляетесь с критикой, инстинктивно проникнутся к вам симпатией.

На самом деле люди склонны с приязнью относиться к человеку, которого критикуют (конечно, если его критикуют сурово и делают это многие). И если критикуемый принимает критику спокойно и беззлобно, но демонстрирует "обидчикам" свою любовь, число его друзей значительно превысит количество недоброжелателей.

Библейские слова о любви к врагам и доброжелательном отношении к людям на деле являются самой искусной методикой, из всех когда-либо изобретенных, для завоевания всеобщего расположения. Они еще раз доказывают, что Иисус Христос — самый мудрый из всех наставников.

Очень просто ненавидеть, очень просто принимать поражение и жить на низком уровне. Это легко, но одновременно горько, потому что мы не можем быть счастливы, если не живем так, как нам положено, ведь мы дети Бога, носящие в своем сердце Царство Божие.

Из моей переписки с людьми, живущими по принципам позитивного мышления, я понял, что существует еще некое качество, которым обладают личности, вызывающие любовь окружающих. Я понял, что люди очень ценят тех, кого можно назвать сильными личностями, кто способен вдохновлять других, внушать им мужество, силу и надежду. Если вы способны укрепить дух других людей, вы, естественно, приобретете значимость для них, займете место в их сердцах.

Человек, имеющий твердые убеждения и стойкую веру и бескорыстно делящийся ими с другими людьми, оказывает влияние на их жизнь.

Например, один из глубоко ценимых мною друзей, Джордж Е. Сокольский, знаменитый журналист, является сторонником позитивного мышления. В его словаре нет слова "поражение". Он перенес несколько заболеваний, и в течение долгого времени я редко виделся с ним, так как он ограничил сферу своей деятельности. Однако несколько дней назад он позвонил мне, и я отметил прежнюю энергию и силу в его голосе.

"Похоже, ты вновь на высоте, Джордж", — заметил я.

"Конечно, — ответил он. — Я должен быть на высоте".

"Но тебе пришлось пройти через многие проблемы.

В чем твой секрет?"

"Секрет? Никакого секрета нет. С нами Бог, разве не так?"

Он рассказал о том, как проходил обследование в клинике. После осмотра пришли врачи и приложили к оконному стеклу рентгеновские снимки. "Вы умеете читать рентгеновские снимки?" — спросили они.

Джордж внимательно рассмотрел снимки и сказал: "Понятно, у меня рак. Давайте обойдемся без лишних слов".

"Они сказали мне всю правду, потому что знали, что я смогу принять ее".

У Джорджа был коронарный тромбоз, и доктора беспокоились, что его сердце может не выдержать операции. Они были поражены спокойствием Сокольского. "Вы потрясли нас своим самообладанием. Если бы мы могли так же относиться к проблемам!"

"Я верю, поэтому чувствую себя свободно, — сказал Джордж. — Моя жизнь в руках Бога".

Когда он пришел в сознание после пятичасовой операции, хирург сказал: "Ну что ж, вы живы".

"Почему вы думаете, что я жив? — ответил Джордж. — Для меня существует единственный способ понять, что я жив, — если я могу заниматься своей работой. Если я не могу работать, я мертв. Принесите мне блокнот и карандаш. Я попытаюсь написать статью. И тогда я пойму, жив ли я".

Эта статья оказалась одной из лучших во всей карьере Джорджа.

Полковник Фрэнк Мур, главный церемониймейстер в моей церкви в Нью-Йорке, являет собой другой пример сильной личности. Фрэнк — позитивно мыслящий человек, который строит на принципах христианской веры не только свою деловую жизнь, но и жизнь частную.

В его офисе находится большой стол для проведения совещаний, за которым семь ведущих менеджеров регулярно собираются для обсуждения важных деловых вопросов. Однако вокруг стола можно было расставить восемь стульев. В начале своей службы в этой организации полковник Мур говорил своим сотрудникам о важности решений, принимаемых на совещаниях, и о необходимости Божественного руководства. Он подумал, что, возможно, неплохо было бы оставлять этот свободный стул во главе стола как напоминание о Божественном присутствии, которое всегда должно руководить принимаемыми решениями.

Информация о свободном стуле распространилась по другим офисам, и когда проводились совместные совещания, это место никто не занимал.

Позади стола на стене в рамке был помещен текст молитвы. Он производил настолько сильное впечатление на покупателей и других посетителей, что только за год поступило более двух тысяч просьб получить копию этого текста. Вот эта молитва:

"О Господь, позволь, чтобы всякий человек, который встретится мне сегодня, стал от этого счастливее. Направляй мои слова каждую минуту, и дай мне мудрость и любящее сердце, чтобы я мог высказывать правильные слова правильным образом. Помоги мне понимать каждого, с кем я говорю, и разделять чувства любого человека. Надели меня способностью распознавать даже незначительные проявления доброжелательности, чтобы я всегда был готов выказывать доброту по отношению к людям и с благодарностью принимать любезность с их стороны. Дай мне умение понимать чувства и нужды других и вложи в мое сердце желание помогать им. Аминь".

Вы хотите нравиться людям? Вдохновляйте их, помогайте им укрепиться в их силе. Они будут любить вас за это, и для вас всегда будет место в их сердцах.

А теперь вернемся еще раз к некоторым вещам, которые мы обсуждали в этой главе. В чем секрет популярности? Как стать человеком, который нравиться другим?

1. Прежде всего, начните любить людей прямо сейчас. Как это сделать? Позитивное мышление предлагает один из наиболее успешных способов. Позитивно мыслящие люди становятся "дающими" личностями, они перестают заниматься только своими проблемами и начинают заботиться о других. Они "любят всех", как пишут многие мои читатели, рассказывающие в своих письмах о результатах позитивного мышления. Начав любить всех, они становятся любимыми. Они становятся популярными личностями, люди ищут общения с ними.

2. Всегда старайтесь выявлять лучшее в других людях, и вас будут с радостью принимать везде, где бы вы ни появились. Научитесь прислушиваться как к поведению, так и к словам. С большей или меньшей степенью успеха люди часто пытаются общаться с вами не только посредством слов, но и с помощью действий. Прислушиваясь к проблемам других людей, вы сможете помочь им проявить лучшее из того, что в них есть.

3. Помогайте своим друзьям лучше относиться к самим себе. Людям не всегда просто принять себя. Помогайте им в этом, и каждый из них будет радоваться общению с вами.

4. Будьте спокойным, уравновешенным и бодрым. Научитесь подниматься над раздражением, которое очень часто жизнь приносит всем нам. Развивайте в себе умение подниматься на большую "духовную высоту", чтобы критика и мелкие неприятности не беспокоили вас.

5. Будьте сильной личностью, чтобы другие могли найти в вас вдохновляющую поддержку, — и вы станете значимым человеком в их жизни.

Применяйте эти принципы в вашей жизни, и вы станете одним из тех, кого любят люди.

(Норман Винсент ПИЛ "Удивительные результаты позитивного мышления")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: