Sunday, March 14, 2010
Советы фершала Ерофеича: Чтобы сохранить интерес к делу, постарайтесь менять стимулы
НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________
(Алан Лакейн "Искусство успевать")
Чтобы сохранить интерес к делу, постарайтесь менять стимулы
Как только вы втянулись в работу, многие ее задачи будут вас притягивать до ее окончания. Вы можете отложить уборку комнаты после вечеринки на несколько часов, но как только вы ее начали – (мытье посуды, очищение пепельниц, обработка ковра пылесосом), вы продержитесь, пока работа не будет завершена. Или же, выделив пару часов, вы раскладываете по всей поверхности вашего письменного стола все авиабилеты, счета из гостиниц, расписки и чеки, которые у вас набрались после долгой командировки, и продолжаете возиться с ними, пока вы не составите финансовый отчет для вашей бухгалтерии.
Большинство из дел не требует слишком много времени и обладает такой способностью притягивать вас, что даже, если вам приходится эти дела отложить на время и вернуться к ним в последующем, ваш первоначальный импульс быстро вернет вас к занятию, точно так же, как интересная книга будет постоянно притягивать ваше внимание, пока вы не доберетесь до ее последней страницы.
В других же случаях вы работаете над делом, пока не выдохнетесь. Однако может так случиться, что вы выдохнетесь задолго до завершения дела.
Возможно, что вы сидели за письменным столом около полутора часов, но так ине придумали ничего хорошего. Или, допустим, вы надписываете почтовые конверты для благотворительной кампании. Вы должны были закончить работу к 5 вечера, но к середине работы вы вдруг чувствуете, что вид почтовых индексов вызывает у вас жгучее отвращение.
Вы знаете, что наилучшим способом использования вашего времени является продолжение работы над делом «А‑1». Вы сказали себе, что промедление смерти подобно. Вы сумели вовлечь себя в работу. Вы набрали нужный темп. Но сейчас вы завязли. Каким же образом вы можете поддержать в себе быстро угасающий интерес к делу?
Ответ такой: всегда готовьте следующий этап. Довольно часто предприятие гибнет из‑за того, что не запланирован следующий этап. В ходе вашей работы над проектом всегда ясно представляйте себе, каким будет следующий этап.
Затем точно определяйте сроки, в которые следует завершить этот этап.
Нет никакой необходимости в том, чтобы работа вам надоедала
Совсем не удивительно, если, проработав над одним и тем же заданием в течение определенного времени, вы устали, начали проявлять беспокойство, а работа вам решительно надоела. Потребность в перемене является естественной.
Разнообразие не только придает жизни «аромат», оно является одним из ее основных питательных элементов.
Проводились различные опыты, в ходе которых человек в течение определенного времени находился в однообразных условиях. Его поведение подвергалось наблюдению и регистрации. В ходе одного такого эксперимента человека помещали в изолированной комнате. Большую часть времени он пребывал на постели в полной темноте. Все его физиологические потребности были обеспечены. Ему было достаточно нажать кнопку и за панелью он обнаруживал блюда с горячей едой. После пяти дней такой жизни у большинства из подопытных людей развивались истерия, фантазии, галлюцинации. Никто из участников эксперимента не смог продержаться больше недели, а для того, чтобы вернуться в норму, им понадобилось много месяцев. Такие опыты подтвердили, что отсутствие «стимулирующих перемен» вызывает психологическую деградацию человеческого сознания.
Если «стимулирующие перемены» составляют одну из основных потребностей человека, то вероятно, что она имеет долгую историю. Жизнь пещерного человека зависела от его способности замечать перемены и реагировать на них.
Изменение в запахах служило для него предупреждением о наличии желанной добычи или опасном присутствии хищника. Выживали те, кто проявлял наибольшую приспособленность и чувствительность по отношению к «стимулирующим переменам». Современный человек унаследовал этот биологический радар.
Но если тогда ощутить звуки приближающегося мамонта было вопросом жизни и смерти, то теперь внимание к шумному перемещению людей по коридору, телефонным звонкам и разговорам других людей, уличному движению лишь отвлекает человека и вызывает его раздражение.
Отвлекающие раздражители всегда окружают нас, даже в тех случаях, когда мы погружены в какое‑то дело, и в этих случаях мы можем не замечать их или игнорировать. Иногда требуется специально привлечь в вашу жизнь раздражители, вызывающие созидательную деятельность.
Обычно ваша потребность в стимулирующих переменах удовлетворяется по мере того, как один этап в осуществлении дела приводит к другому этапу. По мере своего развития любое начинание ведет к появлению все новых и новых задач. Ведение списка «Что надо сделать» открывает вам возможность для возможных стимулирующих перемен. Иногда даже стоит придумать дополнительные шаги, которые вы сможете предпринять при осуществлении дела «А‑1» просто для того, чтобы у вас был больший выбор из возможных действий.
Именно в тех случаях, когда выполнение текущего задания не приносит вам разнообразия и смены темпа, вы начинаете испытывать беспокойство или скуку и охотно реагируете на отвлекающие факторы или создаете их. В такие минуты трудно найти альтернативу промедлению.
Вряд ли вы, подавив вашу потребность в переменах, сохраните ваше внимание к делу «А‑1» и сделаете так, чтобы не чувствовать пресыщения этим делом. Вы не сможете изменить биологически унаследованную потребность в стимулирующих переменах. Если вы хотите сохранить контроль над вашей деятельностью, вы должны выбрать необходимые стимулирующие перемены.
Перерывы на отдых и смены работы
Во‑первых, вы можете сделать перерыв для отдыха. Поднимитесь, потянитесь, пройдись по коридору, поболтайте с приятелями, а затем продолжайте работу над «А‑1» в течение часа.
Вы можете сделать и другой перерыв в работе, сменив вид деятельности.
Для этого годится любое дело, но предпочтительнее то, что связано с «А‑1».
Если вы подписываете конверты, вы можете позвонить вашей парикмахерше и договориться о приеме, вымыть тарелки, зайти к соседке. Затем после нескольких минут смены активности вернитесь к вашему делу.
Часто единственное, что вам нужно – это перерыв в вашей деятельности.
Но как быть, если вы попали в цейтнот и каждая минута у вас на счету? Или несмотря на перерыв, в ходе которого вы выпили чашку кофе, вы через десять минут снова почувствовали беспокойство? Вы можете на время оставить ваше дело в покое, но будет ли это разумно? Не возникнет ли у вас вновь та же проблема вовлечения в работу, когда вы будете возвращаться к ней позже?
Вы хотите ее продолжать, но каким образом? Ответ состоит в том, чтобы удовлетворить вашу потребность в стимулирующих Переменах в рамках диапазона дела «А‑1».
Задачи, которые могут показаться вам скучными и повторяющимися, могут стать более интересными, если вы проявите больше воображения. Даже если вы рассылаете Рождественские открытки, пришиваете наклейки с фамилией вашего сына перед его отправлением в летний лагерь или осуществляете кодировку инвентарных листов, вы сможете найти способы разнообразить такие задачи и удовлетворить вашу потребность в стимулирующих переменах, не уходя от вашего дела в другие формы активности.
Разумеется, в многоцелевых и многоплановых делах существует гораздо больше разнообразия, и вы легко сможете стимулировать вашу деятельность сменами активности в проекте, в ходе которого вы должны написать статью для журнала, разработать исследовательское предложение для «Союза женщин‑избирательниц», подготовить план конкурентной борьбы с новым продуктом, выброшенном на рынке, исследовать возможности вторичного использования упаковки. Однако и в делах, не столь захватывающих ум и воображение, вы должны изыскивать хотя бы какие‑нибудь возможности для того, чтобы внести в них разнообразие. Чтобы не допустить промедления в тот момент, когда вы вязнете в заболоченной части непролазной чащобы, вам нужно зацепиться за новые стороны вашего предприятия. Вам нужна свежая приманка.
Постарайтесь изменить место работы. Иногда новое окружение творит чудеса для уставшего ума. Если вы устали сидеть, постарайтесь постоять на голове.
Лучше всего помогает в работе смена в методах ее осуществления. Любое интеллектуальное предприятие содержит элементы, которые можно по‑разному комбинировать. Вы постоянно испытываете потребность в новой информации и новых идеях. Их надо собирать, переваривать и действовать на их основе. Вы можете постоянно чередовать сбор и обработку информации или идей и их воплощение в конкретное дело.
Недостаток или избыток информации?
Давайте рассмотрим сбор информации. Ранее я остановился на вопросе о необходимости получения большого количества информации для того, чтобы втянуться в дело. Вспомните, что уровень вашего интереса возрастает по мере того, как ваши знания о предмете начинают подниматься над нулевой отметкой.
Но допустим, ваша проблема совсем иного рода. Многие люди увязают в середине проекта, потому что у них слишком много информации и она их начинает подавлять. Или же у них слишком много идей (даже если они хорошие).
Существуют оптимальные уровни знаний (они различны для разных проектов и для разных людей). Слишком много или слишком мало идей приводит к утрате интереса к делу и снижает вовлеченность в него.
Поэтому, если вы устали собирать информацию или идеи, обрабатывайте то, что вы имеете. Рассмотрите каждый элемент информации и каждую идею, систематизируйте их, изложите их в концентрированном виде. Если вы собираете ваши сведения из книг или получаете сведения от других людей, то очень помогает их изложение в письменном виде. Даже если это не пригодится для окончательного варианта, вы получаете свежую оценку проблемы и это дает вам опору для дальнейшего движения вперед. Кроме того, подготовка такого материала позволяет вам обменяться мнениями с другими людьми.
Подушку, которую так и не сделали
Миссис Джилл давно хотела сделать для своего любимого кресла подушку, расшитую цветными нитками. Она оттягивала работу, так как ей казалось, что надо было продумать много деталей прежде, чем она могла начать вышивание.
Наконец, разумно решив, что ей придется когда‑то начинать, если она вообще собирается сделать намеченное, миссис Джилл отправилась совершать необходимые покупки. Она потратила несколько недель, подбирая подходящую основу и нитки. В одном магазине продавщица убедила ее в том, что прежде всего ей следует пройти месячный курс истории и техники вышивания. Окончив курс, миссис Джилл решила, что самые лучшие нити она сможет получить, лишь заказав их по почте. Это привело к новой задержке на шесть недель по мере того, как она направляла запросы относительно образцов нитей, получала их, просила другие образцы, получала и их, и, наконец, сделала свой выбор.
Собрав все необходимые материалы, миссис Джилл обнаружила, что у нее нет подходящего места для шитья. Она решила должным образом обставить свободную комнату, убрать оттуда всю ненужную рухлядь, изменить там освещение. На это ушел еще один месяц. Теперь она попросила мужа, чтобы он сделал ей специальный ящик для материалов, так как ей не понравились те, что она видела в магазинах. Прошло еще две недели. Когда, наконец, она продумала каждую деталь, устранила малейшую возможность ошибки или неудобства и все привела в порядок, ей так все опротивело, что она решила отложить шитье на неопределенное время.
Мораль этого рассказа проста: подготовительные этапы могут настолько увлечь вас, что вы можете в ходе их осуществления убить все предприятие.
Ранее я сказал, что любое задание является приемлемым в качестве стимулирующей перемены, постольку оно имеет некоторое отношение к «неподъемному делу „А‑1“. Но это задание должно быть коротким и легким. Оно должно привести вас к завершению дела „А‑1“. Если цель „А‑1“ у миссис Джилл состояла в том, чтобы пробудить интерес к различным аспектам шитья, то она достигла своей цели. Но если ее цель сводилась к созданию новой подушки, то она позорно провалилась.
Любой большой проект, такой как пристройка к вашему дому или разработка новой процедуры в вашем учреждении, требует длительных усилий на его различных этапах. Приложение этих усилий требует больших отрезков времени.
Прежде всего составьте расписание и распределите время, необходимое для вашего проекта. Затем по мере наступления соответствующих сроков, используйте идеи из этой главы для того, чтобы поддерживать свой энтузиазм.
(Алан Лакейн "Искусство успевать")
КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment