Saturday, May 15, 2010

Советы фершала Ерофеича: Медитация



НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________

(Дайяна Стайн "Основы психического целительства при содействии духовных покровителей")

Медитация
Забота о здоровье и процесс исцеления начинаются с выработки полезных физических привычек: с употребления экологически чистой пищи, витаминов, чистой воды, минимального потребления сахара, жиров, алкоголя, лекарств (в том числе и предписанных врачом), табака, пестицидов и пищевых добавок. Здоровье и исцеление означают очищение и спокойный сон, солнечный свет и зарядку, приятную среду и жизнь в безопасности. Красота окружающего мира делает нас здоровыми. Здоровье также означает благодатные ментальные и эмоциональные привычки: время, проводимое в одиночестве, и время, проводимое в компании с теми, кому вы доверяете, мирные личные отношения, ласки, объятия, разумно исполняемая работа, игры, часы творчества, общение с детьми и животными, заинтересованное отношение к другим и участие в их делах, связанное с минимальными волнениями, спешкой и стрессами.

Стресс — непосредственная причина 85% случаев заболеваний среди людей, причем эти 85% — только чисто статистическая, признаваемая официальной медициной оценка. Стресс, говоря в общем, — это надрыв или перенапряжение всей системы организма. Собственно, определенное количество напряжения необходимо для стабильного функционирования организма, но избыточные нервные нагрузки негативны и вредны. Различные индивидуумы обладают различной степенью выносливости к стрессовым ситуациям, перенапряжение же может вызываться как травматическими ситуациями, так и событиями позитивными.

Симптомы эмоционального стресса включают в себя раздражительность и беспричинную слезливость, беспокойство и неуравновешенность, неспособность сконцентрироваться или принять решение, отсутствие радости, бессонницу, курение на нервной почве, принятие алкоголя, привычку постоянно что-то есть (или нежелание есть вовсе), хроническую усталость, отсутствие интереса к сексу и нежелание бороться с проблемами. У каждого индивидуума свой порог восприимчивости стрессовых ситуаций и отношения к стрессовым переживаниям. Когда этот порог превышается, тут же начинают развиваться и сами симптомы. Если же стресс, превышающий границы человеческой выносливости, сохраняется постоянно, начинаются недомогания, которые могут привести к росту серьезных заболеваний, ослаблению иммунитета, хроническим болезням и даже в конце концов к смертельному исходу. У каждого человека есть конечный предел того, сколь большой стресс он способен вынести.

Симптомы стресса — это, по сути, симптомы духовного разъединения, отделения тела от ума, эмоций и духа, столь свойственного современному обществу. Все эти симптомы — результат неведения о том, что вы - — Богиня. Стресс — не только результат отделения от Богини, он может быть и фактором, указывающим на необходимость перемен. Мы живем в быстро (иногда слишком быстро) меняющемся мире, который и не собирается замедляться. Стресс вызывает дискомфорт, нежелательное давление, которое заставляет индивидуума изменить то, что является неэффективным в его жизни, побуждая к исцелению и духовному росту. Это, безусловно, очень позитивное явление, хотя оно и не кажется таким в наше время.

Симптомы стресса могут быть и предостережением, предупреждающим о том, чтобы вы приостановились, ощутили запах роз (то есть воссоединились с Богиней) и возвратились к более простой и духовно ориентированной жизни. Возврат к знанию о том, что вы — Богиня, устраняет стресс и ускоряет процесс перемен.

Стресс непосредственно влияет на иммунную систему человека, которая является реальным звеном между телом и нефизическими уровнями.

Негативные эмоции, вызываемые стрессом, ведут к образованию в головном мозге химических веществ, которые переносятся с кровью по всему телу, достигая тимуса (вилочковой железы) через блуждающий нерв. Эти вещества — результат внутренней, постоянно подавляемой борьбы или несбалансированного синдрома выработки гормонов, ставшего хроническим из-за частых или постоянных стрессов. Блуждающий нерв, вместилище автономной нервной системы, контролирует сердечную и дыхательную системы, в метафизическом плане соединяя эмоции с высшим умом.

К числу негативных эмоций, как правило, относятся гнев, страх, горечь, неприязнь. жадность, чувство вины, осуждение, ненависть, ревность, злоба, ярость, надломленность, депрессия и так далее.

Тимус — физический центр деятельности иммунной системы, а одноименная чакра на Линии Хара (Хара-чакра; см. главу 3) является, кроме того, физическим связующим звеном между телом и эмоциями, между плотными физическими и нефизическими, эмоциональными аурическими уровнями. Она соединяет эфирный дубль (физический уровень ауры) с эмоциональным телом, а эмоции — с физическими функциями. Блуждающий нерв является продолжением этой связи, продлевая ее от эмоционального тела к ментальному. Таким образом, физическое тело, эфирный дубль, эмоциональное и ментальное тела связаны воедино. Болезнь в плотном теле является результатом следующей последовательности явлений: стресс -> негативные (болезненные) эмоции -> образование негативных веществ в мозге -> блуждающий нерв -> подавление функции тимуса -> ослабление иммунитета -> физические заболевания: от простуды до рака.

Вызванные стрессом заболевания (а таких заболеваний большинство, если не все) свидетельствуют о необходимости возвращения к единству с самим собой, о необходимости воссоединить свое «я» с божественным источником — Богиней. Это предупреждение о том, что пора подняться над напряжением и суматохой физической жизни, вернувшись к тишине и безмятежности духовных уровней, где мы суть Богиня (Богиня внутри нас).

Болезнь — это также признак внутреннего противодействия переменам в жизни, переменам в эмоциях и мыслях. Когда образ жизни человека (работа, личные отношения, привязанности, эмоциональное состояние, привычки) далек от позитивного и индивидуум отказывается его менять, то возникающий в результате стресс приводит сначала к эмоциональному дискомфорту, затем — к ментальной и духовной стагнации и, наконец, — к боли или болезни в теле. Опять же, выход из этой ситуации — возвратиться к Богине, к духовным ценностям, довериться грядущим переменам и позволить им совершаться в жизни. Наиболее значимая перемена — это переход от негативных мыслей и эмоций к позитивным. Это восстановление духовного равновесия затрагивает все уровни и устраняет процесс болезни.

Эта последовательность выглядит следующим образом: негативные жизненные функции -> стресс -> противодействие переменам -> эмоциональный дискомфорт ментальный дискомфорт -> душевная боль -> физическое заболевание. Обратная последовательность выглядит так: физическое заболевание -> перемены и их приятие -> эмоциональное раскрепощение -> ментальное (часто и кармическое) освобождение -> духовное воссоединение -> исцеление тела. Именно таков процесс психического исцеления, через который целитель ведет исцеляемого. Если целитель хочет добиться положительных результатов и исцелить себя, ему необходимо задействовать второй, то есть обратный, процесс целительства.

Секретным ключом к этому процессу который делает исцеление более эффективным, является медитативное состояние. Во всех мировых культуpax и религиях любая духовная практика и любая психо-целительская техника начинаются именно с медитации. И практика самоисцеления — не Исключение. Медитация — оптимальный способ выхода за пределы уровней физического, эмоционального и ментального тел, достижения духовного уровня и воссоединения с Богиней. На духовном уровне, то есть у божественного истока (у ног Богини), весь негативизм (боль на других уровнях), стресс, сопротивление и страх сами собой улетучиваются, наполняя «я» ощущением спокойствия, безопасности, тишины, единства и здоровья. Исцеление есть возврат к единству — единству со своим духовным «Я», Землей и всеми живущими. И именно это единство и достигается путем медитации.

Дипак Чопра в одной из своих книг описывает, как Альберт Эйнштейн в 1920-х годах, а до него древнеиндийские риши искали некий изначальный источник преобразования пространства, времени, массы и энергии. Интересно наблюдать за тем, как современные физики только-только начинают понимать (хотя все еще до конца не понимают) эту основу целительства, основу, которую женщины-целительницы древних цивилизаций знали уже так давно. Эйнштейн хотел открыть «единую теорию поля», некий единый исток или состояние, которые бы объясняли это изменение или I трансформацию материи. Говоря древним языком, он искал не что иное, как источник творения и исцеления, который можно было бы определить как трансформацию сознания.

Риши выделяли три состояния реальности, или сознания: бодрствование, сон и сновидения, сравнимые с эйнштейновскими пространством, временем, массой и энергией. Единое же поле Эйнштейна они определяли как четвертое состояние, которое они называли турийя (turiya) — то, что буддисты называют самадхи. С точки зрения риши, турийя — это еще одно состояние осознанности за пределами первых трех, состояние, скрывающемся за ними. Они утверждали. что состояния mуpuйu, или самадхи, можно достичь, только поднявшись над обычной деятельностью органов чувств, то есть над состояниями бодрствования, сна и сновидений, и слившись с истоком всякого сознания — Пустотой. Этот исток (Богиня), или состояние трансцендентного сознания (внутренняя Богиня, духовный уровень), есть «место», находящееся за пределами эйнштейновских определений пространства, времени, массы и энергии, «место», где созидается жизнь и где может быть преобразована материя.

Естественно, что понятие «единое» в «теории поля» означает Единство, а это Единство, понимаемое как Богиня и внутренняя Богиня, достигается (благодаря чему обретается исцеление) именно в медитативном состоянии турийя (самадхи). Это «место» воссоединения с Богиней и внутренней Богиней известно в буддизме как Пустота, а три прочих уровня — как Непустота., Пустота — нефизическое «место» творения, то горнило, где отливается или формируется материя, то есть духовный, божественный уровень бытия. Непустота же — это сотворенный мир или физическое тело, это бесконечный потенциал физических, эмоциональных и ментальных состояний.

Одна из разновидностей буддизма — махаяна — описывает состояние блаженства или совершенства (Пустоту) как внутреннюю природу, присущую каждому и всем живущим. В приводимой ниже цитате понятие «природа Будды» я ставлю в один ряд с применяемым в культе Викка понятием «внутренняя Богиня».

«Изначально присущая нам природа Будды есть воистину нечто, что не может быть понято. Она представляет собой нечто пустое, вездесущее, молчаливое, чистое; это величественное и таинственное умиротворение, о котором ничего нельзя сказать. Вы сами должны пробудиться к нему, сами должны постичь его глубины. Все, что перед вами, пребывает в нем во всей своей целостности, без всяких изъянов или чего-то отсутствующего» (Е. A. Burtt, The Teachings of the Compassionate Buddha).

В поисках Богини-Пустоты каждый находит в себе источник всякого творения, любви и исцеления.

Любое исцеление начинается в Пустоте, достигаемой посредством медитации. На этом духовном уровне — уровне электрического пространства между атомами и клетками — стресс, так же как и его негативные последствия, полностью исчезает. Исчезают также земной план (но не астральные чувства), эго, тело и все болезни. В совершенном пространстве Пустоты может существовать лишь благодать, идеальная матрица целостности и первичного творения Богини. Когда достигается это состояние, течение болезни прерывается, и совершенство через Непустоту возвращается назад, в физическую форму. Эта метаморфоза и является ключом физического выздоровления. Благодаря воздействию ума на Пустоту (то есть помощью визуализации, описанной в следующей главе) в медитативном состоянии происходят трансформация и исцеление. Эти преобразования низводятся с уровня на уровень — с духовного через ментальное и эмоциональное тела до плотного физического. В этом случае на уровне физического преобразования происходит освобождение от стресса, приходит в эмоциональный покой и достигается умиротворенное, часто блаженное состояние ума и тела.

Медитация — это искусство, которое может освоить каждый (интересно, что дети осваивают его гораздо легче, чем взрослые). Медитация способствует процессу духовного развития, хотя медитативный процесс сам по себе более важен, чем любая цель или результат. Но чтобы сделать медитацию оптимально действенной и эффективной, она должна стать образом жизни, тем, что проделывается ежедневно в течение длительного времени — вроде чистки зубов. Как только вы освоитесь с медитацией и узнаете, каково это — пребывать в медитативном состоянии, вы сможете легко входить в это состояние в любой момент. Именно это волевое вхождение в светлую медитацию и выход из нее и создают целительное состояние, основу любого психического целительства.

Процесс обучения этому искусству, процесс ежедневной (или дважды в день) получасовой медитации оказывает глубокое воздействие на человека, практикующего ее, и способствует его исцелению. Выход за пределы чувств, эго и физического земного плана очищает и осветляет энергию нефизических тел (электрическое поле между атомами), что уже само по себе является исцелением. В результате стресс и его негативные последствия резко сокращаются, а болезнь в физическом теле ослабевает или предотвращается. В жизни человека воцаряются все более стабильные мир и покой, его способность противостоять болезням возрастает, ум очищается, а способность избавляться от влияния окружающих людей и строить собственную жизнь усиливается. Даже вредные привычки и пристрастия поддаются исцелению! И это знание приводит к психическому раскрытию, а заодно обостряет психические чувства и повышает способности к исцелению себя и окружающих.

Термин «медитация» обычно означает транс — слово, которое может быть неправильно понято. Транс подразумевает отсутствие контроля или осознания, что как раз противоречит его истинному значению. Медитация и транс скорее представляют собой состояние спокойной, сознательной концентрации и устремленности — глубокую, нерушимую, абсолютно неэмоциональную фокусировку ума. Транс, как я его определяю, — это процесс погружения в себя, фокусировка на собственном внутреннем «я» посредством отвлечения от внешнего будничного мира. Это не попытка полностью опустошить свой ум — практика, невозможная даже на Востоке, не говоря уже о западной культуре. Медитация не имеет отношения к гипнозу — чтобы быть загипнотизированным, вы должны захотеть этого, и в целом гипноз (см. следующую главу) — это процесс совершенно иного плана.

Средний человек использует лишь от пяти до десяти процентов своего общего умственного потенциала, а медитация — это систематическая ментальная тренировка, расширяющая возможности использования такого потенциала. Медитация тренирует ум, позволяя фокусировать внимание и повышать эффективность применения свободной воли. Это путь к достижению более глубоких уровней сознания и подсознания, путь воссоединения с энергетическими слоями и уровнями и их очистки. Он замедляет функции тела и успокаивает ум, фокусируя его на одной мысли в единицу времени. В процессе медитации человек углубляется в себя, чтобы там, в себе, найти Богиню. В ходе этого процесса чувства и физический мир освобождаются от иллюзий, в том числе и от иллюзии того, что мы есть тело. Нет, мы не тело и даже не ум и не эмоции; мы нечто гораздо большее, чем все, что их составляет. И медитация позволяет нам глубже осознать, кто же мы на самом деле, осознать себя духовными существами.

Эффект медитативного состояния оценивается медиками как «глубокая релаксация, сопровождаемая высокобдительным состоянием» (Lawrence LeShan, How to Meditate: A Guide to Self-Discovery). Метаболизм снижается, что ведет к замедлению уровня сердцебиения и дыхания, а также к сокращению потребления кислорода. При этом повышается сопротивляемость кожи — еще один признак уменьшения стресса. На электроэнцефалограмме мозга видно, что амплитудные кривые, отражающие частоту его деятельности, замедляются, переходя от более быстрых (бета-волны, характерные для повседневности) к медленным альфа-волнам (то есть к тринадцати циклам в секунду). В наиболее глубоких состояниях амплитуды деятельности мозга у опытного практика или целителя могут даже достигать высшей отметки самого медленного из уровней — тета-стадии. Медитативное состояние не состояние 6одрствоваш:я,сна или сновидений, а четвертое (как у риши) или творческое (как у Эйнштейна) состояние единого поля, или трансформации сознания к материи. Оно открывает доступ в межатомные и межмолекулярные пространства — Пустоту.

Путем простейшей практики научиться медитации может каждый. Однако эго и сознательный ум противятся этому. Мастерство медитации приходит лишь со временем благодаря повторам и постоянной практике. Несмотря на это сопротивление, медитирующий быстро учится приятно и даже комфортно смещать внимание от внешнего фокуса к внутреннему, от повседневной деятельности к спокойному умиротворяющему состоянию легкого транса (начальная альфа-стадия). Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, в качестве вступления в великий мир медитации попробуйте для начала выполнить следующее упражнение.

В тихом удобном месте, где вас никто не потревожит, сядьте на пол в позе портного. Не пытайтесь сесть в восточную позу полулотоса со скрещенными ногами (одна стопа на противоположном колене), если это для вас трудно. Расслабьте тело, выпрямите спину, раскрытые руки положите тыльной стороной на бедра, сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов. Медленно перенесите свой вес влево, затем возвратитесь в центральное положение. Перенесите вес вправо, затем опять возвратитесь в исходную позицию. Наклонитесь вперед, затем снова вернитесь в исходную позицию с выпрямленной спиной. После этого, все так же сидя спокойно и расслабленно с выпрямленной спиной (в центральном положении), медленно сделайте несколько вдохов и выдохов, концентрируясь на каждом.

Обратите внимание на свои ощущения. Ваш вес сбалансирован настолько, что вы, возможно, не чувствуете своего тела, ваш ум умиротворен и спокоен. Продолжайте совершать медленные, глубокие вдохи и выдохи, фокусируясь на дыхании. Замедлите течение мыслей до одной за единицу времени и внимательно их отслеживайте. Этот процесс, называемый заземлением и центрированием, Служит вступлением к медитации и может быть использован для ежедневной начальной практики; примите к сведению, что ум не захочет долгое время оставаться в состоянии покоя, если только вы его не займете.

Медитация, позволяющая тренировать ум и подняться над физическим состоянием, должна выполняться ежедневно или дважды в день в течение двадцати минут или получаса. Не превышайте это время, пока не приобретете необходимый опыт и не научитесь работать с энергией Кундалини (то есть управлять ее подьемом, который может происходить в ходе медитации). Медитируйте ежедневно в одно и та же время. Время после пробуждения или непосредственно перед отходом ко сну считается наиболее благоприятным. Сядьте на пол в позе портного или в полулотосе или сядьте в кресло с прямой спинкой и подлокотниками. Не медитируйте лежа, так как в этом положении вы можете заснуть. Медитируйте с закрытыми глазами, но при этом будьте внимательны и осознанны. Снимите очки или удалите контактные линзы —это позволит сделать фокусировку более мягкой.

Выбор места и пространства для медитации очень важен. Каждый раз пользуйтесь одной и той же комнатой и одним и тем же местом. Окружающее пространство должно быть тихим и по возможности изолированным от шумов. Закройте дверь и отключите телефон. Некоторые медитируют под музыку, создающую фон, но лично я предпочитаю этого не делать. Если используете музыку, то она не должна содержать слов и отвлекать ваше внимание — лучше всего для этой цели подходит классическая музыка или музыка в стиле «нью-эйдж», звучащая на нижнем пределе громкости. Если чувствуете, что фокусируетесь на музыке, а не на медитации, выключите ее вообще. Запретите другим беспокоить вас; эти ежедневные полчаса — полностью ваши. Хорошо медитировать вместе с другими людьми. Дети способны легко обучиться медитации, но ее продолжительность для них должна быть короче. Домашние животные тоже могут быть допущены в помещение, но при условии, что они будут вести себя тихо и не мешать.

В комнате, используемой для ежедневных медитаций, образуется особая духовная атмосфера (аура). Во время медитации мне лично нравится сидеть на коврике перед алтарем Богини, который я устроила на комоде в спальной комнате. Обычно я медитирую перед сном. Окружающая меня энергия благотворно влияет на сон, а сама комната напоминает античный храм. Горящие на алтаре свечи очень помогали мне фокусироваться в первое время, когда я училась медитации. Теперь же я далеко не всегда их зажигаю. Свечи и/или благовония создают настроение и облегчают фокусировку или привыкание, становясь — если их применять постоянно — теми знаками, которые помогают войти в медитативное состояние.

Упражнения по заземлению и центрированию особенно хороши вначале, ибо позволяют затем применять самые разнообразные методы медитации.

Выберите тот, который кажется вам наиболее привлекательным. Причем, выбрав какой-то один метод, практикуйте его ежедневно в течение по крайнем мере месяца, прежде чем изберете другой. Но если захотите практиковать один и тот же постоянно — тоже замечательно. Ибо все методы ведут к одному и тому же: успокоению ума, обузданию эмоций и релаксации тела. Достижение этих состояний гораздо важней, чем то, как вы этого добились.

Для начинающих — то есть для тех, кто, возможно, еще не имеет необходимого опыта и не освоил технику полной релаксации тела, — хорошим началом послужат следующие упражнения. Сев в позу медитации, выполните сначала упражнение по заземлению. Затем, начиная с пальцев ног и перемещаясь вверх до макушки, разомните с помощью легких щипков по очереди каждую группу мышц и частей тела, добиваясь их эластичности. Проделайте это не торопясь, но основательно. Подобная работа с мышцами позволяет почувствовать каждую часть тела и ее упругость, по контрасту наращивая и увеличивая чувство легкости. Особое внимание обратите на мышцы спины, шеи, челюсти и лица, поскольку у большинства людей эти места особенно напряжены. У каждого человека есть особая группа мышц, где в наибольшей степени отражается общее состояние стресса.

Завершив упражнение, сконцентрируйтесь на том, что чувствуете. Направьте дыхание в ту зону, где ощущается напряжение. Вновь повторите процесс релаксации. Затем, все так же спокойно сидя, замедлите частоту дыхания и сконцентрируйтесь на тех мыслях, которые проносятся у вас в голове. Замедлите бег этих мыслей и прослеживайте прохождение каждой от начала до конца, пока она не исчезнет. За раз допускайте в сознание только одну мысль, но зато уделяйте ей полное внимание. Затем отпустите эту мысль; главное — не цепляйтесь за нее и ничего к ней не добавляйте.

Одной из разновидностей этого метода является запоминание следующих (или сходных с ними) фраз. Сидя в позе медитации и закрыв глаза, медленно повторите про себя двенадцать — пятнадцать раз каждую исследующих фраз.
Я чувствую, как мои руки и ноги наливаются теплом и тяжестью.
Мое сердцебиение спокойно и ритмично.
Мое дыхание легко и свободно.
Я чувствую тепло в брюшной полости.
Мой лоб прохладен.
Мой ум молчалив и спокоен.

Полная релаксация тела — первый шаг к эмоциональному и ментальному успокоению и начало вхождения в целительское состояние. Доктор Норма Шелли и Кэролайн Мисс в своей книге «Как обрести здоровье» (Stillpoint Publishing, 1988, 1993) пишут, что в 80% случаев ежедневная медитация или полная релаксация тела сама по себе ведет к позитивным переменам в состоянии здоровья больного. Лучше всего, если описанный выше метод сделать каждодневной привычкой: в этом случае сидячая медитативная поза автоматически станет ключом к релаксации тела. Каждый этап в процессе медитации все больше ведет к изменению сознания и достижению более глубоких состояний — турийи, самадхи и исцеляющей Богини-Пустоты. Некоторые из методов медитации влекут за собой все последующие.

После освоения техники заземления и релаксации моим первым упражнением стала медитация на викканском Древе Жизни, которая является начальной техникой и в тантрическом буддизме. Методы тантрического буддизма, в основе своей весьма схожи с большинством викканских духовных практик, техникой целительства и ритуалами. Эта медитация сочетает в себе визуализацию (см. следующую главу) с поднятием энергии Кундалини. Древо Жизни — это божественная метафора как самого канала Кундалини, так и нефизической энергии или духовной структуры тела.

Начните с упражнений по заземлению, центрированию и полной релаксации тела. Затем представьте, что вы — древнее могучее дерево с раскидистыми ветвями, чьи корни, начинающиеся прямо от ступней, мощно врастают в землю, Почувствуйте, как эти корни все глубже и глубже уходят в недра Земли, пока не достигают золотого ядра планеты. Через эти корни золотистая энергия Земли наполняет ваши ступни, ваши ноги, поднимаясь все выше по каналу позвоночника. Представьте, что ваш позвоночник — это ствол высокого мудрого дерева, и наполните этой энергией каждую часть своего тела. Пусть золотистая энергия Земли поднимается через шею и голову до самой кроны (макушки) и выходит за пределы физического тела.

Затем почувствуйте свои ветви, которые, подобно рукам, расходятся от ствола вверх и вширь, разветвляясь на множество меньших веток, веточек и побегов. А на этих веточках распускаются зеленые листья и золотистые цветы с нежными лепестками. Ощутите, как эти цветы, проклюнувшись в виде почек, затем распускаются все шире и полнее, пока не раскрываются полностью, и лепестки, отрываясь от ветвей, падают на землю. Представьте, как золотистый дождь из лепестков падает на поверхность Земли и их субстанция, растворяясь, проникает под кору и опускается до ядра планеты. Эта субстанция становится единым целым с золотистым центром планеты и затем вновь всасывается корнями. и через них поднимается вверх. Всегда заканчивайте медитацию в центре Земли и медленно возвращайтесь к реальности. Потянитесь и сделайте несколько движений; перед тем как встать, полностью осознайте себя в настоящем.

Древо Жизни — традиционный образ и в буддийской, и в викканской медитативной практике. Существует также множество его разновидностей и вариаций. В Тибете, например, вместо зеленого дерева медитируют на яка или других животных и природных существ, пока медитирующий сам не становится этим существом и не сливается с ним. Ученик может также фокусироваться и на другом объекте — глиняном диске, чашке воды, тлеющем кончике ароматической палочки или на очаге, где в защитном экране проделано отверстие, через которое можно наблюдать за кругом живого пламени. (Более подробно об этом виде медитации см. ниже.) Цель этой медитации — запечатлеть этот образ в уме, при закрытых глазах, столь же реально, сколь он реален, когда смотришь на него открытыми глазами. В ходе этих простых медитативных упражнений образы обрастают плотью и кровью и запечатлеваются во всей своей сложности, пока замысловатая мандала не становится во время медитации столь же реальной, какой она предстает на настоящих картинах, и даже еще более реальной. Богиня, изображенная на мандале, словно оживает и становится для ищущего духовным наставником и поводырем. В тантрическом буддизме это называется йидам-медитацией.

С помощью таких упражнений на первом этапе обучения буддийской медитации развивают способность к концентрации, визуализации и точечной фокусировке. Идентификация с деревом или яком осуществляется до тех пор, пока не достигается то, что называется состоянием смещения или переноса сознания. Если вы одновременно и человек, и дерево или як, то вы также и любое другое живое существо. Это упражнение демонстрирует единство всей жизни. Когда вы сливаетесь с Землей во время медитации на Древо Жизни, то как бы становитесь этой Землей и питаетесь Ею. Это первый шаг на пути к просветлению, представленный в символике Рэйки II как символ Чо-Ку-Рэй.

Вот что пишет Александра Давид-Неэль об этой форме медитации:

«Люди, постоянно и методично практикующие созерцание, часто испытывают... ощущение, как будто они сбросили с себя тяжелое бремя или избавились от сковывающей их одежды и очутились в тихом, восхитительно спокойном пространстве. Это то самое ощущение свободы и ясности, которое тибетские мистики называют «ниампар джагпа» (niampar jagpa) — «стать равным», «сравняться», в смысле устранить все причины волнения и беспокойства, которые «волнами» накатываются на сознание» (Александра Давид-Неэль. «Магия и тайны Тибета». К.: «София», 2000).

Еще одна форма медитации — выучить наизусть какой-нибудь трогающий душу отрывок и вновь и вновь проговаривать его про себя. В течение какого-то периода времени читайте этот отрывок ежедневно. Прочувствуйте его смысл и содержание и не давайте ему «закиснуть». Медленно произнося его, фокусируйтесь на каждом слове, отбросив все прочие мысли. Это нужно проделывать один или два раза в день в течение получаса; сидя в тихой комнате в позе медитации с закрытыми глазами и полностью расслабившись. Если ваш ум во время чтения отрывка станет отвлекаться и в сознание начнут вторгаться посторонние мысли, начните весь процесс сначала, и еще раз, и еще, сколько бы времени ни потребовалось на выполнение этого задания. Дисциплинировать ум нелегко, он будет заявлять о себе снова и снова. Но если вы постоянно принуждаете его к работе, то его сопротивление в конце концов ослабнет.

Выбирайте лишь те отрывки, которые действительно отражают ваши представления о том, как именно вы хотели бы смоделировать собственную жизнь. Такие тексты можно найти во всех мистических писаниях любой из религий, включая и культ Викка. Избегайте тех отрывков, которые противоречат вашим убеждениям, в которых содержатся грубые слова или критика, а также те, что уничижают жизнь на Земле. Одной поэзии недостаточно; текст должен быть не только прекрасен — он должен отражать высшую духовность и способствовать трансцендентному слиянию с высшим, идеальным «Я». Размышлять над его смыслом и содержанием тоже неплохо, но делайте это по завершении медитации или посвятите этому специальные сеансы. Занимаясь текстовой медитацией, просто повторяйте слова и фокусируйтесь на них, исключив все прочие мысли и чувства.

Эта форма медитации дисциплинирует ум, скорее наполняя, чем успокаивая его, и учит его концентрации и точечной фокусировке. Текст словно отпечатывается на полотне сознания медитирующего, и тот, фокусируя на нем свое внимание, становится единым с его принципами. Если вы медитируете на единстве всей жизни, вы раскрываетесь навстречу этому единству. Если вы медитируете на любви и доверии, доброте или исцелении, вы также раскрываетесь навстречу этим принципам. Чтение текста — это более продвинутая форма аффирмации (позитивного утверждения), это словесное выражение, утверждающее в истинной свете вас таким, каким им хотели бы стать. (Вот лишь некоторые примеры подобных аффирмаций: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше», «Я прекрасна и любима», «Меня наполняют мир и покой» и т. д.) Используйте идеальные образы себя (такого, каким вы хотели бы стать) и избегайте всего, что искажает этот образ.

Вот некоторые типичные примеры отрывков для запоминания. В приводимых ниже текстах я заменила слова «Он» и «Твои» на «Богиня» и «Ее»:

«Научи меня чувствовать, что это Ее улыбка расцветает в сиянии зари, на лепестках роз и на лицах...»
«С нарастанием тишины внутри и снаружи мир и покой Богини нисходят на меня. Я буду стараться всегда слышать этот звук Ее шагов».
«В звуках скрипки, флейты и мощном звучании органа я слышу голос Богини» (Paramahansa Yogananda, Metaphysical Meditations).

Цитаты из произведений Хильдегарды Бингенской, Терезы Авильской, Мэри Дэйли или любого другого великого целителя или мистика не менее хороши и позитивны. Что до меня, то свой любимый текст для медитации я позаимствовала из «Гимна Богине», традиционно используемого в вик-| л иском культе. Приводимый ниже отрывок взят из моей книги «Замыкая круг. Книга женских ритуалов»:

«Пой, ликуй, танцуй, твори музыку и любовь пред лицом Моим, ибо экстаз духа и радости на Земле — во мне. Мой единственный закон — любовь ко всем.
Во Мне тайна, открывающая дверь к рождению, и во Мне мистерия жизни, которая есть Котел Гекаты, лоно бессмертия. Я даю знание о всех духах творящих, а за чертой смерти Я дарую мир и соединение с теми, кто ушел раньше.
Я есть красота зеленеющей Земли, и белая Луна среди звезд, и тайна вод. Я призываю Свою душу: вознесись и приди ко мне. Ибо Я есть душа природы, дарующей Вселенной жизнь.
Я та, кто была с тобой с самого начала, и Я то, чего ты достигнешь на краю желания».

Каждая строка или каждый отрывок из «Гимна» могут быть использованы как текст для медитации. Я предлагаю начать с первой строки и использовать ее при медитации, пока не почувствуете, что полностью ее исчерпали, после чего переходите к следующей. (Полный текст можно найти в книге «Замыкая круг» и во многих других викканских книгах.) Возьмите полный текст «Гимна Богини» и усердно медитируйте над ним несколько месяцев, пока не исчерпаете полностью, повторяя про себя снова и снова и всесторонне над ним размышляя. (Подобное размышление — еще одна форма медитативной практики.) Обещаю, что вы полностью избавитесь от стресса, эмоциональная и физическая боль покинут вас, а ваша жизнь полностью изменится в позитивном направлении.

Еще одна техника медитации — концентрация на дыхании — применяется как на Востоке, так и на Западе. Сядьте в позу медитации, выполните упражнения по заземлению и центрированию и выполните весь процесс полной релаксации тела. Затем приступайте к дыхательному упражнению. Сделайте вдох, затем закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю. Сделайте медленный выдох через левую, считая до четырех. Теперь закройте левую ноздрю указательным пальцем правой руки и сдерживайте дыхание, пока не сосчитаете до шестнадцати. Освободите правую ноздрю и сделайте выдох, считая до восьми. Повторите процедуру, закрыв указательным пальцем левую ноздрю и начните сначала, вдыхая через правую. Таким образом, вы полностью проделаете упражнение, которое называется «Очищающее дыхание». Постарайтесь не выполняйте его более четырех раз за один сеанс.

Если счет 4-16-8 при выдохе/вдохе и задержке дыхания кажется вам неудобным или сбивает дыхание, попытайтесь выполнить ту же процедуру на счет 2-8-4, по возможности удерживая нормальный ритм дыхания. Не пытайтесь вдохнуть слишком большое количество воздуха или слишком долго сдерживать дыхание. В течение всего упражнения старайтесь дышать по возможности свободно и комфортно. Сконцентрируйтесь на отсчете дыхания, а если ваш ум устремится на другие вещи, вновь направьте его на отсчет вдохов и выдохов. Последовательно совершив это упражнение четыре раза, медленно восстановите привычный ритм дыхания. Не выходите из состояния покоя и внутренней сосредоточенности и фиксируйте мысли, проносящиеся в вашем сознании. Отмечайте их, а затем отпускайте.

Если у вас есть какая-то проблема, это наилучшее время и самая благоприятная возможность, чтобы задать себе насущный вопрос и в молчании выслушать ответ. Именно таким способом достигается большинство откровений. Занимаясь медитацией, вы к этому времени добьетесь вполне приемлемой тишины и покоя, чтобы услышать (или почувствовать) ответ. Вышеописанный процесс, как и другие формы медитации,тоже успокаивает, снимает стресс, способствует сну и помогает сбалансировать гормоны, то есть те вырабатываемые мозгом вещества, которые оказывают столь сильное воздействие на иммунную систему и здоровье.

Использование мантры, то есть мысленное повторение фразы, связывающей вас с Богиней, — еще одна форма медитации. Она несколько отличается от стандартного медитативного формата. Мантра произносится не только во время медитации, но и, так сказать, среди забот и хлопот повседневной жизни. Ее можно использовать в любое время. Ничего другого вашему уму и не требуется. Если вы стоите в очереди, или моете посуду, или принимаете душ, или готовитесь отойти ко сну, или просто гуляете, повторяйте мантру снова и снова, фокусируясь на словах и звуках. Только не прибегайте к ней, когда ведете машину, разговариваете, читаете или в любое другое время, когда какие-либо дела чисто земного плана требуют от вас полного внимания.

Произносите мантру при любой возможности, по мере сил заполняя ею любую брешь во времени. Или же произносите ее во время сеансов медитации десять — пятнадцать минут, после чего остановитесь и обратите внимание на те чувства и мысли, которые за этим последуют. Произносите слова медленно, полностью концентрируясь на них, а если ваши мысли начинают блуждать, вновь нацельте их на мантру. Прибегайте к ней, когда вами овладевает страх, гнев или когда нужно успокоить слишком бурные эмоции, чтобы освободиться от них и преобразовать их положительным образом. Мантра — это очиститель эмоций и ума, содействующий исцелению тела.

Мантра действует по двойному принципу — силой слов и повторением. Слова очень значимы и оказывают влияние на человеческую жизнь, особенно если их усилить за счет многократного повторения. Негативные мысли и слова оказывают негативные влияния и ухудшают здоровье; позитивные — очищают и исцеляют. Эта форма медитации по сравнению со всеми другими методами оказывает самый оздоровляющий эффект, причем в концентрированной форме. Несмотря на кажущуюся простоту, она требует огромной умственной дисциплины. Обычно мантра не применяется в процессе реального психического целительства, когда ум должен быть спокоен и настроен на слух и восприятие, зато она оказывает существенную помощь в процессе самоисцеления и при подготовке ума к достижению целительского состояния. Я использую мантру как вспомогательное средство, дополняющее другие методы медитации, но ни в коем случае не как средство их замены.

Фраза, выбираемая в качестве мантры, — особая. Она должна быть короткой, иметь позитивный характер, укладываться в концепцию божества, как его понимает практикующий, и обычно содержит священное или сакральное имя. Как только такая фраза выбрана, менять ее в течение жизни уже нельзя, поэтому выбирайте фразу тщательно. Хотя в некоторых школах медитации учат, что мантру необходимо держать в секрете, однако, даже если эту фразу произносить прилюдно, она не потеряет своей силы. Ее сила — в повторении самих слов. «Аве Мария» — это христианская мантра, заимствованная из индийских мала-мантр и приспособленная к нуждам западного мира. Буддийская «Ом мани падме хум» («Драгоценность в сердцевине лотоса»), вероятно, наиболее известный и могущественный образец мантры. Вибрация и звук слова «Ом» рассматриваются как звучание, сотворившее Вселенную, вызвав материю к существованию из Пустоты.

Викканскую мантру составить несложно. Любое имя Богини, произносимое медленно и нараспев, — уже мантра: Изида (И-зи-да,Из-ида), Гуань-Инь, Кали Ма. Медленно и ритмично повторяйте каждый слог — вновь и вновь. Затем попытайтесь произнести более длинную фразу или распев имени Богини; большинство мантр — это больше чем просто имена. Попробуйте сказать, например, «Богиня, благослови», или «благословенна будь», или «Богиня-Мать, Богиня-Мать», или «Йемайя, Мать моя, Йемайя». Хороши и несколько более длинные мантры вроде «Я есть Маат, Маат есть я, мы есть одно». А моя собственная мантра звучит так: «Бриде здесь». Бриде, также называемая Бригит, или Бриджит, — это кельтская богиня вдохновения, поэзии и врачевания. Повторение мантры с ее именем наполняет меня спокойствием даже в самые горькие минуты жизни.

И наконец, при долгом употреблении мантра начинает звучать в вашем сознании всякий раз, когда вы не заняты делами. Этот фактор рассматривается как крайне положительный, поскольку означает, что вы напрямую связаны с Богиней. Буддисты считают, что, если человек умирает с мантрой на устах и в сердце, его душа сразу же возносится к Богине (Будде) и затем возрождается в «Чистой земле» — месте, где она освобождается от всей кармы и может достичь просветления уже в той жизни.

Созерцание — еще один метод медитации, вероятно, один из самых используемых на Западе и наиболее полезный для целителей. Начните с заземления, центрирования и полной релаксации тела. Затем, прежде чем начать, сфокусируйтесь на выбранном объекте. Объект можно установить прямо перед собой или держать в руке. Когда я впервые начала применять этот метод, моими объектами были розовая гвоздика в прозрачной вазе, морская раковина, сосновая шишка, кристалл и пламя зажженной свечи на алтаре. В течение сеанса используйте лишь один объект.

Сосредоточьте предельное внимание на объекте, исключив все остальное. Некоторое время смотрите на него, затем закройте глаза и удерживайте образ объекта в сознании. Изучите его подробнейшим образом со всех сторон (но только без словесной оценки): форму, цвет, хрупкость, текстуру, размер и, если возможно, звук. Включите все свои чувства. Если это морская раковина, ясно представьте море и пляж, стихию воды и жизнь, которую когда-то содержала эта раковина. Если это свеча, исследуйте стихию огня в его позитивном и негативном аспектах, связав ее по возможности с богиней огня (Пеле, Ойл). Если медитируете на цветок, представьте, как из семени появляется побег, превращается в растение, цветет, опадает и вновь становится семенем. Если же медитируете на кристалл или драгоценный камень, представьте, как он формируется в недрах Земли.

Постарайтесь связать этот образ с богами каждого существа или с дэвами природных явлений. Если вдруг ум начинает рыскать и отвлекаться от фокусировки на объект, поставьте его на место. Вам придется проделать это множество раз. Начните с десятиминутного сеанса, затем постепенно увеличивайте время. Посвятите несколько сеансов только фокусировке на сам объект, воздерживаясь от ассоциаций. Способность концентрироваться и долгое время удерживать ум в этом состоянии — очень важный фактор исцеления.

Как только вы в достаточной мере дисциплинировали свой ум (я уж не говорю «в совершенстве», ибо совершенства попросту не достичь), постарайтесь фокусироваться на собственном теле. Медитируйте на репродуктивную систему, на менструальный цикл, сердце, кости, дыхание, кровообращение, пищеварительную и мочевыводящую системы так же, как вы медитировали на цветок или раковину. Изучите, как работает ваше тело и что оно собой представляет. Делайте это, избегая словесных оценок.

На следующем сеансе постарайтесь фокусироваться лишь на одном органе или одной системе тела. Вначале какое-то время созерцайте саму систему или сам орган, а затем проникните сознанием внутрь. Если возникнут какие-то эмоции, обратите на них внимание, проследив, как они, подобно волнам, накатываются на вас и утихают. Возможно, некоторые сложившиеся у вас представления о собственном теле немало вас удивят. Если возникнут положительные эмоции, воздайте им должное и отпустите. Если возникнут отрицательные, спросите себя, какие представления их породили, и затем попросите их удалиться. Почувствуйте, как они уходят, но не углубляйтесь в этот процесс.

Если почувствуете, что орган или система после удаления эмоций словно опустели, наполните их светом, который вызывает положительный настрой, или заполните молитвой. Наполните их новым, позитивным содержанием и дайте им почувствовать ваше отношение. Прежде чем завершить сеанс, попросите систему или орган, чтобы они отозвались на ваше обращение. Этот отзыв может быть вербальным (в словах), зрительным (в красках), эмоциональным (в виде чувств) или обонятельным (в запахах). Вы тут же поймете, что он означает. Если чувствуете в этой зоне боль, спросите, что нужно для того, чтобы от нее избавиться, и в точности следуйте полученным указаниям. Таким образом вы одновременно осуществите и визуализацию, и психическое исцеление. Завершите сеанс благословением в свой адрес.

Если вы принадлежите к числу рационально или ментально ориентированных людей, которые не могут обходиться без слов, попробуйте «Медитацию тысячелепесткового лотоса». Это разновидность созерцательной медитации, сходная с описанной выше, только вместо образов здесь используются слова. Знайте, однако, что умение работать с невербальными формами — очень важный фактор в практике целительства, который тоже должен быть вами наработан и использован в деле. В буддизме тысячелепестковый лотос — это символ теменной чакры и единства всей жизни. Центром этого медитативного лотоса служит выбранное вами слово, а многочисленные лепестки олицетворяют связь этого слова со всеми другими явлениями. Для начала посвятите этой медитации и прослеживанию всех связей не более десяти минут, а затем постепенно увеличьте время до получаса.

Начните с выбора слова — оно должно быть позитивным и содержать столь же позитивный смысл. Негативные слова или слова, вызывающие у вас неприятные чувства и ассоциации, могут заронить в вас депрессию или тревогу, которая будет преследовать вас и по завершении медитации, а возможно, и в течение нескольких дней после нее. Для начала вполне годятся естественные, обиходные слова, связанные с предметами природы, такие, например, как «морская раковина», «еловая шишка», «кристалл», «цвет» и так далее. Поэкспериментируйте и свыкнитесь с ними, прежде чем перейти к словам космическим, таким, как «Вселенная», «Галактика», «Земля», «Пустота» или «Богиня».

Выбрав слово, поразмышляйте над ним, удерживая в своей памяти. Это и есть центр лотоса. Вскоре появится другое слово, ассоциативно связанное с первым, — лепесток лотоса. Созерцайте оба слова в течение трех-четырех секунд, а затем удалите ассоциативное, независимо от того, поняли вы его значение или нет. Вновь повторите центральное слово и подождите, пока не появится следующая ассоциация-лепесток. Изучите ее, затем удалите и вернитесь к центральному слову. Проделывайте это в течение всего сеанса, но всегда возвращайтесь к начальному слову; если ум рыскает, обуздайте его, вернитесь к исходному слову и начните опять.

Ассоциации могут приводить как к внутренней осознанности, так и к осознанию себя. Если у вас уже есть опыт по этой части, вы сумеете выбрать такое центральное слово, которое может быть использовано при решении проблемы. Например, если это проблема личностных отношений, сделайте ключевым словом имя партнера, поместите его в центр лотоса и посмотрите, какие ассоциации возникнут у вас в ходе медитации. Если же проблема связана с необходимостью отпускания какой-либо эмоции или лечения какой-либо болезни, поместите по очереди каждое из этих слов в сердцевину лотоса и будьте открыты к восприятию ассоциаций или откликов.

К тому времени, как вы станете мастером по части всех описанных в этой главе медитаций, вы приобретете необходимый опыт и по части основного навыка, требующегося для искусства целительства и самоисцеления. Собственно говоря, переход от повседневного ума (который перескакивает от одной мысли и объекта к другим) к медитативной альфа-стадии, то есть состоянию покоя и фокусировки, и есть, по сути, переход от болезни к здоровью. Именно способность осуществлять такой переход и делает человека целителем, а способность эта обретается автоматически путем ежедневной практики медитации.

Контролируемый, спокойный ум нельзя развить в одночасье. Каждое умение требует времени и практики, но практика медитации есть уже цель самг по себе. Умиротворение и покой, получаемые в процессе ее, делают ежедневные упражнения приятными и стоящими потраченного на них времени. Медитация — это позитивная, благотворно сказывающаяся на всей жизни привычка. Применяемая как средство от стресса, она оказывает целебное воздействие, а доведенная до уровня высокого мастерства, поистине творит чудеса. Когда же медитативное состояние дополняется визуализацией, в совокупности они дают глубокие положительные результаты, быстро и мощно проявляющиеся на всех уровнях.

(Дайяна Стайн "Основы психического целительства при содействии духовных покровителей")

КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________

No comments: