Wednesday, October 28, 2009
Советы фершала Ерофеича: Собеседование
Собеседование
Как правильно "рассказать немного о себе"?
Перед тем как идти на собеседование, вам обязательно следует продумать свой ответ на просьбу интервьюера рассказать немного о себе, поскольку наверняка к вам обратятся с таким пожеланием. С этой целью отработайте мини-презентацию дома (она, кстати, вам еще не раз пригодится), следуя нижеприведенным принципам.
Не повторяйте информацию, изложенную в резюме.
Лучше сделайте несколько ссылок («Более подробно о навыках, приобретенных во время работы в этой компании, написано в моем резюме» и так далее). Если по каким-то причинам интервьюер хочет, чтобы вы все-таки озвучили информацию, которая уже содержится в вашем CV, то он, скорее всего, задаст дополнительные вопросы.
Не загоняйте себя в биографические рамки.
Это не самый выигрышный и довольно банальный вариант. Лучше расскажите об имеющемся опыте в разрезе полученных вами навыков: перечислите то, что дали вам компании, где вы работали раньше, люди, с которыми вы были в команде, и каким образом эти навыки вы могли бы применить на новом месте.
Презентуйте себя с позиции профессионала.
Работодатель наверняка ждет, что вы расскажете о том, почему вы считаете себя подходящим кандидатом на должность, о которой идет речь. От вас хотят услышать о вашем образовании, об опыте работы, если были какие-то нелогичные смены работы – в чем причины. Хорошо, если вы сразу поведаете о своих ожиданиях от новой работы.
Расскажите о своих сильных сторонах, пересекающихся с требованиями должности и интересами работодателя.
Если вы, к примеру, в совершенстве освоили игру на виолончели или катание на скейтборде, то вряд ли это поможет вам в работе. А вот то, что в институте вы были капитаном баскетбольной команды – гораздо более интересный для вашего будущего руководства факт из вашей биографии. Посвящать собеседника в подробности ваших семейных неурядиц, конечно же, не стоит. Однако рассказ о семье не станет свидетельством вашего несоответствия должности. А для некоторых позиций такой вариант даже является плюсом: показывая, как важны для вас семейные ценности, вы демонстрируете заинтересованность в большей степени в стабильной работе и в меньшей степени в карьерном росте.
Соблюдайте регламент.
Лучше всего будет восприниматься лаконичный (короткий, но четкий!) рассказ о себе, минуты на две, по завершении которого уместно будет предложить задать дополнительные вопросы, если какие-то моменты работодатель для себя еще не уяснил.
В конце концов, цель работодателя при проведении любых оценочных процедур в процессе приема на работу состоит в том, чтобы получить ответы на три основных вопроса: «Сможет ли?», «Захочет ли?» и «Впишется ли?». Если ваш краткий рассказ будет содержать соответствующий месседж, то, скорее всего, удовлетворит работодателя.
Как описывать работодателю свой предыдущий опыт?
Что написано пером
Только очень неопытный соискатель удивляется, когда его на собеседовании просят рассказать о предыдущем месте работы: действительно, зачем, ведь все написано в резюме? Однако нужно знать, что, задавая этот вопрос, работодатель преследует сразу несколько целей:
Проверить, правда ли то, что вы о себе написали в резюме, и не будете ли вы «путаться в показаниях», если вам предложат ответить на пару наводящих вопросов.Убедиться в том, что вы легко оперируете профессиональной терминологией, понимаете смысл специальных терминов и знакомы с реалиями вашей сферы деятельности.Выявить истинные границы вашей компетенции, ваши глубинные навыки и умения, а также сильные и слабые стороны.Оценить не только то, что вы умеете делать, но и то, как вы умеете это делать.Сделать для себя первые наброски вашего психологического портрета, посмотреть, как ваши личностные качества вписываются в специфику профессиональной деятельности.Оценить ваши навыки самопрезентации.
Говорим «опыт», подразумеваем «знания»
Итак, работодателя интересуют ваши знания и навыки, которые могут быть полезны для компании. Не следует расписывать ваши успехи в сфере, имеющей отдаленное отношение к желаемой вакансии. Сосредоточьтесь на тех примерах, которые наилучшим образом характеризуют необходимые для вашей должности качества.
Сосредоточьтесь на тех примерах, которые наилучшим образом характеризуют необходимые для вашей должности качества.
Андрей перешел в крупную телекоммуникационную компанию из довольно специфичной отрасли – торговли зернопродуктами. На собеседовании он акцентировал внимание на том, что «может решать вопросы». В качестве примера Андрей привел несколько историй, когда его компании удалось выиграть тендеры на поставку зерновых и подсолнечника благодаря его дару переговорщика. Поскольку в новой компании ему предстояло решать похожие задачи, и он продемонстрировал неплохое знание современных цифровых технологий, то вопрос о его трудоустройстве был решен положительно.
Разговор двух профессионалов
Если с вами беседует ваш будущий руководитель, или том случае, когда сам эйчар разбирается в тонкостях вашей профессии, приготовьтесь к тому, что «копать» будут глубоко. Например, при собеседовании на позицию сейлза вас могут спросить, как вы поступите, если покупатель возражает против выставленной цены, ссылаясь на то, что у конкурентов она ниже, или зададут другой вопрос, ответ на который человек может знать только из предыдущего опыта, а не из учебника.
Некоторые факты являются бесспорными козырями в той или иной профессиональной сфере, и на них в своем рассказе нужно остановиться подробнее. Так, в продажах – это общий опыт, рост (от ассистента менеджера до начальника отдела пусть даже маленькой компании), увеличение объема продаж с нуля до 200% каждый месяц, разработка конкретного канала сбыта или продвижение новой линии продукции. В финансах и бухгалтерском учете вашу кандидатуру в наиболее выигрышном свете представит подробный рассказ о том, как вы наладили учет с нуля или автоматизировали отчетность.
Слишком хорошо – тоже плохо
Опытные соискатели не игнорируют заведомо «пустые» собеседования, даже когда уже есть приглашение в «компанию мечты», поскольку любое интервью служит превосходной репетицией перед ответственным «сражением». Побывав на нескольких встречах в тех компаниях, куда вы не горите желанием идти, легко привести себя в боевую форму, повысить самооценку, поработать над ошибками в представлении себя как специалиста на рынке труда, понять, что нужно говорить, а о чем лучше промолчать.
Не нужно бояться рассказывать о своих ошибках!
Работодателя в меньшей степени интересуют ваши успехи, он понимает, что ваши медали начищены до блеска. Если от них уже рябит в глазах, а о промахах и неудачах вы не упомянули, то интервьюер обязательно постарается вывести разговор на неприятную для вас тему. Не нужно бояться рассказывать о своих ошибках! Очень важно, как человек объясняет причину своих неудач: обвиняет коллег, начальство, клиентов и судьбу или объективно излагает картину и дополняет ее сделанными выводами.
На предыдущем месте Анна была руководителем клиентского отдела, который сама же и создавала. Для нее это была первая работа, непосредственно связанная с формированием команды и управлением людьми. Недостаток опыта в организационной сфере негативно отразился на состоянии девушки: она так «зашивалась», что довела себя до нервного истощения. Когда Анна рассказывает об этом эпизоде своей карьеры, то непременно добавляет, что более опытные коллеги помогли ей выйти из цейтнота, научили делегировать полномочия, создавать в коллективе разумную конкуренцию и выстраивать систему мотивации.
Опыт, да не тот
Бывают ситуации, когда ваши опыт и знания явно недостаточны. Стоит ли посылать резюме на такие вакансии? Иногда требования, предъявляемые работодателями к соискателям, бывают элементарно завышенными. Например, когда человеку, которому по долгу службы предстоит лишь изредка вести переписку, нужно свободное владение английским языком, – это уже явный перебор. В таких случаях можно попытаться объяснить интервьюеру, что другие ваши достоинства перевешивают ограниченный опыт и/или недостаточные знания. Если со стороны работодателя находится разумный и опытный человек, то ваши шансы на успех повышаются.
Аргументом в вашу пользу будет ваше настойчивое стремление к профессиональному росту и согласие на более низкую заработную плату.
К примеру, если вы специалист по 1С, но никогда не работали с восьмой системой, которую предполагается внедрять на предприятии, то у вас есть два пути: или отказаться от идеи занять эту позицию, или попытаться убедить работодателя, чтобы вам предоставили время для адаптации и повышения уровня своих знаний. Аргументом в вашу пользу будет ваше настойчивое стремление к профессиональному росту и согласие на более низкую заработную плату.
Возможен и обратный вариант – ваш опыт слишком большой для данной вакансии (ситуация overqualified). Тогда работодатель может усомниться в том, что вам не станет скучно на новом месте работы. Так, на собеседование в одну из небольших компаний пришла кандидат на должность главного бухгалтера. Ее опыт работы был настолько солидным, что она могла бы претендовать на гораздо более ответственную позицию и, соответственно, больший уровень дохода. Поэтому сразу же возник вопрос о том, что ее привлекло? Однако соискатель очень убедительно рассказала о том, как тяжело быть главным бухгалтером с большой ответственностью, к тому же ей в связи с изменившимися семейными обстоятельствами хотелось чего-то более спокойного и стабильного. Доводы показались работодателю вполне убедительными, и был вынесен положительный вердикт.
«Опыт – сын ошибок трудных»
Большинство работодателей стараются взять на работу уже готового специалиста, знакомого со спецификой работы. Если бы такая ситуация являлась безнадежной для соискателя, то не возникало бы и вопроса о смене сферы профессиональной деятельности. Определенная категория работодателей придерживается такого мнения, что прошлый опыт кандидата – далеко не самый существенный критерий. Гораздо важнее – профессиональный инструментарий: наработанные связи, клиентские базы данных, знание особенностей той или иной области деятельности. Например, хороший менеджер по продажам после месяца-двух «вхождения в тему» с одинаковым успехом будет продавать и мобильные телефоны, и составы с лесом. То же самое можно сказать практически обо всех специалистах, в которых заинтересован современный бизнес: маркетологах, бренд-менеджерах, юрисконсультах, сейлзах, эйчарах.
Генеральный директор компании HeadHunterЮрий Вировец считает, что «стремление работодателя предлагать соискателю только то, что он уже делал раньше – серьезная ошибка». Разумеется, на некоторых позициях без соответствующего багажа нельзя, однако он не должен являться решающим фактором. Тем не менее многие эйчары действуют по жесткой схеме, полагая, что ваш предыдущий опыт должен "намертво" совпадать с требованиями вакансии. Поэтому, рассказывая работодателю о вашем профессиональном прошлом, постарайтесь скорректировать рассказ с учетом этих требований, попытайтесь убедить собеседника в том, что ваши знания позволят вам справиться с новыми обязанностями.
Вопросы к работодателю
Перед тем как начать спрашивать работодателя, оцените ситуацию. Вопросы будут зависеть от того, чем закончилось интервью – получили ли вы приглашение или нет. Если работодатель четко сформулировал предложение, то ваши вопросы должны быть более конкретными: сколько, когда, как. Вы уже одной ногой вступили в новую «корпоративную лодку» и теперь уточняете важные детали. В случае «подвешенности», напротив, вам следует придерживаться общих тем и не быть слишком въедливым.
В сущности, все вопросы можно условно разделить на две группы: первая – вы интересуетесь тем, что можете сделать для компании, детально проговариваете будущие функциональные обязанности, критерии оценки своей деятельности, а также возможные внештатные ситуации; вторая – вы получаете исчерпывающую информацию о том, что компания будет делать для вас. Рекомендуется задавать вопросы именно в такой последовательности, особенно если окончательного предложения вам еще не поступило.
Вас приглашают на работу
Вы должны точно знать, что будете делать и за что вам платят деньги.
Уточните, если необходимо, видение результатов вашей будущей деятельности и как можно четче оговорите с работодателем критерии ее оценки – кто, когда и как будет «принимать» работу. Добейтесь максимальной ясности в этих вопросах: как показывает практика, и на рядовых, и на топ-должностях несогласованность видения будущих результатов работы фатально сказывается на взаимной удовлетворенности ее итогами.Проясните все непонятные для вас моменты должностных обязанностей (командировки и их количество, время работы, возможные переработки).Узнайте все о бонусах – корпоративная связь, обучение, обеды, медицинская страховка.Выясните продолжительность испытательного срока, хотя сюрпризов здесь быть не должно: согласно трудовому законодательству, испытательный срок составляет три месяца и 6 месяцев для CEO.Задайте «статусные» вопросы: кто и кому будет непосредственно подчиняться? Будут ли у вас подчиненные и сколько? На всякий случай уточните прочность позиции – планируется ли расширение/сокращение штата. Обязательно выясните возможность дальнейшего развития на этой должности.Попросите разрешения прочесть договор. Даже если вы плохо разбираетесь в юриспруденции, в ваших интересах ознакомиться с документом, который будет регулировать ваши отношения с компанией. Если вам говорят, что договор стандартный, все равно его следует внимательно изучить (можно попросить у работодателя небольшой тайм-аут).Назначьте время подписания. День-два на ознакомление вполне достаточно.Определите, какие еще документы необходимо подписать (договор о неразглашении, должностную инструкцию и обязанности). Попросите копию должностной инструкции. Вам не нужно никаких сюрпризов, вы должны точно знать, что будете делать и за что вам платят деньги.Оценив будущие трудозатраты, приступайте к разговору о деньгах. Если вы вышли на вакансию через рекрутера, то, вероятно, знаете компенсацию на данной позиции, включая зарплату на испытательный срок. Однако большинство работодателей крайне редко анонсируют реальную сумму на сайтах поиска работы, включая тот, на котором вы находитесь. Сейчас все чаще встречаются формулировки типа «компенсация в зависимости от опыта соискателя» или «зарплата по результатам собеседования». Они означают, что работодатель вместе с предложением должен озвучить и оклад. Теперь слово за вами – отстаивайте наиболее приемлемый для вас уровень зарплаты, если чувствуете в себе силы. Напротив вас сидит работодатель, который в состоянии решить этот вопрос.«Белая» или «черная»? И в какой пропорции? Здесь в подавляющем большинстве случаев торговаться бесполезно. Финансовая политика решается на самом высоком уровне для всех сотрудников, и ради вас вряд ли станут делать исключение. Если, конечно, вы не претендуете на топовую должность.Установите точный день выхода на службу.Поблагодарите и начинайте думать о том, как, с кем и где вы будете отмечать переход на новую работу.
Вас «ставят на hold»
Если предложения сразу не последовало, вам стоит узнать, когда будет дан ответ.Спросите, как еще вы можете повлиять на решение работодателя, каким образом подтвердить свою профпригодность (к примеру, выполнить тестовое задание).Узнайте, как и с кем вы будете связываться. Обменяйтесь телефонами и уточните адрес электронной почты.
В такой расплывчатой ситуации стоит ограничиться только этим шорт-листом. В конце собеседования вы можете попросить выдержать сроки ответа, а также подчеркните, что раз вы вышли на «тропу войны», то делаете это серьезно и готовы принять приемлемое для вас предложение от другой компании. Будьте честны, открыты и вежливы. И работодатель к вам потянется.
Что не надо делать на собеседовании
Опоздание
Пунктуальность является добродетелью ищущего работу человека. Ваш несвоевременный приход сразу настраивает ожидавшего вас интервьюера – будь то рекрутер из кадрового агентства, сотрудник эйчар-службы компании или ваш возможный руководитель – не самым благодушным к вам образом. Впрочем, известно немало случаев, когда опоздание не помешало соискателю успешно трудоустроиться. Если вы понимаете, что задерживаетесь или вообще по какой-то причине не можете приехать, воспользуйтесь телефоном и предупредите, чтобы вас не ждали зря.
Неадекватный внешний вид
Кандидату полезно иметь понятие о деловом стиле одежды и нарядиться в соответствии с ним. Выражать свою индивидуальность через внешность допускается лишь людям творческих профессий: дизайнерам, светским обозревателям, артистам оригинального жанра. Еще важнее, чтобы одежда была чистой и опрятной, прическа аккуратной, ногти, как минимум, аккуратно подстриженными. Даже новые джинсы не относятся к одежде делового стиля.
Визит не по адресу
Выражать свою индивидуальность через внешность допускается лишь людям творческих профессий.
Соискатель, не знающий хотя бы в общих чертах, чем занимается компания, и на какую позицию он претендует, не получит высоких баллов. Невнимательное прочтение текста объявления о вакансии также не способствует успеху. Например, если там русским по белому написано о необходимости ведения переговоров на иностранном языке, не удивляйтесь, что ваш институтский базовый уровень будет сочтен недостаточным.
Отсутствие навыков самопрезентации
Перепуганному человеку, впадающему в полный ступор от простейших вопросов, после первых же неудач следует поучиться проходить интервью на соответствующем тренинге или пообщаться с хорошим психологом, который расскажет и покажет, как преодолеть стресс и не завалить этот, в общем-то, несложный экзамен. Учитесь рассказывать о себе внятно, с достоинством, без ухода в ненужные подробности. Помните, что умеренная уверенность всегда лучше, чем преувеличенная скромность.
Слишком хорошая самопрезентация
Если соискатель «говорит как пишет», то опытный интервьюер непременно постарается сбить его с толку неожиданным вопросом в лоб. Тем самым он проверит, действительно ли претендент такой замечательный, или же он просто побывал на удачном тренинге по подготовке к собеседованию. Не старайтесь казаться суперменом! Тренинги тренингами, а компании обычно нужны не те, кто умеют профессионально проходить интервью, но те, кто будут двигать ее бизнес.
Невыключенный мобильный телефон
Бог знает, сколько перспективных карьер оборвала телефонная трель из кармана соискателя!
Неудовлетворительный ответ на вопрос о причинах смены работы
О том, почему вы хотите поменять работу, вас гарантированно спросят на собеседовании.
Эта ошибка вынесена отдельным пунктом, потому что имеет принципиальное значение. В отличие от других стандартных вопросов, о том, почему вы хотите поменять работу, вас гарантированно спросят на собеседовании. Здесь уж вы должны убедить интервьюера в вашей лояльности и профессионализме без злобных выпадов в сторону бывшего (или настоящего) работодателя и при этом не изображать себя во всем белом посреди болота, но в то же время не упасть лицом в грязь и, вообще, не слишком приукрашивать ситуацию. Тем более что ваша информация легко проверяется, особенно на узких профессиональных рынках.
Затруднения при ответе на профессиональные вопросы
Ни в коем случае нельзя отвечать «не знаю» или «забыл», если спрашивают о вашей непосредственной работе или профессиональной сфере. Выкручивайтесь, как хотите, но отвечайте, рассуждайте вслух, не молчите, как второгодник! Если этих «не знаю» больше одного, скорее всего, вы претендуете не на свою позицию. А это уже очень серьезная ошибка.
Плохо оформленное портфолио
На интервью приходят не с пустыми руками. Минимальный боекомплект – 2–3 экземпляра резюме, дипломы и сертификаты, контакты рекомендателей. Для собеседования на некоторые позиции требуется принести портфолио. Это могут быть опубликованные статьи, фотографии, бизнес-планы, описания проектов – одним словом, все, что подтверждает ваш профессионализм и успешность. Все презентационные материалы уложите в удобные папки, чтобы вам самому было легко в них ориентироваться. Драные, заляпанные файлики и полиэтиленовые пакеты в таком случае малопригодны.
Отсутствие здорового любопытства
Не воспринимайте отказ как катастрофу или личное оскорбление.
Собеседование – это не допрос, а беседа равных. Выбирают не только «они», но и вы. Стало быть, когда вам предлагают задать вопросы о вашей будущей работе, будьте добры их сформулировать. У профессионального человека не может не быть вопросов – помните об этом. Ваша задача на собеседовании – понять свою задачу на работе, и если вы прикладываете усилия для того, чтобы уразуметь, что от вас потребуется в будущем, никто вас не осудит за любопытство.
Вранье
Тонкий вопрос. Хрестоматийные примеры блестящих карьер, начавшихся с обмана – преувеличенного опыта и образования, – вроде бы говорят о том, что иной раз соврать полезно. Но если не умеешь – не берись. Путающийся в показаниях соискатель представляет собой печальное зрелище.
По большому счету 80 процентов успеха обеспечивает объективная конгруэнтность соискателя и открытой вакансии, и лишь 20 процентов зависит от правильных ответов во время интервью и адекватности того, кто проводит собеседование. Вообще, интервью нужно именно для того, чтобы выявить эти точки совпадения или, наоборот, отсутствие таковых. Поэтому не воспринимайте отказ как катастрофу или личное оскорбление. Человек с сохранной психикой, приличным резюме и без чрезмерных амбиций непременно найдет своего работодателя.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment