Sunday, November 15, 2009
Посиделки у бабки Глафиры: ВЕЧНО БОЛЬНОЙ
НАЧАЛО ЦИТАТЫ__________________________
(Диля ЕНИКЕЕВА "Я ВЫБРАЛА НЕ ТОГО МУЖЧИНУ")
ВЕЧНО БОЛЬНОЙ
— Доктор, у меня неврастения, спазмы сосудов головного мозга и еще, на закуску, геморрой!..
Анекдот
Третью категорию мнимобольных называют ипохондриками (это психиатрический сленг). Научное название — ипохондрический невроз.
Ипоходрия — это чрезмерная забота о собственном здоровье. Такие люди постоянно озабочены своим здоровьем, часто высказывают различные жалобы на нарушения в деятельности внутренних органов и плохое самочувствие, постоянно прислушиваются к своим ощущениям. Даже незначительные изменения в деятельности организма вызывает озабоченность и тревогу. Ипохондрик фиксируются на них и считает, что заболел какой-то тяжелой болезнью. Ипохондрик всегда чем-то болен, то одной болезнью, то другой — то у него сердечные спазмы, то сосудистые кризы, то бронхит, то мигрень, то неполадки в работе кишечника, отрыжка, изжога и запоры, то рези при мочеиспускании, то головокружение, то везде болит.
Врач:
— Здесь больно?
— Больно.
— А здесь?
— Больно.
— А здесь?
— А-а-а! Больше я вам ничего не скажу!
Анекдот
Многие ипохондрики убеждены, что больны какой-то тяжелой, даже неизлечимой болезнью, а «безграмотные» врачи якобы никак не могут обнаружить эту болезнь. Причем, ипохондрик не только старается внушить это своей жене, но и сам искренне верит, что тяжело болен.
Такие люди охотно посещают многих врачей с разнообразными жалобами, требуют детального обследования «всего организма», будучи убеждены, что у них целый букет тяжелых заболеваний. Они удовольствием принимают назначенные лекарства и строго соблюдают предписанный режим.
Его организм находится под постоянным контролем врачей, но ведет себя как вздумается!
NN
Он утомляет членов семьи, знакомых и коллег подробным описанием симптомов своих мнимых болезней, ищет у них сочувствия и сердится, когда ему не верят. Обычно его расценивают как тяжело больного человека. Но не всегда. Некоторые жены весьма скептически относятся к постоянным жалобам супруга на нездоровье и убеждают, что он совершенно здоров. Но переубедить ипохондрика невозможно.
Натан по характеру мнительный, всегда очень заботился о своем здоровье. При малейшем недомогании берет больничный лист, тщательно соблюдает предписанный режим. Лежит в постели с видом умирающего, даже если у него легкая простуда, на лице страдальческое выражение.
Его жена Марина спокойная, веселая женщина, с чувством юмора. К чрезмерной заботе супруга о своем здоровье относится снисходительно, уже перестала обращать внимание на его постоянные жалобы, называет его «вечный больной» и «мнимобольной», а он обижается и называет её «бессердечной».
Иногда жена довольно жестоко подшучивает над ним. Однажды, когда Натан в очередной раз улегся в постель с пустяковым недомоганием и «умирающим» голосом попросил её принести воды, чтобы запить лекарство, Марина с делано озабоченным видом вошла к нему и заявила: «Пиши скорее завещание, нужно заверить у нотариуса, я только что слышала по телевизору, что из-за эпидемии гриппа уже десятки тысяч смертных случаев. Вдруг ты не доживешь до утра, а мне прийдется судиться с твоей сестрой за дачу». Натан не на шутку перепугался, а она хладнокровно заявила: «Черный юмор!» Или когда он очень сильно досаждает ей своими жалобами и «нытьем», она равнодушно бросает ему: «Да что ты разнылся! Ты ещё меня переживешь! Скрипучее дерево дольше живет.» Из-за этого у них бывают конфликты.
Хотя, кроме простудных заболеваний, он ничем не болеет, Натан всерьез уверен, что у него «целый букет» всевозможных болезней и недоволен врачами, которые «ничего не понимают» и «футболят» его от одного специалиста к другому, и ни один из них не может найти у него ни одной болезни.
Если жить на свете очень долго, то можно и умереть.
Д. Самойлов
Ипохондрик заставляет своих близких заботиться о себе, требует особого режима, особой диеты, особого к себе отношения, заботы и внимания, настаивает, чтобы члены сеьми соблюдали тишину, когда утомленный своими мнимыми болезнями папа ложится отдыхать.
Он очень любит себя и оберегает свое здоровье, настаивает сокращенном рабочем дне, часто отпрашивается с работы — то в поликлинику, то в аптеку, то из-за недомогания.
Некоторые ипохондрики после обеда или любой нагрузки ложатся отдохнуть. Дневной сон не менее 2-3 часов для них — «святое», а все члены семьи должны ходить «на цыпочках», чтобы, не дай Бог, его не побеспокоить. Выспавшись днем, тем не менее, испохондрик жалуется на бессонницу, а вечером перед сном совершает длительный «променад», жалуясь, что иначе не сможет заснуть.
Пациент — врачу:
— Сплю я хорошо, но мне все время снится, что я не могу заснуть!..
Анекдот
Даже незначительного подъема артериального давления, повышения температуры на десятые доли градуса, сердцебиения, недомогания, насморка достаточно, чтобы ипохондрик почувствовал себя очень больным, вызвал врача и надолго слег в постель, даже если дома или на работе ждут важные дела. Он требует, чтобы члены семьи ухаживали за ним, жалуется на свои страдания и ждет сочувствия. И конечно, считая себя «тяжелобольным», ипохондрик не может выполнять «супружеские обязанности», ведь любые нагрузки для него весьма чреваты, — это он внушает своей жене и сам в этом уверен.
Для своей семьи ипохондрик — тяжелая обуза. Любая психотравмирующая ситуация приводит к декомпенсации. В этих случаях происходит «уход в болезнь». Появляется ещё больше жалоб на здоровье, все внимание сосредоточивается на своих ощущениях, как правило, сильно преувеличенных.
Черствое сердце желудок бережет.
Г. Малкин
Галя, жена типичного ипохондрика, обратилась ко мне в связи с подавленным настроением. Она уверена, что причина её подавленности и бессоннцы — её благоверный. Она говорила мне: «Как же он надоел мне своим вечным нытьем! Я ведь прекрасно вижу, что ничего серьезного у него нет, но переубедить его невозможно. Петр уверен, что я черствая и жестокая, а он замучил и меня, и дочь. Все деньги уходят на лекарства для него, а они ему якобы не помогают и нужны другие. Петр один ездит каждый год на курорт, а я вкалываю, как вол, но три года не имею возможности отдохнуть. В этом году я заикнулась, что устала, и мне надо поехать в гинекологический санаторий — у меня серьезные проблемы, — а Петр улегся в постель, отвернулся к стене и еле слышным голосом говорит, что вернувшись, я уже вряд ли увижу его живым, так как один он погибнет. На самом деле вопрос стоял так — либо он едет в санаторий, либо я — муж почти не работает, а денег у нас и так не хватает. Дочь бросила институт и пошла работать, а ему хоть бы хны, как будто так и надо. Стоит ему почувствовать, что у него что-то в организме засвербило, Петр ложится в постель, пишет завещание и прощается с нами слабеющим голосом. Я уж не говорю о том, что в постели от него никакого проку, у него уже лет десять совсем «не стоит», — он ведь такой тяжелобольной!»
Что для мужчины важнее: человеческое достоинство или мужское?..
Д.Е.
Проблема импотенции мужа её не волнует, и раньше она никогда не испытывала с ним оргазма, а в последние годы вообще потеряла интерес к сексу. Если бы дело было только в его импотенции, то Галя с этим примирилась бы — она уверила себя, что секс ей не нужен. Проблема в другом — муж стал совершенно невыносимым по характеру и жить с ним и ухаживать за мнимобольным она больше не хочет.
Она уже давно подумывала о разводе, но у них были проблемы с разменом квартиры. Пролечившись, Галя решила эту проблему и развелась. Петру досталась однокомнатная квартира, а ей комната в коммунальной квартире. Он и тут умудрился «перетянуть одеяло на свою сторону», мотивировав, что ему нужны хорошие бытовые условия, а если он получит комнату в коммунальной квартире, другие жильцы будут его беспокоить. Петр настоял, чтобы дочь жила с ним — ему нужна сиделка. Галя не стала с ним препираться — он уже настолько ей надоел, что она не чаяла, как от него избавиться.
Через год Галя снова вышла замуж и оказалось, что интерес к сексу она ещё не потеряла. Ее второй супруг моложе её на 8 лет (ей 37 лет), и она наконец-то почувствовала себя женщиной.
Однако Петр не оставил её в покое. Он часто звонил бывшей жене и жаловался, что плохо себя чувствует, она бездушная женщина и бросила его почти умирающего.
Чтобы подбодрить себя, — читайте все некрологи в газетах.
NN
Когда дочь решила выйти замуж, Петр причитал, что все против него, все его бросают и никто не жалеет. Девушка прибежала к матери вся в слезах, спрашивая, что ей делать. Галя посоветовала ей послать отца «к черту» и не обращать внимания на его «нытье».
Потом Галя снова пришла ко мне с просьбой положить её мужа в психиатрическую больницу, так как, по её мнению, он совсем «свихнулся» на своих мнимых болезнях. Но без его согласия это невозможно. Тогда Галя встретилась с ним и заявила, что если он посмеет испортить жизнь дочери, то она положит его в «психушку», сказав врачам, что он угрожает её убить и гонялся за ней с ножом. Петр испугался и отстал от нее. Дочь благополучно вышла замуж, живет у мужа, но отца регулярно навещает.
Между шизофреником и неврастеником одна разница: шизофреник знает, что дважды два пять и спокоен, а неврастеник уверен, что дважды два — четыре, но нервничает!
Анекдот
Ипохондрики, как и все мнимобольные, — манипуляторы. Ладно бы, если б они были только озабочены собственным здоровьем. Их нескончаемые жалобы можно просто игнорировать. Но этим они не ограничиваются, отравляя близким жизнь упреками в невнимании, бездушии и даже жестокости. Один из способов манипулировать близкими подобны тому, к которому прибег Петр (точно так же поступают и некоторые женщины). Если дочь, которая преданно ухаживала за мнимобольным отцом в ущерб своей личной жизни все же решится выйти замуж, то боясь лишиться сиделки, ипохондрик выплеснет поток жалоб и упреков, вызывая у неё чувство вины. Сострадательная девушка не может позволить бросить «тяжелобольного» отца и отказывается от брака. Когда она решит выйти замуж в следующий раз — будет то же самое.
Как и все люди из категории лжебольных, ипохондрики эгоистичны. Им даже не приходят в голову, что они не только лишают близких отдыха, отнимают их время, а лекарства, обследование и консультации специалистов требуют больших денежных затрат, но и порой калечат судьбу своих детей.
Что вам делать, если ваш супруг относится к этой категории мнимобольных? Разумеется, сами вы не сможете поставить диагноз «ипохондрический невроз», да это и не нужно. Вы и сами, наверное, поняли, что без помощи психиатра не обойтись, потому что тут дело не в соматической болезни, а в наличии ипохрондрического невроза.
Пациент пожаловался, что у него болит горло. Ему немедленно удалили миндалины.
Потом он пожаловался, что у него болит живот, и ему сразу же вырезали аппендикс.
Когда врач опять спросил его, что его беспокоит, он отказался отвечать: у него болела голова.
Анекдот
Ваша задача — в свете того, что вы здесь узнали, проанализировать поведение супруга, если он убеждает вас, что очень болен. Для вас, в общем-то неважно, к какой именно категории мнимобольных он относится — к симулянтам, истерикам или ипохондрикам. Психиатр с этим разберется. А вам нужно решать для себя вопрос — есть ли основания предположить, что соматической болезни у него нет. Если ваш супруг и в самом деле тяжело болен соматически, то предложение проконсультироваться с психиатром его обидит (хотя, уверяю вас, это пошло бы ему только на пользу, если у него есть такие негативные черты характера, что он стал семейным тираном).
В определенной мере подсказкой вам могут послужить особенности характера вашего благоверного. Ипохондрический невроз бывает у людей определенного личностного склада — у мнительных, фиксированных на собственном здоровье, которые постоянно прислушиваются к деятельности внутренних органов (сердца, желудочно-кишечного тракта), считают свой пульс, меряют температуру или артериальное давление.
Бесполезно ходить по врачам-терапевтам и искать несуществующие болезни. Чаще всего ипохондрики обвиняют медицину в том, что она бессильна, а «бессильной» она оказывается в том случае, когда пациент требует найти у него болезнь, которой нет.
Жизнь — это болезнь материи.
NN
Лечить ипохондриков довольно трудно. Обычно они обвиняют врачей «в сговоре» — дескать, его «отфутболили» к психиатру, чтобы тот «приклеил» ему диагноз. Уговорить ипоходрика лечиться, — проблемно. Но даже согласившись, он измучает своих родных и врача жалобами — любое лекарство якобы вызывает у него побочные эффекты, и он не желает его принимать.
Невротик — человек, которому плохо даже тогда, когда ему хорошо.
NN
Однажды я назначила одному своему пациенту с ипохондрическим неврозом так называемое «плацебо» (в переводе с латыни — «пустышка») — всего лишь аспирин во флаконе с новой этикеткой, на которой было длинное название на латыни. И что вы думаете? Он его принял, дождавшсь прихода жены с работы, и через пару минут стал закатывать глаза и заваливаться. Перепуганная жена вызвала «Скорую помощь» (врачи предположили анафилактический шок), но от госпиталицации он отказался.
Запись в истории болезни: «После приема тетрабромфентанилтриметилвинилтригидронитрата больной почувствовал легкое недомогание.»
Д.Е.
И все же ситуация не безнадежна. Как и все неврозы, ипохондрический невроз лечится. Но лечить его, сами понимаете, должен именно психиатр.
(Диля ЕНИКЕЕВА "Я ВЫБРАЛА НЕ ТОГО МУЖЧИНУ")
КОНЕЦ ЦИТАТЫ___________________________
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment